Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из ста-рейшин Израилевых, и видели Бога Израилева... Они видели Бога, и ели, и пили (Исх. 24:9-11)
Кроме того, народ Израиля каждый год должен был отдавать десятую часть урожая. Закон Моисея гласит:
И ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там, десятину хлеба твоего, вина тво-его и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. <...> ...И ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семей-ство твое (Втор. 14:23—26, курсив мой. — У. Г.).
Но даже еще раньше Бог поместил Адама и Еву в Эдемский сад и дал им для питания все, кроме плодов древа познания добра и зла. Поскольку тогда еще не было греха и поскольку Бог сотворил их для общения с Ним и для того, чтобы они славили Его, то все, что Адам и Ева ели, было трапезой в присут-ствии Бога.
Позднее, когда это общение в присутствии Бога было разрушено грехом, Бог все же позволял принятие пищи (как, напр., трапеза десятины, о которой говорилось выше) в Его присутствии. Такие трапезы восстанавливали обще-ние с Богом (то общение, которое было даровано Адаму и Еве до грехопаде-ния), несмотря на то что это общение было омрачено грехом. Но общение, ко-торое даруется нам в Вечере Господней, несравненно лучше. Ветхозаветные жертвенные трапезы постоянно указывали на то, что за грехи еще не заплаче-но, так как жертвоприношения за них совершались ежегодно и люди ожида-ли Мессию, который должен был прийти и устранить грех (см.: Евр. 10:1 —4). Вечеря Господня напоминает нам, что Иисус уже понес наказание за наши грехи, поэтому теперь мы вкушаем трапезу в присутствии Господа с великой радостью.
Совершая Вечерю Господню, мы надеемся на более прекрасную трапезу в присутствии Бога в будущем, когда общение Эдема будет восстановлено и радость будет еще более великой, ведь участвовать в этой трапезе в присут-ствии Бога будут прощеные грешники, утвержденные в праведности, неспо-собные согрешить вновь. Об этом будущем времени великой радости и трапе-зы в присутствии Бога Иисус говорит: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). В Книге Откровение о брачном пире Аг-нца говорится более открыто: «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны зван-ные на брачную вечерю Агнца» (Отк. 19:9). Это будет время великой радости в присутствии Господа, с почтением и трепетом пред Ним.
Итак, от Книги Бытие до Книги Откровение рассказывается, как Бог стремился привести Свой народ к общению с Ним, и наша великая радость заключается в возможности есть и пить в присутствии Господа. В наши дни Церкви следовало бы возродить живое чувство присутствия Бога за этой тра-пезой.
Б. Значение Вечери Господней
Смысл Вечери Господней сложен. Вечеря Господня символизирует и утверждает множество явлений.
1. Смерть Христа. Когда мы участвуем в Вечере Господней, мы тем самым возвещаем смерть Христа, потому что наши действия символизируют Его смерть ради нас. Когда преломляется хлеб, это символизирует преломление тела Хрис-Това, а когда изливается чаша, это символизирует излияние крови Христовой ради нас. Вот почему участие в Вечере Господней — это также своего рода воз-вещение: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26,курсив мой. — У. Г.).
2. Наше участие в преимуществах смерти Христа. Иисус повелел Своим ученикам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26).Принимая чашу, мы тем самым провозглашаем: «Я принимаю блага смерти Христовой», т. е. символически отображаем тот факт, что мы участвуем в преимуществах, за-служенных смертью Иисуса.
3. Принятие духовной пищи. Как физический хлеб питает наши физичес-кие тела, так и хлеб и вино Вечери Господней питают нас. Но они также сим-волизируют духовное питание, которое Христос дает нашим душам. Иисус сказал:
Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:53-57).
Несомненно, Иисус не говорит здесь в буквальном смысле. Но если так, то, скорее всего, Он говорит о духовном участии в благах искупления, кото-рые Он заслужил для нас. Это духовное питание, которое так необходимо на-шим душам, совершается в Вечере Господней и символически, и реально.
4. Единство верующих. Когда христиане совместно участвуют в Вечере Гос-подней, они также ясно показывают свое единство. Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17).
Когда мы соединяем эти четыре аспекта, то начинаем осознавать некото-рую часть смыслового богатства Вечери Господней: я вхожу в присутствие Христа и вспоминаю о том, что Он умер за меня; я участвую в преимуществах
Его смерти; я получаю духовную пищу; я воссоединяюсь со всеми верующи-ми, которые также участвуют в этой вечере. Какой повод для благодарения и радости!
Однако помимо этих истин, которые видимым образом воплощаются в Вечере Господней, Христос также многое обещает и утверждает в отношении нас самих.
5. Христос утверждает Свою любовь ко мне. Факт, что я могу участво-вать в Вечере Господней, — на которую Иисус приглашает меня, — это живое напоминание и видимое подтверждение любви Иисуса Христа ко тине лично, индивидуально. Когда я приступаю к Вечере Господней, я снова и снова удо-стоверяюсь в том, что Иисус любит лично меня.
6. Христос утверждает, что мне уготованы все благословения спасения. Приглашение на Вечерю Господню, в присутствие Бога, подтверждает, что Иисус приготовил для меня обильные благословения. В этой трапезе я воис-тину предвкушаю великий пир за столом Царя. Я прихожу на Его трапезу как член Его вечной семьи. Приветствуя меня за Своим столом, Господь дает мне уверенность в том, что Он поприветствует меня через все другие благослове-ния как на земле, так и на небе, и особенно на великом брачном пиру Агнца, на котором мне уже приготовлено место.
7. Яутверждаю мою веру в Христа. И наконец, когда я беру хлеб и чашу, своими действиями я провозглашаю: «Я нуждаюсь в Тебе и верю в Тебя, Гос-подь Иисус, для того чтобы Ты простил мои грехи и дал жизнь и здоровье моей душе, ибо только Твоим преломленным телом и пролитой кровью я могу быть спасен».
Когда я участвую в преломлении хлеба, и ем его, и в излиянии чаши, и пью из нее, я вновь и вновь провозглашаю, что мои грехи также были причи-ной страданий и смерти Иисуса. Таким образом, красота Вечери Господней смешивается с грустью, радостью, благодарением и любовью к Христу.