В. Святой Дух открывает
14 Более подробное обсуждение освящения см. в гл. 37.
15 См.: Быт. 15:12; Исх. 40:35; 1 Цар. 19:24; 3 Цар. 8:11; Иез. 1:28; 3:23; Дан. 8:27; Ин.
18:6; Деян. 9:4; 10:10; Отк. 1:17; 4:10 (ср. встречу с ангелом в Дан. 8:17,18; 10:7-17).
1. Откровение пророкам и апостолам. В гл. 4 мы подробно обсудили ра-боту Святого Духа в откровении слов Бога ветхозаветным пророкам и ново-заветным апостолам, причем во многих случаях эти слова были зафиксиро-ваны в Писании (см., напр.: Чис. 24:2; Иез. 11:5; Зах. 7:12 и др.). Все ветхо-заветные Писания возникли благодаря тому, что «святые Божий человеки» изрекали их, «будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). В других от-рывках упоминается эта работа Святого Духа в ветхозаветных пророках (см.: Мф. 22:43; Деян. 1:16; 4:25; 28:25; 1 Пет. 1:21). Новозаветные апостолы и те, кто записал слова новозаветного Писания, также были наставлены «на вся-кую истину» Святым Духом (Ин. 16:13), Который говорил апостолам то, что Он слышал от Отца и Сына, и объявлял им о том, что будет, «когда придет то время» (Ин. 16:3; ср.: Еф. 3:5). Другие из тех, кто исполнялся Святого Духа, также произносили или распевали слова, вошедшие в Писание, например, Елисавета (Лк. 1:41), Захария (Лк. 1:67) и Симеон (Лк. 2:25).
2. Он свидетельствует о Божьем присутствии. Иногда говорят, что рабо-та Святого Духа заключается не в том, чтобы привлекать внимание к Себе, а в том, чтобы прославлять Иисуса и Бога-Отца. Но это неверное противопо-ставление, не подтверждаемое Писанием. Разумеется, Святой Дух действи-тельно прославляет Иисуса (Ин. 16:14) и свидетельствуете Нем (Ин. 15:26; Деян. 5:32; 1 Ин. 2:3; 1 Ин. 4:2). Но это не означает, что Он не делает явными Свои собственные действия и слова! Сотни стихов в Библии рассказывают о работе Святого Духа, делая Его работу явной, да и сама Библия вдохновлена Святым Духом!
Более того, и в ветхозаветный, и в новозаветный периоды Святой Дух ча-сто давал о себе знать в явлениях, указывающих на его деятельность. Так было, когда Святой Дух сошел на семьдесят старейшин, собранных Моисеем, и они пророчествовали (Чис. 11:25,26), и когда Святой Дух сходил на судей, наде-ляя их способностью совершать подвиги (Суд. 14:6,19; 15:14 идр.). В этих слу-чаях люди могли видеть результаты сошествия Святого Духа на слуг Господ-них. Так было, когда Святой Дух сошел на Саула, и тот пророчествовал с сон-мом пророков (1 Цар. 10:6,10), и это происходило многократно, когда Он сходил на ветхозаветных пророков, наделяя их способностью произносить перед народом пророчества.
Святой Дух сделал свое присутствие видимым, когда сошел в виде голубя на Иисуса (Ин.1:32) или явился ученикам в виде шума сильного ветра и ог-ненных языков на Пятидесятницу (Деян. 2:2,3). Кроме того, когда люди ис-поднялись Духа Святого и начинали удивительным образом говорить наязы-ках или величать Бога (см.: Деян. 2:4; 10:44-46; 19:6), Святой Дух, несомнен-но, также давал знать о Своем присутствии. А Иисус обещал, что Святой Дух внутри нас будет столь могущественным, что уподобится рекам воды живой, текущей из нашего чрева (см.: Ин.7:39), — сравнение, указывающее на то, что люди будут знать о Его присутствии, ибо оно будет каким-то образом ощутимо.
В жизни отдельных верующих Святой Дух не скрывает свою работу, но дает о Себе знать разнообразными путями. Он свидетельствует нашему духу, что мы дети Божьи (Рим. 8:16), и взывает: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Он является залогом нашего будущего общения с Ним на небе (2 Кор. 1:22; 5:5) и открыва-ет нам Свои желания, чтобы мы могли быть ведомы этими желаниями и еле-довать им (Рим. 8:4—16; Гал. 5:16—25). Он дает дары, которые являют Его при-сутствие (1 Кор. 12:7—11). А время от времени Он совершает удивительные знамения и чудеса, которые убедительно подтверждают присутствие Бога в проповедовании Евангелия (Евр. 2:4; ср.: 1 Кор. 2:4; Рим. 15:19).
Поэтому, вероятно, правильнее говорить, что хотя Святой Духи проспав-ляет Иисуса, в то же время Он часто привлекает внимание к Своей работе и дает очевидные свидетельства, оповещающие о Его присутствии. По существу, в новозаветную эпоху Его основной целью стало проявление присутствия Бога и дача указаний, дающих знать о присутствии Бога. И когда Святой Дух совершает Свою работу различными путями, которые могут восприниматься верующими и неверующими, это укрепляет веру людей в то, что Бог близок, и что Он осуществляет Свои цели в церкви и приносит благословение Своему народу.
3. Он ведет и направляет Божий народ. В Писании можно найти множе-ство примеров непосредственного водительства различных людей Святым Духом. Фактически, в Ветхом Завете Бог говорит, что люди совершают грех, заключая союзы «не по духу Моему» (Ис. 30:1). Очевидно, люди принимали решения, опираясь на собственную мудрость и здравый смысл, вместо того чтобы искать водительства Божьего Святого Духа перед тем, как заключать такие союзы. В Новом Завете Святой Дух привел Иисуса в пустыню на пери-од искушения (Мф. 4:1; Лк. 4:1); водительство Святого Духа было столь пове-лительным, что Марк говорит: «Немедленно после того Дух ведет Его в пус-тыню» (Мк. 1:12)16.
В других ситуациях Святой Дух давал людям непосредственные ука-зания, например, Филиппу Он сказал: «Подойди и пристань к сей колес-нице» (Деян. 8:29), Петру повелел идти с людьми, присланными от Корнилия (Деян. 10:19,20; 11:12), а христианам Антиохии сказал: «Отделите Мне Вар-наву и Савланадело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2).
Иногда действия Святого Духа, оставаясь в категории «водительства», имеют значительно более обязательный характер, и в некоторых примерах Он даже переносит человека из одного места в другое. Так было, когда «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его... А Филипп оказался в Азоте» (Деян. 8:39,40) — едва ли возможен более очевидный пример водитель-ства! Но подобное происходило и с некоторыми ветхозаветными пророками, ибо те, кто знал Илию, по-видимому, не находили ничего необычного в том, что Дух Господень может унести Илию в неизвестном направлении (3 Цар. 18:12; 4 Цар. 2:16: «Может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин»). По словам Иезекииля, Дух Господень несколько раз «поднимал» его и переносил из одного места в другое (Иез. 11:1; 37:1; 43:5), что, как явствует из Книги Откровение, происходило позднее и с Иоанном (Отк. 17:3;21:10)'7.
16 Греч, глагол έκβό&λω, переведенный здесь как «ведет», означает «гнать, изгонять»,
и в дословном переводе может означать «бросил Его в пустыню».
17 Возможно, Иезекииль и Иоанн говорят о перенесении в видении (как к Иез. 8:3 и
11:24), а не о перемещении в буквальном смысле этого слова. Слова Павла во 2 Кор. 12:2,3
допускают оба толкования.
Но в подавляющем большинстве случаев водительство Святого Духа осуществляется менее эффектным способом, чем в этих примерах. В Писа-нии говорится, скорее, о ежедневном водительстве Святого Духа—о тех, кто «водится» Святым Духом (Рим. 8:14; Гал. 5:18) и поступает «по духу» (Рим. 8:4; Гал. 5:16). Казалосьбы, Павел говорит здесь только о повиновении нравствен-ным заповедям Писания, но подобное толкование представляется весьма ма-ловероятным, особенно если учесть, что весь отрывок посвящен нашим субъек-тивным чувствам и желаниям, а также потому, что здесь Павел противопо-ставляет водительство Духа и следование желаниям плоти, или греховной природы:
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе-ний плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного пло-ти... <...> Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечис-тота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев... Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. <.״> Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раз-дражать, друг другу завидовать (Гал.5:16—26).
Противопоставление «вожделений плоти» «желаниям Духа» подразуме-вает, что мы в своей жизни должны каждое мгновение откликаться на жела-ния Святого Духа, а не на вожделения плоти. Возможно, соответствие этим желаниям в значительной мере представляет собой интеллектуальный про-цесс постижения природы любви, радости, мира (и т. д.), а затем совершение поступков, в которых проявляются любовь, радость и мир. Но это едва ли полностью охватывает подобное водительство Духа, поскольку эти чувства не просто вещи, о которых мы думаем, а то, что мы испытываем и ощущаем на более глубоком уровне. Надо сказать, что слово, переведенное как «вожделе-ния» (греч. επιθυμία), — это слово, обозначающее сильные человеческие же-лания, а не просто интеллектуальные предпочтения. Павел подразумевает, что мы должны следовать желаниям, пробуждаемым в нас Святым Духом. Более того, образ тех, кто «водится» Святым Духом (Гал. 5:18), указывает на активное личное участие Святого Духа в управлении нами. Это нечто большее, чем со-блюдение нами библейских моральных норм, и включает привлечение Святого Духа в отношения с нами, как с личностями, ведомыми и направляемыми Им.
В Книге Деяний имеется несколько конкретных примеров непосредствен-ного водительства людей Святым Духом. После принятого на собрании в Иеру-салиме решения апостолы и пресвитеры написали в своем послании церквам: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Из этого стиха явствует, что присутство-вавшие на собрании понимали, что доставит радость Святому Духу в этих об-ластях: они знали, что «угодно Святому Духу». Рассказывая о втором миссио-нерском путешествии Павла, Лука отмечает, что «они не были допущены Ду-хом Святым проповедывать слово в Асии», а когда предприняли идти в Вифинию, «Дух не допустил их» (Деян. 16:6,7). Разумеется, никакое записан-ное в ветхозаветных Писаниях правило не могло привести их к заключению, что им не следует проповедовать в Азии или в Вифинии. Вероятно, Святой Дух осуществлял Свое непосредственное водительство каким-то особым спосо-бом, либо через слово, произносимое вслух или внедряемое в сознание, либо с помощью сильного субъективного ощущения отсутствия Святого Духа и бла-гословения, возникающего при попытке направиться в эти места. Позднее, находясь на пути в Иерусалим, Павел говорил: «И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Свя-тый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22,23). Павел не считал, что у него есть выбор — Святой Дух являл ему Свое присутствие и желание так ясно, что Павел мог говорить о том, что шел «по влечению Духа»18.
В других случаях Святой Дух осуществлял водительство, утверждая лю-дей на церковных постах или направляя их на различное служение. Так, Свя-той Дух сказал членам церкви Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). И Павел, напутствуя пресвите-ров эфесской церкви, мог сказать, что их утвердил на посту Святой Дух: «Вни-майте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28). И наконец, Святой Дух осуществлял водительство с помощью таких духовных даров, как пророчество (1 Кор. 14:29—ЗЗ)19.
18 Слово, переведенное выражением «по влечению», представляет собой пассивное причастие совершенного вида от δέω и указывает на совершенное ранее событие (воз-можно, настоятельное требование Святого Духа, заставившее Павла раз и навсегда от-правиться в Иерусалим), последствия которого ощущаются в настоящем, так что Павел по-прежнему подчинялся «влечению» (это событие подействовало на Павла так сильно, что ему не оставалось ничего другого, кроме как продолжать путь в Иерусалим).
19Тем не менее в нашу церковную эпоху опасно руководствоваться только спонтан-ными пророчествами, поскольку в наши дни мы не можем считать какие-либо пророче-ства непогрешимыми или на сто процентов точными. Особенно часто заблуждения воз-никают в сфере личного водительства. Но все это не позволяет нам говорить, что води-тельство не может осуществляться через пророчествование. См. дополнительное обсуждение субъективного водительства в целом и дара пророчества в частности в гл. 7 и в гл. 52.
4. Являя присутствие Бога, Он создает Богоподобную атмосферу. По-скольку Святой Дух полностью является Богом и разделяет с Богом все атри-буты, Его влияние сказывается в привнесении Божественного характера в ситуацию, в которой Он действует. Поскольку Он Святой Дух, иногда Он обличает мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:8—11). Поскольку Бог — это любовь, Святой Дух изливает любовь Божью в наши сердца (Рим. 5:5; 15:30; Кол. 1:8), и часто бывает, что ярко выраженное присутствие Святого Духа со-здает атмосферу любви. Поскольку Бог «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33), Святой Дух создает атмосферу мира: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17; ср.: Гал. 5:22). Этот последний стих учит, что Святой Дух создает атмосферу радости (см. также: Деян. 13:52; 1 Фес. 1:6). Хотя это не исчерпывающий перечень, Павел упоминает многие из Божественных свойств, порождаемых Святым Духом, когда перечисляет различные элементы плодов Духа в Гал. 5:22,23.
К другим элементам атмосферы, создаваемой Святым Духом, относятся: истина (Ин. 14:17; 15:26; 16:13; 1 Ин. 5:7), премудрость (Втор. 34:9; Ис. 11:2), утешение (Деян. 9:31), свобода (2 Кор. 3:17), праведность (Рим. 14:17), на-дежда (Рим. 15:13; ср.: Гал. 5:5), уверенность в усыновлении (Рим. 8:15,16; Гал. 4:5,6) и даже слава (2 Кор. 3:8). Святой Дух также приносит единство (Еф. 4:3) и силу (Деян. 1:8; 1 Кор.2:4;2Тим. 1:7). Все эти элементы деятельно-сти Святого Духа указывают на различные аспекты атмосферы, с помощью которой Он дает людям знать о Своем присутствии и, тем самым, — о Своем характере.
5. Он дает нам уверенность. Святой Дух «свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:16), и дает свидетельство о работе Бога внутри нас: «Что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3:24). «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4:13). Святой Дух свидетельствует не только о том, что мы Божьи дети, но и о том, что Бог пребывает в нас, а мы пребываем в Нем. И снова в этом участвует не только наш интеллект: Дух работает, чтобы дать нам уве-ренность не только на субъективном духовном уровне, но и на уровне чувствен-ного восприятия.
6. Он учит и просвещает. Еще одним аспектом работы Святого Духа явля-ется научение и просвещение верующих, чтобы они могли все понять. Иисус обещал Своим ученикам, что эту функцию исполнит Святой Дух, Который «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26), а так-же «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Более того, Он обещал, что, когда Его ученики подвергнутся преследованиям, Святой Дух научит их в тот час, что надо говорить (Лк. 12:12; ср.: Мф. 10:20; Мк. 13:11). В других случаях Святой Дух сообщал людям конкретную информацию, например, предсказав Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Христа (Лк. 2:26), или открыв Агаву, что будет голод (Деян. 11:28) и что Павел будет схвачен в Иеру-салиме (Деян. 21:11). Павлу Святой Дух открыл, что ему предстоит постра-дать в Иерусалиме (Деян. 20:23; 21:4), а также подробно рассказал, что про-изойдет в последние дни (1 Тим. 4:1) и что Бог приготовил тем, кто любит Его (1Кор. 2:9,10).
О просвещающей работе Святого Духа говорит тот факт, что Он наделя-ет нас способностью понимать: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Поэтому «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», а «духовный судит о всем» (1 Кор. 2:14,15). Мы должны молиться, чтобы Святой Дух давал нам разъяснения и тем самым помогал правильно понимать Писание или решать наши жизненные проблемы. Хотя псалмопевец не упоминает Святого Духа, он молится о подобном просвещении, когда просит Бога: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Сходным образом Павел молится за христиан Эфеса:
Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и ка-кое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно вели-чие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:17-19).