Г. Наше отношение к ангелам
1. В наших повседневных делах нам следует помнить об ангелах. Писание ясно говорит о том, что Бог желает, чтобы мы знали о существовании ангелов и о природе их действий. Поэтому нам не следует думать, что учение об анге-лах не имеет никакого отношения к нашей повседневной жизни. Знание о су-ществовании ангелов и характере их служения может обогатить жизнь хрис-тианина и в наши дни.
Когда мы приходим к Богу в поклонении, мы присоединяемся не только к огромному количеству умерших верующих, которые попали в присутствие Божье на небе, к «духам праведников, достигших совершенства», но также и к «тьмам Ангелов» (Евр. 12:22,23). Хотя обычно мы не видим этого небесного поклонения и не отдаем себе в нем отчета, оно, несомненно, обогащает наше чувство почтения и радости в присутствии Божьем, если мы действительно ценим тот факт, что в нашем поклонении Богу к нам присоединяются ангелы.
12 В настоящем времени глагол έπιθυμονσιν («стремятся») обретает значение «по-
стоянно, даже сейчас стремятся» проникнуть в это. Это стремление есть святое желание
увидеть славу Царства Христа, когда оно осуществляется в жизни конкретных христиан
в истории церкви (см.: Wayne Grudem, 1 Peter, p. 73).
13 Это не означает, что мы не должны бояться огорчить грехом Самого Бога; речь
просто идет о том, что Как присутствие других людей удерживает нас от греха, так и
знание о присутствии ангелов помогает нам справиться с греховными желаниями.
Кроме того, нам следует помнить, что в течение дня ангелы видят как наше послушание, так и наше неповиновение Богу. Даже если мы думаем, что со-грешаем тайно и что это никого не печалит, нам следует вспомнить о том, что наше неповиновение видят, может быть, сотни ангелов, которых это печа-лит13. С другой стороны, когда мы отчаиваемся и думаем, что наша верность и послушание Богу никому не видны и никого не ободряют, нас должна уте-шать мысль о том, что, возможно, сотни ангелов видят нашу борьбу, которую мы ведем в одиночестве, каждый день «стремясь проникнуть» в то, как вели-кое спасение Христово действует в нашей жизни.
Словно бы для того, чтобы ярче подчеркнуть реальность присутствия ан-гелов, которые наблюдают за нашим служением Богу, автор Послания к Ев-реям говорит о том, что ангелы иногда принимают человеческий облик, судя по всему, для того, чтобы совершать своего рода «инспекцию». Читаем: «Стран-нолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостепри-имство Ангелам» (Евр. 13:2; ср.: Быт. 18:2—5; 19:1—3). Это должно способство-вать нашему желанию послужить незнакомым людям; кто знает, может быть, придя на небеса, мы встретим там ангела, который на земле являлся нам в об-разе человека, находящегося в беде.
Когда мы внезапно получаем избавление от опасности или от отчаяния, мы можем считать, что Бог послал нам в помощь ангелов, и нам следует благода-рить Его за это. Ангел затворил пасти львам, так что они не смогли причинить вреда Даниилу (Дан. 6:22), освободил из темницы апостолов (Деян. 5:19,20), а затем Петра (Деян. 12:7—11), ангелы служили Иисусу в пустыне сразу после того, как окончилось Его искушение и когда Он был очень слаб (Мф. 4:11) '4.
Когда машина внезапно сворачивает, не задев нас, когда мы понимаем, что еше шаг — и мы бы упали в бушующую реку, когда мы благополучно ми-нуем опасный район, не следует ли нам думать, что Бог послал Своих ангелов, чтобы те защитили нас? Не обещает ли Писание: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не пре-ткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12)? Не следует ли нам возблаго-дарить Бога за то, что он посылает нам эту помощь? Да, следует.
2. Предостережения, касающиеся наших взаимоотношений с ангелами. Необходимо помнить несколько предостережений.
1) Мы должны остерегаться лжеучений, получаемых от ангелов.Библия предостерегает нас, чтобы мы не принимали лжеучений от предполагаемых ангелов: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Павел пре-дупреждает об этом, поскольку знает о вероятности подобного соблазна. Он говорит: «Сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Также лже-пророк, соблазнивший человека Божьего, утверждал: «Ангел говорил мне спо-вом Господним, и сказал: „вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и на-пьется воды"» (3 Цар. 13:18, курсив мой. —У. Г.). Однако сразу же добавлено: «Он солгал ему».
14 Отметим также рассказ Луки о том, что во время молитвы Иисуса в Гефсиман-ском салу «явился... Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43). Этот текст засвиде-тельствован в самых древних рукописях.
Таким образом, от ангелов было получено ложное учение или водитель-ство. Интересно, что все эти случаи ясно показывают нам возможность сата-нинского соблазна, который подталкивает нас к неповиновению четкому уче-нию Писания или повелениям Бога (ср.: 3 Цар. 13:9). Эти предостережения должны удержать христиан от доверчивого отношения к уверениям, напри-мер, мормонов, которые говорят, что с Джозефом Смитом говорил ангел (Мо-рони), который и открыл ему основы религии мормонов. Это «откровение» противоречит Писанию (в таких вопросах, как учение о Троице, о личности Христа, об оправдании одной только верой, и во многих других), и христианам не следует верить подобным заявлениям15. То, что канон Писания утвержден окончательно, также должно помочь нам понять, что ныне Бог не дает нам даль-нейшего откровения в учении, и любые заверения о том, что то или иное учение было получено от ангелов, следует незамедлительно отвергать как ложные.
2) Не следует поклоняться ангелам, молиться им и искать встреч с ними.
«Служение Ангелов» (Кол. 2:18) было одним из лжеучений, распространен-ным в Колоссах. Кроме того, ангел, который говорит с Иоанном в Открове-нии, запрещает Иоанну поклоняться ему: «Смотри, не делай сего; я сослу-житель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу по-клонись» (Отк. 19:10).
Не следует и молиться ангелам. Молиться нужно только Богу, Который один всемогущ и потому способен отвечать на молитвы Своего народа. По Своему всемогуществу и всеведению Бог-Сын и Бог-Дух Святой также до-стойны молитв, но ни об одном другом существе этого сказать нельзя. Павел предостерегает нас, чтобы мы не думали, что между нами может быть какой-либо иной посредник, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и челове-ками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Если бы мы молились ангелам, то мы приписывали бы им статус, равный божественному, чего делать не следу-ет. В Писании нет ни одного примера обращения к конкретному ангелу или просьбы о помощи, обращенной к ангелам.
15 Конечно, в Писании есть случаи, когда богословские истины передаются людям через ангелов (Лк. 1:13—20, 30—37; 2:10—14; Деян. 1:11; Евр. 2:2). Упомянутые выше тек-сты запрещают принимать от ангелов лишь такое учение, которое противоречит Писа-нию.
Кроме того, Писание не призывает нас искать контакта с ангелами. Ис-кать подобных видений — значит проявлять нездоровый интерес к ярким собы-тиям, в этом нет любви к Богу и к Его делу. Хотя в Писании ангелы являются людям, сами люди подобных встреч никогда не ищут. Наша роль — говорить с Господом, Который повелевает всеми ангельскими силами. Однако в просьбе к Богу исполнить Его обетование, данное в Пс. 90:11, и послать ангелов для защиты от несчастий, нет ничего неправильного.
3) Являются ли ангелы людям в наши дни?В самый ранний период исто-рии церкви ангелы часто являлись людям. Ангел повелел Филиппу отправить-ся на юг, по дороге, которая ведет из Иерусалима в Газу (Деян. 8:26); повелел Корнилию отправить посланца к Петру, чтобы вызвать того из Иоппии (Деян. 10:3—6); призвал Петра встать и выйти из темницы (Деян. 12:6—11); обещал Павлу, что никто на корабле не погибнет и что он еще предстанет пе-ред кесарем (Деян. 27:23,24). Кроме того, автор Послания к Евреям призыва-ет своих читателей, ни один из которых не был апостолом и не принадлежал даже к верующим первого поколения, связанным с апостолами (см.: Евр. 2:3), чтобы они продолжали оказывать гостеприимство незнакомым людям, явно полагая, что они также могут встретить ангелов, сами о том не подозревая (Евр. 13:2).
Поэтому никаких причин полагать, что в наши дни ангелы являться не могут, просто нет. Кто-то может возразить, что достаточность Писания (см.: гл. 7) и окончание формирования канона (см. гл. 2) исключают явление анге-лов в наши дни16. Иногда говорят, что нам не следует ожидать, что Бог обра-тится к нам через ангелов. Хотя ангелы и не станут добавлять что-либо к бого-словскому и моральному учению Писания, Бог может сообщать нам инфор-мацию через ангелов, как Он делает это через пророчество17, или через обычное общение с другими людьми, или в тот момент, когда мы наблюдаем мир. Если Бог может послать другого человека, чтобы тот предупредил нас об опасности или ободрил нас, когда мы отчаиваемся, то Он вполне может послать с той же целью и ангела.
Однако если такое необычное событие действительно произойдет в на-шей жизни, то, принимая водительство от ангела, нам следует быть крайне осторожными. (Возможно, важно помнить, что в наши дни подобных случаев фиксируется очень мало, чаще всего при этом речь идет об учениях, противо-речащих Писанию, показывающих, что это явления бесов, а не ангелов.) Зная, что бесы могут являться нам в виде ангелов света (см.: 2 Кор. 11:14), нужно быть настороже, так как явление ангелоподобного существа еще не означает, что оно говорит истину. Писание — наше руководство, и ни одно ангельское существо не может дать нам авторитетного учения, которое противоречило бы Писанию (см.: Гал. 1:8).
16 О прекращении некоторых духовных даров см. в гл. 51. 17См. гл.52.
Явление ангела в наши дни было бы событием незаурядным. Если такое (как нам кажется) произошло, следует тщательно проанализировать все, что об этом известно. Однако нет никаких причин утверждать, что такое событие не может произойти ни в коем случае, особенно если речь идет о ситуациях, связанных с опасностями или с противодействием силам зла.
Вопросы для самостоятельной работы
Как тема этой главы повлияла на ваше представление об ангелах в целом? Изменится ли ваше состояние, если во время поклонения вы будете осознавать, что находитесь в присутствии ангелов, которые славят Бога?
Как вы думаете, сейчас ангелы смотрят на вас? Как вы считаете, что они испытывают, глядя на вас? Вы когда-нибудь испытывали особенную радость по-еле покаянной молитвы человека, принимающего Христа как Спасителя? Как вы считаете, может ли эта радость отчасти объясняться тем, что с вами вместе раскаянию грешника радуются и ангелы (Лк. 15:10)?