Аполлинаризм арианство безгрешность Бог
Воплощение Господь
Докетизм
Евтихианство
Ипостасное соединение
Логос
Монофизитство несторианство рождение от Девы сообщение свойств Сын Божий Сын Человеческий теория кеносиса халкидонское определение
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные)
Litton, 178-218
Thomas, 32-49, 223-228
Арминианские (уэслианские или методистские)
Pope, 2:106-151, 188-196, 254-262
Miley, 2:4-62
Wiley, 2:143-186
Purkiser, 164-182
Carter, 1:331-374
Oden, 2:1-314, 527-542
Баптистские
Gill, 1:537-569
Boyce, 258-291
Strong, 669-700
Mullins, 154-202
Henry, 3:9-215 1983-1985 Erickson, 661-758 1987-1994 Lewis/Demarest, 2:251-370
Диспенсационалистские
Chafer, 1:318-396; 5:3-176
Thiessen, 206-228
Ryrie, 235-253, 260-266
Лютеранские
1917-1924 Pieper, 2:55-279
1934 Mueller, 255-286
Реформатские (или пресвитерианские)
Calvin, 1:423-494 (2.9-14)
1724-1758 Edwards, 2:499-510, 949-955
1861 Heppe, 410-447
1871-1873 Hodge, 1:483-521; 2:378-454
1878 Dabney, 464-499
1887-1921 Warfield, BTS, 157-237; SSW, 1:139-166; BD, 71-100, 175-
212; PWC, 4-319; LG, 1-304; CC, 3-389, 447-458
1889 Shedd, 2a:261-349; 3:378-400
1937-1966 Murray, CW, 1:29-35, 340-343; CW, 2:132-141; CW, 4:58-91
Berkhof, 305-330
Buswell, 2:17-32, 40-70
Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 1:305-352
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
Традиционные
Ott, 125-175
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 1:267-546
Другие работы
Anselm. "The Incarnation of the Word". In Anselm of Canterbury. Vol. 3. Toronto: Edwin Mellen, 1976.
Anselm. Why God Became Man: and The Virgin Conception and Original Sin. Trans, by Joseph M. Colleran. Albany, N. Y.: Magi, 1969.
Athanasius. On the Incarnation. Translated by a religious of C. S. Μ. V. New York: Macmillan, 1946.
Berkouwer, G. C. The Person of Christ. Trans, by John Vriend. Grand Rapids: Eerd-mans, 1954.
Bray, G. L. Creeds, Councils and Christ. Leicester: Inter-Varsity Press, 1984. Bray, G. L. "Christology". In NDT, pp. 137-140.
Brown, Harold O. J. Heresies: The Image of Christ in the Mirror of Heresy and Orthodoxy From the Apostles to the Present. Garden City, N. Y: Doubleday, 1984.
Bruce, F. F. Jesus: Lord and Savior. The Jesus Library, ed. by Michael Green. Down-ers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.
Erickson Millard. The Word Became Flesh: A Contemporary Incarnational Chris-tology. Grand Rapids: Baker, 1991.
Guthrie, Donald. Jesus the Messiah. Grand Rapids: Zondervan, 1972.
Guthrie, Donald. New Testament Theology. Leicester and Downers Grove, 111.: In-terVarsity Press, 1981, pp. 219-365.
Harris, Murray J. Jesus As God. Grand Rapids: Baker, 1992.
Hughes, Philip Edgcumbe. The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ. Grand Rapids: Eerdmans, and Leicester Inter-Varsity Press, 1989, pp. 211—414.
Longenecker, Richard. The Christology of Early Jewish Christianity. London: SCM, 1970.
Marshall, I. Howard. I Believe in the Historical Jesus. Grand Rapids: Eerdmans, 1977.
McGrath, Alister E. Understanding Jesus: Who He Is and Why He Matters. Grand Rapids: Zondervan, 1987.
Moule, C. F. D. The Origin of Christology. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.
Payne, Philip B. "Jesus' Implicit Claim to Deity in His Parables". TrinJ, vol. 2, n. s., no. 1 (Spring 1981), pp. 3-23.
Reymond, Robert L. Jesus, Divine Messiah. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1990.
Runia, Klaas. The Present-Day Christological Debate. Leicester: Inter-Varsity Press, 1984.
Sproul, R. C. The Glory of Christ. Wheaton, 111.: Tyndale, 1990. Stein, R. H. "Jesus Christ". In EDT, pp. 582-585. Wallace, R. S. "Christology". In.EDT, pp. 221-227. Walvoord, John F. Jesus Christ Our Lord. Chicago: Moody, 1969. Wells, David F. The Person of Christ: A Biblical and Historical Analysis of the Incar-nation. Westchester, 111.: Crossway, 1984.
Отрывок для запоминания
Ин. 1:14:
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца.
ГЛАВА 26
Искупление
Была ли необходима смерть Христа ? Принесла ли нам земная жизнь Христа какие-либо спасительные преимущества? Причины и природа искупления. Действительно ли было сошествие Христа в ад?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Мы можем определить понятие «искупление» следующим образом: ис-купление — это тот труд, который Христос совершил Своей жизнью и Своей смертью, чтобы заслужить наше спасение. Это определение показывает, что мы используем термин «искупление» в более широком смысле, чем это приня-то. Часто его используют лишь для обозначения смерти Иисуса и Его распла-ты за наши грехи на кресте. Но поскольку мы обретаем спасительные пре-имущества также благодаря жизни Христа, то мы включили в наше определе-ние и упоминание о ней1.
А. Причины искупления
По какой причине Христос пришел на землю и принял смерть за наши грехи? Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует обратиться к самой приро-де Бога. И здесь Писание указывает нам на две вещи: на любовь и на справед-ливость Бога.
1 Безусловно, существуют спасительные преимущества, которые мы обретаем бла-годаря воскресению и вознесению Христа, благодаря Его постоянному первосвященни-ческому заступничеству за нас и Его второму пришествию. Эти события рассмотрены отдельно в последующих частях данной книги. Ради ясности здесь в главу «Искупление» я включил лишь то, что Иисус совершил для нашего спасения в течение Своей земной жизни и через Свою смерть.
0 любви Бога как причине искупления говорится в самом известном тек-сте Библии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Но справедливость Бога требовала также найти возможность осуществить на-казание, которого заслуживают наши грехи (так как в противном случае Он не смог бы принять нас в общение с Собой). Павел поясняет, что именно по-этому Бог послал Христа стать «умилостивлением» (Рим. 3:25, т. е. жертвой, которая несет на себе гнев Бога, так что Бог «умилостивляется» или проявляет благорасположение по отношению к нам): этопроизошло «для показания правды Его в прощении грехов, Соделанныхпрежде» (Рим. 3:25). Здесь Па-вел говорит, что Бог прощал грехи и в ветхозаветный период, но никто не по-нес наказание — и этот факт заставлял людей задуматься: действительно ли Бог справедлив и каким образом Он прощает грехи без наказания? Ведь ис-тинно справедливый Бог не может поступать таким образом, не так ли? Но когда Бог послал Христа, чтобы Тот понес наказание за наши грехи, Он еде-лал это «во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоя-щее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иису-са» (Рим. 3:26).
Таким образом, причиной искупления были как любовь Бога, так и Его справедливость. Ставить вопрос о том, что было важнее, не имеет смысла, так как без любви Бог никогда ничего не предпринял бы для нашего искупления, а без справедливости Божьей не было бы выполнено требование о том, что Христос должен заслужить наше спасение, умерев за наши грехи. Как лю-бовь, так и справедливость Бога были важны в равной степени.