Подробно Евр. 6:4—6 рассматривается в гл. 39
Контекст показывает, что Иисус говорит не о грехе, который заключает-ся просто в неверии или отрицании Христа, а о грехе, который подразумевает: 1) ясное понимание, Кто такой Иисус и какая сила (Святой Дух) действует через Него; 2) осознанное отрицание фактов, связанных с личностью Христа, о которых Его противникам было известно, что они истинны; 3) злонамереннуюпопытку приписать сатане результаты труда Святого Духа через Христа. В этом случае жестокосердие было настолько велико, что любые обычные средства, способные привести грешника к покаянию, были бы отвергнуты. Убеждение истиной не принесло бы результатов, ибо эти люди уже знали истину и созна-тельно отвергали ее. Проявления силы Духа Святого в исцелении и в дарова-нии жизни не были бы действенны, так как фарисеи видели такие проявления и отвергали их. В данном случае не стоит говорить, что грех сам по Себе на-столько ужасен, что не может быть покрыт искупительным трудом Христа; скорее всего, ожесточенное сердце грешника не дает возможности даровать ему прощение через покаяние и веру в Христа ради спасения. Этот грех не мо-жет быть прощен, потому что он отсекает грешника от покаяния и спаситель-ной веры через принятие истины.
Беркхоф определяет такой грех следующим образом:
Этот грех состоит в сознательном, злоумышленном, вопреки оче-видности, и преднамеренном отрицании и злословии свидетельства Святого Духа в отношении благодати Бога во Христе, когда эту благо-дать из ненависти и враждебности приписывают князю тьмы... Совер-шая этот грех, человек преднамеренно, злоумышленно и осознанно при-писывает сатане то, что очевидно является трудом Бога28.
Беркхоф поясняет, что этот грех состоит «не в сомнении по поводу исти-ны, не в ее греховном отрицании, а в противоречии этой истины, которое про-исходит вопреки убеждению разума, просвещению совести и даже решению сердца»29.
Непрощаемый грех подразумевает крайнее ожесточение сердца и отсут-ствие раскаяния. Следовательно, люди, которые боятся совершить подобный грех и в сердце своем сожалеют о грехе и ищут Бога, не попадают в категорию виновных в непрощаемом грехе. Беркхоф говорит: «Мы можем быть уверены, что если люди опасаются, что они совершили такой грех, тревожатся об этом и просят молиться о них, то они не совершали ничего подобного»30.
28 Berkhof, Systematic Theology, p. 253.29Ibid.
30 Ibid., p. 254.
Такое понимание непрошаемого греха согласуется и с Евр.6:4—6. Там «от-падшие» знали истину и были убеждены в ней: они были «просвещены» и «вкусили дара небесного»; они в определенной степени участвовали в труде Святого Духа и вкусили «благого глагола Божия и сил будущего века», и все же они осознанно отвернулись от Христа и «ругаются Ему» (Евр.6:6). На них не действуют обычные Божьи средства, с помощью которых Он приводит людей к покаянию и вере. Зная истину и будучи убежденными в ней, они со-знательно отвергли ее.
Однако 1 Ин. 5:16,17, судя по всему, относится к другой категории. Вэтом тексте говорится не о грехе, который никогда не будет прощен, а скорее о грехе, который ведет к смерти, если в нем упорствовать. Вероятно, этот грех подразу-мевает учения, содержащие серьезные доктринальные ошибки о Христе. В кон-тексте, посвященном прошению с верой того, что согласуется с волей Божьей (1 Ин. 5:14,15), Иоанн просто говорит нам, что мы можем с верой молиться Богу о том, чтобы Он простил этот грех, если человек не раскаивается, — но он, бе-зусловно, не запрещает молиться о том, чтобы еретические учители отвратились от своей ереси, покаялись и тем самым обрели прощение. Многие люди, пропо-ведующие серьезные доктринальные заблуждения, еще не зашли настолько далеко, чтобы можно было говорить, что они совершили непрощаемый грех и не могут покаяться из-за своего же собственного жестокосердия.
Д. Наказание за грех
Наказание Божье за грех — это средство, с помощью которого Бог пыта-ется удержать от последующих грехов и предостеречьтех, кто знает об этом. Но это не главные причины, ведущие к наказанию. Главная причина заклю-чается в том, что этого требует праведность Божья, чтобы Бог был проел ав-лен в мире, который Он сотворил. Он — Господь, «творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:24).
Павел говорит о Христе Иисусе, «Которого Бог предложил в жертву уми-лостивления в Крови Его чрез веру» (Рим. 3:25). Далее Павел объясняет, поче-му Бог предложил Иисуса как «умилостивление» (т. е. жертву, которая несет на себе гнев Бога, направленный на грех, и тем самым обращает гнев Бога в милость): «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:25). Павел осознает, что если бы Христос не искупил наши грехи, то Бог не был бы явлен как Бог праведный. Поскольку Он не наказал их в про-шлом, люди имели бы право обвинить Бога в неправедности, исходя из утверж-дения о том, что Бог, не наказывающий за грехи, — это неправедный Бог. По-этому, когда Бог послал Христа, чтобы Тот умер и искупил наши грехи, Он показал Свою праведность. Он сохранил наказание, относящееся к прошлым грехам (ветхозаветных святых), а затем, в совершенной праведности, Он свер-шил это наказание над Христом на кресте. Таким образом, умилостивление Голгофы ясно показало, что Бог совершенно праведен: «Кпоказанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верую-щего в Иисуса» (Рим. 3:26).
Итак, крест показал, почему Бог наказывает грех: если бы Он не наказы-вал грех, Он не был бы праведным Богом, и в мире не существовало бы выс-шей справедливости. Но, когда грех наказан, Бог проявляет Себя как правед-ный Судия всех, и в Его мире свершается правосудие.
Вопросы для самостоятельной работы
Чтение этой главы помогло вам осознать остающийся в вашей жизни ipex? Вы можете конкретно указать какие-либо сферы вашей жизни, в которых сохра-няется грех? Усилилась ли ваша ненависть к греху? Почему вы иногда менее остро ощущаете, насколько грех отвратителен? Как вы считаете, какое общее воздей-ствие окажет прочтение этой главы на ваши отношения с Богом?
Что было бы для вас более утешительным: считать, что грех вошел в мир, потому что Бог предопределил это, или что он пришел через вторичные причи-ны, или потому, что Бог не мог предотвратить этого события, несмотря на то что оно противоречило Его воле? Что бы вы чувствовали, если бы жили в мире, в ко-тором зло существовало всегда, в рамках некоего «дуализма»?