В. И все же мы можем обладать истинным знанием о Боге
Несмотря на то что мы не можем познать Бога исчерпывающим образом, мы можем знать истину о Боге. Ведь все, что Писание говорит нам о Боге — правда. Правда то, что Бог есть любовь (1 Ин. 1:5), что Бог есть дух (Ин. 4:24), что Бог справедлив или праведен (Рим. 3:26) и т. д. Утверждая это, мы не гово-рим, что знаем все о Боге, о Его любви, о Его праведности или о любом дру-гом Его свойстве. Когда я говорю, что у меня три сына, это утверждение пол-ностью истинно, хотя я и не знаю всего о моих сыновьях и даже о себе са-мом. Точно также обстоит дело и с нашим знанием о Боге. Мы обладаем истинным знанием о Боге, почерпнутым из Писания, хотя мы и не обладаем исчерпывающим знанием. Мы можем узнать о некоторых из Божьих помыс-лов — и даже о многих из них — из Писания, и, узнавая о них, мы, подобно Давиду, находим их «ценными» (Пс. 138:17). (В синодальном переводе — «воз-вышенные». Еврейское слово יקר имеет следующие значения: ценный, доро-той; драгоценный [окамне]; редкий; прекрасный; значительный, важный. Пе-реводчики версии, которую цитирует автор, предпочли вариант «ценный» — precious. — Примеч. пер.)
Еще более важно то, что мы познаем Самого Бога, а не просто факты о Нем или отом, что Он свершает. В разговорном английском языке мы прово-дим различие между знанием фактов и знанием людей. Я был бы прав, если бы сказал, что знаю много фактов, связанных с президентом Соединенных Шта-тов, однако я не могу сказать, что я знаю его самого. Если бы я сказал, что знаю его, это означало бы, что я встречался и беседовал с ним и что у меня с ним есть какие-то взаимоотношения.
Многие люди сейчас утверждают, что мы не можем знать Самого Бога, мы можем знать только факты, связанные с Ним или с тем, что Он делает. Другие говорят, что мы не можем знать Бога таким, каков Он есть, а можем знать Его лишь таким, каким Он открывается нам в отношениях с нами (подразумевается, что эти два аспекта имеют некие различия). Но Писание не утверждает этого. В многочисленных текстах говорится о познании Самого Бога. В Книге Пророка Иеремии мы читаем следующие слова Божьи:
Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий ми-лость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иер. 9:23,24).
Здесь Бог говорит, что источником нашей радости и чувства значимости должно быть не наше имущество и не наши способности, а тот факт, что мы знаем Его. Также Иисус в молитве к Отцу говорит: «Сия же есть жизнь веч-ная, дазнают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Хри-ста» (Ин. 17:3). Обетование нового завета заключается в том, что все будут знать Бога, «от малого до большого» (Кор. 8:11), а в Первом послании Иоанна говорится, что Сын Божий пришел и даровал нам разум, «да познаем (Бога) истинного» (1 Ин. 5:20; см. также: Гал. 4:9; Флп. 3:10; 1 Ин. 2:3; 4:8). Иоанн говорит: «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Ин. 2:13).
Богатство христианской жизни состоит, помимо всего прочего, и в лич-ных взаимоотношениях с Богом, а это доказывает, что мы знаем именно Са-мого Бога. Как показывают эти тексты, мы обладаем гораздо большей при-вилегией, нежели просто знание фактов, имеющих отношение к Богу. Μ ы го-ворим с Богом в молитве, а Он говорит к нам в Своем Слове. Мы собираемся в Его присутствии, поем Ему хвалу и знаем, что Он лично пребывает среди нас и дарует нам благословение (Ин. 14:23). Воистину эти личные взаимоотноше-ния с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Духом Святым — это величайшее из всех благословений христианской жизни.
Вопросы для самостоятельной работы
Иногда люди говорят, что на небесах будет очень скучно. Как может по-мочь ответить на это возражение тот факт, что Бог непостижим, но при этом по-знаваем?
Почему мы можем быть уверены, что на небесах Бог не скажет нам, что большая часть из того, что мы знали о Нем — неправда и что нам придется за-быть это и начать узнавать о Нем нечто иное?
Вы бы хотели познавать Бога все глубже и глубже в течение вечности? По-чему? Вы бы хотели однажды познать Бога исчерпывающе? Почему?
Как вы считаете, почему Бог решил открыть Себя нам? Вы узнаете о Нем больше из откровения в природе или из откровения в Писании? Как вы считаете, почему помышления Бога «дороги» нам (Пс. 138:17)? Вы назвали бы ваши взаи-моотношения с Богом личными? В чем эти отношения схожи с вашими взаимо-отношениями с другими людьми и чем отличаются от них? Что могло бы улуч-шить ваши взаимоотношения с Богом?
Специальные термины
Непостижимый познаваемый
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные)
Litton (вопрос напрямую не рассматривается)
Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 1:242-248
1892-1894 Miley, 1:137-158
1983 Cottrell, 1:1-47, 306-387
Oden, 1:317-374
Баптистские
Gill, 2:352-364
Boyce, 8-54
Mullins, 35-48
Henry, 2:17-167, 247-334; 5:375-409
Erickson, 137-140, 177-181, 268-271
Диспенсационалистские
Chafer, 1:179-186
Ryrie, 25-34
Лютеранские
Pieper, 1:375-381
Реформатские (или пресвитерианские)
Calvin, 1:33-43 (1.1-2)
Hodge, 1:191-202, 335-365
1909 Bavinck, DG, 13-110
Berkhof, 29-40
Buswell, 1:29-30
Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
Williams, 1:29-46
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия
1955 Ott, 17-24