Второе: Болезнь Безрассудства
К мученичеству не следует стремиться только ради него самого, кроме обстоятельств, которые будут описаны. Предпочтительнее, стремиться к этому для того, чтобы сделать религию господствующей. Тем не менее, нет ничего плохого, когда человек стремится к мученичеству, рискуя собой, подвергая себя опасности в сражении, поскольку мученичество не является главной целью такого риска. Главной целью является стремление сделать религию господствующей, другими словами, не должно быть так, что мусульманин во время битвы атакует только ради мученичества, не принимая во внимание ущерб, который он причинит врагу. И доказательство этому:
Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто сражается для того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, тот на Пути Аллаха". То есть он назвал целью джихада возвышение Слова Аллаха, не мученичество, которое может иметь место, а может и не иметь место. И это не будет иметь место, кроме как с тем, кого Всевышний Аллах выбрал для этого положения. Всевышний сказал:
«И Он избирает мучеников среди вас» (Аль-‘Имран, 3:140).
Высказывание Всевышнего:
«Сражайся на Пути Аллаха, ведь ты несешь ответственность только за себя самого, и побуждай верующих (сражать рядом с тобой). Быть может, Аллах удержит порочную силу неверных» (Ан-Ниса’, 4:84).
Таким образом, Он, Хвала Ему, приказал сражение для того, чтобы отразить порочную силу неверных. И Он, Хвала Ему, приказал в других аятах отразить смуту (фитну) неверных:
«...пока не исчезнет фитна...» (Аль-Анфаль, 8:39).
И Он, Хвала Ему, приказал причинить ущерб неверным:
«Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками...» (Ат-Тоуба, 9:14).
И Он, Хвала Ему, сделал целью джихада господство Его истинной религии, как сказал Всевышний:
«Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Ат-Тоуба, 9:33).
И Он, Хвала Ему, сделал сражение средством для достижения господства религии, как Он, Всевышний, сказал:
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет фитна и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху...» (Аль-Анфаль, 8:39).
Таким образом, исходной целью джихада является достижение господства религии, а не одно только мученичество. И цель этого сдержать жажду безрассудства среди мусульман, возвращая их к середине, которой является храбрость. Она находится между безрассудством и трусостью. И безрассудство, о котором мы говорим, это вступление в сражение ради одного мученичества, без принятия во внимание, того, что ты причиняешь своему врагу. Несмотря на то, что это разрешено в определенных обстоятельствах, как в случае с тем, кто окружен и опасается быть плененным и потому сражается, пока его не убьют, как в истории Отряда ‘Асима Ибн Сабита, это не является основным правилом. Если бы мученичество было главной целью, то не было бы разрешено отступать для присоединения к отряду или из стратегии войны, как сказал Всевышний:
«Те, которые в такой день повернутся спиной к неверным, кроме тех, кто делает это из приемов войны или для отхода к (своему) отряду, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Аль-Анфаль, 8:16).
Это делает понятным, что первоначальной целью является достижение господства религии и причинение ущерба врагу.
Также к учитываемым целям в джихаде относится сбережение Исламских сил (численности) и не подвергание мусульман гибели без каких-либо военных преимуществ. Поэтому мусульманину дозволено убежать от трех или более неверных, как сказал Ибн ‘Аббас: "Кто убежал от двух, тот убежал. Кто убежал от трех, тот не убегал". И в письме ‘Умара Са’ду, да будет доволен ими Аллах, было сказано: "Не отправляй ни разведчика, ни отряд туда, где ты опасаешься поражения, потерь и ущерба". Все это указывает на то, что сохранение Исламских сил является учитываемой целью. Еще яснее, чем это, в прояснении того, о чем мы говорим, было отступление Халида Ибн Аль-Уалида вместе с войском во время битвы при Му’та до места, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал это его действие "Фат’х". И это приводит Аль-Бухари от Анаса, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвестил о смерти Зейда, Джа’фара и Ибн Рууахи до того, как новости об этом дошли до них. Он сказал: "Зейд взял знамя и был сражен. Затем Джа’фар взял его и был сражен. Затем Ибн Рууаха взял его и был сражен", и его глаза переполнились (слезами). "Затем меч из мечей Аллаха взял его и Аллах открыл для них"». Ибн Хаджар сказал: «Люди Накъля (ниспосланных текстов) разошлись по поводу значения его слов: "...и Аллах открыл для них"» - далее он (Ибн Хаджар) сказал – «Аль-‘Имад Ибн Кассир сказал: "Согласование возможно, что когда Халид отвел назад мусульман, провел ночь и проснулся, чтобы обнаружить, что положение войска изменилось и враг решил, что к ним пришло подкрепление. И когда Халид атаковал их в этот момент, они отступили, но он не преследовал их, так как посчитал, что возвращение с мусульманами будет самой большой военной добычей"». Это проясняет, что сбережение мусульман и Исламских сил является учитываемой целью и обязательным является не подвергать риску гибели мусульман в случае отсутствия какой-нибудь военной выгоды из причинения ущерба врагу, держа в уме, что есть различные исключения из этого (правила). К ним относится дозволенность индивидуального риска собой ради мученичества, и это не считается бросанием себя к погибели, как говорится в двух хадисах Абу Айууба и Аль-Бара’, которые были рассказаны в тафсире высказывания Всевышнего:
«...и не бросайте себя к погибели...» (Аль-Бакъара, 2:195).
Несмотря на то, что это разрешено для отдельного человека, это не разрешено для всей армии, в соответствии с вышеупомянутыми доказательствами. И исключением в этом является, если смерть гарантирована в случае сохранения позиций напротив врага, также как и в случае отступления. В этом случае, остаться на позиции лучше.
С оперативной (боевой) точки зрения, мы можем сказать, что мусульманину следует вступать и участвовать в любой боевой операции, не оглядываясь на то, что будет ему причинено или, не оглядываясь на результат этой боевой операции, при четырех условиях. Они следующие:
Первое: Ее Соответствие Законодательству. Это идет от знания решения по поводу этого Джихада; является ли он обязательным и соответствует ли он законодательству, или нет? И это в основном происходит через знание положения этого врага и решения Всевышнего Аллаха относительно него. И я приведу в Третьем Приложении с разрешения Всевышнего Аллаха указания на то, что это относится к знанию, которым обязан обладать мусульманин.
Второе: Знамя. Не достаточно, чтобы твой враг был неверным, который заслуживает того, чтобы с ним сражались. Вернее, ты обязан, если ты идешь сражаться с этим врагом в одном ряду с группой, знать знамя этой группы и ее сущность. Исламское ли это знамя или нет? И когда мы говорим "Исламское", мы подразумеваем чисто Исламское, не смешанное с каким-либо неверием, таким как Социализм, Демократия и чем-либо другим из числа неверующих учений мысли. Поэтому, если люди этого знамени говорят, что они действуют для того, чтобы установить Исламский Социалистическую систему или Исламскую Демократию, то все это неверие, потому что Ислам является завершенной системой. Всевышний сказал:
«Сегодня Я завершил (усовершенствовал) вашу религию для вас...» (Аль-Ма’ида, 5:3).
Следовательно, Ислам не нуждается в этих придуманных людьми измышлениях. И кто пытается интегрировать Ислам в эти, придуманные людьми, измышления, тот говорит языком своего состояния (т.е. своими действиями), и он может даже открыто заявлять это, что Ислам незавершен (несовершенен) и, что мы нуждаемся в его усовершенствовании этими придуманными людьми системами. И все это есть неверие, как это было описано в "Основах Строгого Следования Книге и Сунне". И путем, через который это становится неверием, является отрицание истинности (так’сиб) слов Всевышнего: "Сегодня Я завершил (усовершенствовал) вашу религию для вас..." Таким образом, не разрешается сражаться под подобными смешанными знаменами в любых обстоятельствах, так как в действительности, ты будешь поддерживать знамя неверия и не будешь находиться на Пути Аллаха в любом случае. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто сражается для того, чтобы Слова Аллаха было превыше всего, тот на Пути Аллаха".
Третье: Военная Выгода. Не разрешается вступать в сражение, кроме как после изучения военной выгоды этого, так как первоначальной целью джихада является достижение господства религии. Военная операция может быть ответвлением при небольшой пользе, если она не сочетается с всеобщей военной стратегией, как например отряды, перебрасываемые Амиром. Или польза может быть только политической (по характеру), типа устрашения врага. Все это учитывается, и источником в определении пользы сражения является Амир, а не все воины, как было показано ранее в вопросе "Совещание (Шура)", также как и в вопросе "Сплоченность Группы (Джама’а)". Также этот вопрос будет затронут в Пятой Главе относительно того, как вопросы иджтихада остаются на решение Амира. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, Имам только лишь щит (защитник). Люди сражаются позади него, и к нему обращаются за защитой". Ибн Къудама сказал: «Вопрос джихада вверяется Имаму и его иджтихаду. Люди же должны подчиняться ему в том, что он считает относительно этого (дела)».
Четвертое: Принятие Мер Предосторожностей в Вопросах Безопасности. Это может быть посредством установления охраны вокруг целей и войска. Или это может быть посредством использования методов обмана (хитрости). Или это может быть также посредством принятия мер индивидуальной безопасности, таких как ношение брони и шлема или рытья рвов или подобного этому, как это делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он одевал кольчугу и шлем, "мигъфар", и он рыл ров, несмотря на то, что он был защищен от вреда людей. Всевышний сказал:
«Аллах защитит тебя от людей» (Аль-Ма’ида, 5:67).
Значит, он делал это в качестве (законодательного) установления для нас, и если убийство и раны происходят по предопределению Всевышнего Аллаха, то отражение этого предопределения законодательно установленными мерами является обязанностью, что также относится к предопределению Всевышнего Аллаха, и поэтому не следует сдаваться возможности быть убитым или раненым. В противном случае, для того, кто утверждает подобное, было бы необходимо сдаться неверующему врагу также, так как этот враг также относится к предопределению Всевышнего Аллаха. Таким образом, обязанностью является отражение (их). И по поводу правила "Правило Отражения Предопределения Предопределением" Ибн Аль-Къайим сказал: «Знающий лидер, Шейх ‘Абдуль-Къадир Аль-Джейлани сказал: "Если люди подходят к вопросу решения и предопределения (аль-къада’ уаль-къадр), они останавливаются, исключая меня, так как я открыл для себя маленькое окошко относительно этого, поэтому я противлюсь предопределению Аль-Хаккъа истиной Аль-Хаккъа. И человек, это тот, кто противостоит Къадру, а не тот, кто сдается Къадру. И польза рабов не будет осуществлена в их жизни, кроме как отражением любого предопределения другим (предопределением). Так, как насчет их возврата (в будущей жизни)?"
"Всевышний Аллах приказал, чтобы плохое, которое относится к Его предопределению, отражалось с помощью благого, которое (также) относится к Его предопределению. Аналогично этому, голод относится к Его предопределению, и Он приказал, чтобы он был отражен с помощью еды, что (также) относится к Его предопределению. И если раб сдается перед предопределением голода, когда у него была возможность отразить его едой, до того, что он умирает, то он умирает в неповиновении. Аналогично этому и холод, и жара, и жажда. Все они от Его предопределения, и Он приказал, чтобы они были отражены (другим) предопределением, которое противостоит им. То, что отражает, также как и то, что отражается, и отражение (само) относятся к Его предопределению".
"Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил этот смысл полной ясностью, когда они (сподвижники) сказали: ‘О Посланник Аллаха, считаешь ли ты, что лекарства, которые мы используем как средство излечения, рукъия, которыми мы делаем рукъю, защита, которой мы ищем защиты, отражает что-либо из предопределения Аллаха?’ Он сказал: ‘Они из предопределения Аллаха’".
"И в другом хадисе: ‘Поистине, мольба и испытания борются (друг с другом) между небесами и землей’. Если враг из неверных подступает к стране Ислама, он подступает к ней по предопределению Аллаха. Разве разрешено мусульманам сдаться перед этим предопределением и отказаться от отражения его предопределением подобно этому – которым является джихад, которым они отражают предопределение Аллаха Его (другим) предопределением?"» Шейх Уль-Ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, также сказал подобное, комментируя слова Шейха ‘Абдуль-Къадира Аль-Джейлани. Отражение предопределения предопределением является принятым правилом в законодательстве, установленным среди мусульман со времен сподвижников, да будет доволен ими Аллах. На это указывает ответ ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба Аби ‘Убайде, да будет доволен ими Аллах. Это было, когда ‘Умар прибыл в Аш-Шам, и обнаружил, что там вспыхнула эпидемия чумы. ‘Умар провел совещание с людьми и затем вознамерился вернуться. После, ‘Абдур-Рах’ман Ибн ‘Ауф сообщил ему, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал подобное этому. И это было в том, где Аль-Бухари рассказал от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах. В нем говорится: «’Умар обратился к людям: "Поистине, я выезжаю утром, так сделайте же то же самое утром". Абу ‘Убайда Ибн Аль-Джаррах сказал: "Ты бежишь от предопределения Аллаха?". На что ‘Умар сказал: "Если бы кто-нибудь другой сказал это, О Абу ‘Убайда. Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха"».
Таким образом, эти четыре условия: "Соответствие Законодательству", "Знамя", "Военная Выгода" и "Меры Предосторожности в Вопросах Безопасности"; если ты берешь их и действуешь в соответствии с ними в сражении, тогда выступай и полагайся на Аллаха Всевышнего. И пусть тебя не обременит то, что постигнет тебя и то, чего ты добьешься в этом сражении, так как это предоставлено Всевышнему Аллаху.