Раздел 18: Война Это Обман
Все люди, верующие и неверные, сошлись на двух принципах из принципов войны. Ими являются секретность и обман (хитрость) в различных вариациях в зависимости от понимания. Но, несмотря на обман в войне, верующим не дозволяется нарушать договора, в отличие от неверных.
Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Война – это обман". В этом предложении подлежащее "война..." ограничивается сказуемым "...обман". Другими словами, основой войны и наиболее важным из ее столпов является обман (хитрость), как в его, да благословит его Аллах и приветствует, высказывании: "Хадж это ‘Арафа". Другими словами, это самое важное в Хадже, несмотря на то, что есть другие столпы Хаджа. И как в его, да благословит его Аллах и приветствует, высказывании: "Религия это искреннее поведение (руководство) (насиха)".
Ан-Науауи сказал: «Ученые пришли к согласию по поводу дозволенности введения в заблуждение неверных в войне любыми возможными способами в целях обмана (хитрости), если в этом нет нарушения договора или (обещанной) безопасности. В этом случае, это не дозволено».
Ибн Хаджар сказал: «Основой обмана (хитрости) является демонстрация чего-либо, при сокрытии ее противоположности. И в этом есть побуждение к соблюдению предосторожностей во время войны и рекомендация к введению в заблуждение неверных, и что тот, кто недостаточно осведомлен в этом, не застрахован оттого, что это вернется к нему. Ан-Науауи сказал: "И они пришли к согласию по поводу дозволенности введения в заблуждение неверных в войне любыми возможными способами, если в этом нет нарушения договора или (обещанной) безопасности. В этом случае, это не дозволено". Ибн Аль-‘Араби сказал: "Обман в войне происходит посредством выявления уязвимых мест, скрытых засад и подобного этому. В хадисе есть указание на пользу этого заключения в войне, более того, необходимость этого даже более подтверждена, чем храбрость. И в соответствии с этим, в хадисе указывается на ограничение. Это подобно его высказыванию: "Хадж это ‘Арафа". Ибн Аль-Мунир сказал: "Смысл фразы ‘Война это обман’, другими словами, война, являющаяся благом для человека и будучи всеохватна в ее целях является таковой только в обмане, но не в противостоянии (самом). Это связано с опасностью противостояния и с достижением победы с помощью обмана, который не сопровождается опасностью"».
В хадисе указывается на обязанность соблюдения предосторожностей в приемах ведения войны, так как твой враг желает обмануть тебя также, как и ты желаешь обмануть его. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Соблюдайте предосторожности» (Ан-Ниса’, 4:71).
Всевышний также сказал:
«...но будьте осторожны» (Ан-Ниса’, 4:102).
И если это является состоянием стран и их армий по отношению друг к другу, то как насчет мусульман с их слабостью и малым числом? Нет сомнения, что они больше нуждаются в использовании обмана, хитрости и воображения в противостоянии их врагам.
У обмана (хитрости) есть оперативно-стратегические сценарии действий, которые известны специалистам, такие как маскировка, сокрытие истинных намерений, обман, своевременность и другое помимо этого. И мы не будем здесь отвлекаться в эти дела, так как эта работа посвящена шариатским вопросам, но не оперативно-стратегическим. Здесь, мы обсудим некоторые шариатские вопросы, относящиеся к обману. И эти шариатские вопросы – ложь и убийства. Затем мы обсудим секретность, и между ней и обманом есть как общие вещи, так и конкретные.
Первое: Ложь Врагам
И я не сказал: "...ложь во время войны", так как дозволяется лгать врагу, как во время войны, так и в другое время, и мы докажем это Инша’ Аллах, Та’аля.
А. Что касается военного времени, то относительно этого есть хадис Умм Кульсум Бинт ‘Укъба, что она сказала: "Я не слышала, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволял отступление (рухса) к лжи в том, о чем люди говорят друг с другом, кроме войны, примирении между людьми и когда мужчина говорит со своей женой и жена говорит со своим мужем".
Ан-Науауи сказал: «Дозволенность лжи в трех вещах подтверждена в хадисе. Одна из них война. Ат-Табари сказал: "То, что дозволено из лжи в войне это измышления, но не подлинная ложь, так как она не дозволяется". Это его слова, но внешним признаком является дозволительность подлинной лжи самой, но ограничение ее в пределах вымысла предпочтительней, а Аллах знает лучше».
Ибн Хаджар сказал: «Ан-Науауи сказал: "Внешним признаком является дозволенность подлинной лжи в трех вещах, но вымысел более уместен". И Ибн Аль-‘Араби сказал: "Ложь в военных делах относится к исключениям, разрешенным текстом, исходя из милости к мусульманам, в соответствии с их нуждами на это, где нет места интеллекту. И если бы запрещенность лжи исходила от интеллекта, то она не была бы включена в законы"».
Б. Что касается лжи врагу не в военное время, то это дозволено по разным причинам. К ним относятся польза в религии или польза этой жизни для верующего, или избавление от вреда неверных. Доказательства этому следующие:
История Ибрахима, ‘Алейхи Ас-Салам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ибрахим, ‘Алейхи Ас-Салам, не говорил лжи, кроме трех случаев. Два из них по праву Аллаха Всемогущего, Величественного, как в Его высказывании: "Поистине, я болен..." и Его высказывание: "Нет, вот этот, самый большой из них (идолов) сделал это"». Он сказал: «И когда он был с Сарой, однажды он пришел к великану из великанов. Ему сказали: "Пришел человек вместе с женщиной из самого красивого народа". И он послал к нему спросить о ней: "Кто она?" Он сказал: "Моя сестра". Затем он пошел к Саре и сказал: "О Сара, нет больше верующих на лице Земли, кроме тебя и меня. И этот спросил меня о тебе, и я сообщил ему, что ты моя сестра. Поэтому не показывай, что то, что я сказал ложь"». Ибн Хаджар сказал в его толковании: «Иными словами, произвольная ложь в подобных ситуациях дозволена и может быть даже обязательной для перенесения меньшего из двух зол для того, чтобы избавиться от большего. Что касается того, что он назвал это ложью, то он не имел в виду, что она достойна порицания как ложь; даже если она постыдная и аморальная, но она может быть добром в определенных ситуациях, и этот пример один из них. Слова: "...два из них по праву Аллаха..." он охарактеризовал их таким образом потому что история Сары, несмотря на то, что она была также по праву Аллаха, включала его собственную долю и пользу для него в отличие от первых двух, которые обе были по праву Аллаха одного. В предании "хасан", которое уже упоминалось, сказано: "Поистине, Ибрахим вообще не говорил лжи, кроме трех случаев. Все они были по праву Аллаха". В хадисе Ибн ‘Аббаса, от Ахмада говорится: "Клянусь Аллахом, он не спорил с ними, кроме как для религии Аллаха"».
Таким образом, в этой лжи есть религиозная польза, и в ней содержится бегство от вреда неверных.
История "Спутников Рва". Она приводится в предании, которое Муслим передает от Сухайба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди тех, кто жил до вас был Король, у которого был колдун. Однажды, когда он состарился, он сказал Королю: "Поистине, я постарел, поэтому пришли ко мне мальчика, которого я смогу обучить колдовству". И он отправил к нему учиться мальчика. На пути, по которому он шел, был монах. Он сел с ним, послушал его слова, и они привлекли его. И когда он ходил к колдуну, он проходил мимо монаха и сидел с ним. Однажды, когда он пришел к колдуну, тот побил его. Он пожаловался об этом монаху, и тот сказал ему: "Если ты боишься колдуна, то скажи: ‘Мои родители задержали меня’. И, если ты боишься родителей, то скажи: ‘Колдун задержал меня’"».
Ан-Науауи сказал в его толковании: «В нем есть дозволенность лжи во время войны и похожих вещах, также как при опасности гибели, будь то самого человека или другого, из тех, кто обладает священностью».
Это было не в состоянии войны, и я думаю, что Ан-Науауи указывал на то, что если дозволено солгать неверному не в войне, то во время войны это будет более приемлемым. И в вышеупомянутом хадисе, также как и в хадисе об Ибрахиме, ‘Алехи Ас-Салам, есть дозволенность лжи в целях сохранения безопасности от вреда неверных. Ан-Науауи сказал в другом месте: «Они сказали: "Нет расхождений во мнениях, что если притеснитель (залим) хочет убить человека, который прячется у другого человека, то на нем лежит обязанность солгать, сказав, что он не знает где он"».
И дозволено солгать неверному ради пользы в этой жизни. Об этом есть история Аль-Хаджаджа Ибн ‘Илата, на которую указал Ибн Хаджар в "Главе о Лжи во Время Войны". Он сказал: «И это подкреплено тем, что Ахмад и Ибн Хиббан рассказали из хадиса Анаса, по поводу истории Аль-Хаджаджа Ибн ‘Илата, который был рассказан Ан-Наса’и и удостоверен Аль-Хакимом, по поводу его вопроса Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на разрешение сказать то, что он хочет про него для своей пользы в получении его имущества от людей Мекки. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему разрешение сообщить людям Мекки, что люди Хайбара, побили мусульман и остальное, что известно по поводу этого». Далее он сказал: «История Аль-Хаджаджа Ибн ‘Илата не была в обстоятельствах войны». А Ибн Кассир рассказал историю Аль-Хаджаджа полностью в "Аль-Бидайа Уан-Нихайа".
Это по поводу того, что относится к лжи врагу во время войны и в других обстоятельствах. И все это включено в понятие обмана (хитрости).