Б. Действенность молитвы
Как именно действует молитва? Действительно ли молитва не только при-носит пользу нам самим, но оказывает влияние также на Бога и на окружаю-щий мир?
/. Молитва оказывает влияние на действия Бога. «Не имеете, потому что не просите», — говорит Иаков (Иак. 4:2). Он имеет в виду, что нежелание про-сить лишает нас того, что Бог мог бы дать нам. Мы молимся, и Бог отвечает нам. Иисус также говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; сту-чите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и сту-чащему отворят» (Лк. 11:9,10). Он устанавливает четкую взаимосвязь между тем, что люди ищут чего-либо у Бога, и тем, что они получают это. Когда мы просим, Бог отвечает нам.
В Ветхом Завете мы видим многочисленные примеры ответов на молит-вы. Господь сказал Моисею, что уничтожит израильский народ за его грех (Исх. 32:9,10), «но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Отмени погубление народа Твоего» (Исх. 32:11,12). Далее читаем: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14). Когда Бог грозит на-казать Свой народ за грех, Он говорит: «Если... смирится народ Мой, кото-рый именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обра-тятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2 Пар. 7:13,14). Если народ Божий будет молиться (со смирением и раскаянием), то Бог услышит и простит. Молитвы народа Божьего оказыва-ют явное влияние надействия Бога. «Если исповедуем грехи наши, то Он, бу-дучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой не-правды»(! Ин. 1:9). Мы исповедуем грехи, и тогда Бог прощает нас".
Если мы действительно убеждены в том, что молитва оказывает влияние на то, как Бог действует, и что Бог в ответ на молитвы производит в мире зна-чительные изменения, как тому учит нас Писание, то нам следует уделять мо-литве гораздо больше времени. Если мы молимся мало, то это, вероятно, озна-чает, что мы не верим в силу молитвы.
2. Молитвы становятся действенными через нашего посредника, Иисуса Христа. Поскольку мы грешны, а Бог свят, у нас нет никакого собственного права входить в Его присутствие. Мы нуждаемся в посреднике между нами и Богом, который мог бы ввести нас в присутствие Божье. Писание ясно учит: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
Но если Иисус — это единственный посредник между Богом и челове-ком, услышит ли Бог молитвы людей, которые не верят в Иисуса? Ответ на этот вопрос зависит оттого, какой смысл мы вкладываем в слово «слышать». Поскольку Бог всеведущ, Он всегда «слышит» молитвы неверующих, не при-шедших к Нему через Христа; другими словами, Он знает о их молитвах. Бог может даже иногда отвечать на эти молитвы из Своего милосердия и из жела-ния привести неверующих к спасению через Иисуса Христа. Однако Бог ни-когда не обещал давать ответы на молитвы неверующих. Единственные мо-литвы, которые Он обещал «слышать» в смысле благосклонного внимания и ответа, если они совершаются в соответствии с Его волей, — это молитвы хри-стиан через единственного посредника, Иисуса Христа (ср.: Ин. 14:6).
Что в этом случае можно сказать о ветхозаветных верующих? Как они могли приходить к Богу через посредника-Христа? Дело в том, что предзна-менование посреднического труда Христа было дано людям в виде системы жертвоприношений, совершаемых священниками в храме (Евр. 7:23—28; 8:1—6; 9:1—14 и др.). Однако в самой этой системе жертв не было ничего спаси-тельного (Евр. 10:1—4). Через жертвоприношения Бог принимал верующих
1 В Писании так много примеров, когда Бог отвечает на молитвы, что все их не-возможно прокомментировать (см., напр.: Быт. 18:22—33; 32:26; Дан. 10:12; Ам. 7:1—6; Деян. 4:29-31; 10:31; 12:5-11 и др.).
только на основе будущего труда Христа, предвестием которого была эта си-стема (Рим. 3:23—26).
Посреднический труд Христа особенно явно проявляется в Его священ-ничестве. Он наш «Первосвященник великий, прошедший небеса», «Кото-рый, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:14,15).
Как люди, получившие новый завет, мы не должны находиться «вне хра-ма», как это требовалось ото всех верующих, кроме священников, в ветхоза-ветные времена. Не должны мы и находиться вне святая святых (Евр. 9:3), внутреннего помещения храма, где над ковчегом Завета находился престол Са-мого Бога и куда мог входить только первосвященник лишь один раз в год. Когда Христос, наш посредник и Первосвященник, умер (Евр. 7:26,27), Он заслужил для нас дерзновение входить в присутствие Божье. Поэтому «мы мо-жем входить в святые места кровью Иисуса» (Евр. 10:19, перевод мой. — У. Г.), т. е. в святилище и в святая святых, в присутствие Самого Бога! Мы входим в Его присутствие «путем новым и живым» (Евр. 10:19), который открыл нам Христос. Автор Послания к Евреям заключает: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:21,22). Итак, посреднический труд Христа дает нам дерзновение при-ближаться к Богу в молитве.
В присутствие Божье мы входим не как чужие, или как гости, или как люди неверующие — мы входим как священники, как служители храма, ко-торые имеют право и даже обязаны находиться в самых святых его местах. Используя образы рукоположения священников (см.: Исх. 29:4,21), автор Послания к Евреям говорит, что все верующие рукоположены в священники Бога и потому могут входить в Его присутствие. Он говорит: «Приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от по-рочной совести, и омывши тело водою чистою» (Евр. 10:22; ср.: 1 Пет. 2:9). Что это означает для современных христиан? Никто в наши дни не отправля-ется в Иерусалим, чтобы там, в храме, «приблизиться» к Богу. Даже если бы мы поехали в Иерусалим, мы не нашли бы там храма, поскольку в 70 г. н. э. он был разрушен. Что же тогда имеет в виду автор Послания к Евреям, когда го-ворит, что мы входим в святая святых? Он говорит о реальности невидимой, духовной сферы; с нашим посредником Христом мы входим не в земной храм в Иерусалиме, а в истинное святилище, «в самое небо», куда вознесся Хрис-тос, «чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).
3. Что значит молиться «во имя Иисуса»? Иисус говорит: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13,14). Он говорит также Своим ученикам, что избрал их с определенной целью: «чтобы вы шли и при-носили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). И далее: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не проси-ли во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:23,24; ср.: Еф. 5:20). Но что это значит?
Очевидно, что Иисус не просто говорит: «Если чего попросите и добавите слова „во имя Иисуса" после вашей молитвы, Я то сделаю». Он не говорит здесь о произнесении определенных слов, будто это некая магическая форму-ла, придающая силу нашим молитвам. Ни в одной из молитв, зафиксирован-ных в Писании, мы не видим слов «во имя Иисуса», добавленных в конце (см.: Мф. 6:9-13; Деян. 1:24,25; 4:24-302; 7:59; 9:13,14; 10:14; Отк. 6:10; 22:20).
Прийти от чьего-либо имени означает, что кто-то передал нам свои пол-номочия и мы действуем не от самих себя, а по поручению этого человека. Когда Петр говорит хромому: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6), он говорит от имени и властью Иисуса, а не от себя самого. Когда члены синедриона спросили учеников: «Какою силою или каким именем вы сделали это?» (Деян. 4:7), они имели в виду: «Чьей властью вы сделали это?» Когда Павел изгоняет нечистого духа «именем Иисуса Христа» (Деян. 16:18), он показывает, что делает это не своей властью, а властью Иисуса. Когда Павел осуждает «во имя Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4) винов-ного в аморальном поступке члена церкви, он делает это властью Господа Иисуса Христа. Таким образом, молитва во имя Иисуса — это молитва, свер-шаемая по Его изволению.
2 В Деян. 4:30 выражение «именем Святого Сына Твоего Иисуса» в конце молитвы является просто окончанием предложения «на исцеление и на соделание знамений и чудес». Это не общее утверждение о совершаемой молитве.
3 Павел даже говорит, что не только наши молитвы, но все, что мы делаем, должно свершаться во имя Иисуса: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).
4 Леон Моррис говорит о тексте Ин. 14:13: «Это означает не просто использование имени как некоей формулы. Это означает, что молитва должна согласовываться со всем тем, что это имя означает. Это молитва, происходящая из веры в Христа; молитва, выра-жающая единство со всем тем, что представляет Христос; молитва, которая стремится к единению с Самим Христом. Цель всего этого — прославление Бога» (Leon Morris, 77!е Gospel According to John, p. 646).
В более широком смысле «имя» человека в Древнем мире представляло самого человека и тем самым — все его качества. Обладать «добрым именем» (Прит. 22:1; Еккл. 7:1) значило обладать хорошей репутацией. Таким обра-зом, имя Иисуса представляет все то, чем Он является, все Его качества. Это значит, что молиться «во имя Иисуса» — это не просто молиться Его властью, но также молиться в согласии с Его качествами, которые истинно представ-ляют Его, отражают Его образ жизни и Его святую волю3. В этом смысле мо-литва во имя Иисуса по значению приближается представлению о молитве «по воле Его» (1 Ин. 5:14,15)4.
Означает ли это, что нам не следует добавлять слова «во имя Иисуса» в конце наших молитв? Безусловно, в этом нет ничего дурного, если мы пони-маем значение этих слов. Однако если мы добавляем эти слова после каждой публичной или уединенной молитвы, то существует определенная опасность, что эти слова превратятся просто в некую формулу, которой не придается осо-бого значения. Молодые верующие могут даже начать воспринимать выра-жение «во имя Иисуса» как магические слова, необходимые для того, чтобы молитва была действенной. Для того чтобы избежать этого, возможно, мудро было бы не использовать эти слова слишком часто, а выражать те же мысли иным образом или просто всем своим поведением и настроением во время мо-литвы. Например, молитву можно начать словами: «Отец, мы приходим кТебе властью нашего Господа Иисуса, Твоего Сына...»; или «Отец, мы приходим к Тебе не нашими заслугами, а заслугами Иисуса Христа, Который пригласил нас к Тебе...», или «Отец, мы благодарим Тебя зато, что Ты простил наши 1ре-хи и дал нам доступ к Твоему престолу, трудами Твоего Сына, Иисуса...» Иног-да и такие формальные утверждения не обязательно употреблять, если в на-ших сердцах постоянно присутствует осознание, что способностью молиться Отцу наделяет нас наш Спаситель. Подлинная молитва — это разговор с Лич-ностью, Которую мы хорошо знаем и Которая знает нас. Такая подлинная беседа между личностями, которые знают друг друга, никогда не зависит от использования речевых формул или употребления определенных слов, все дело здесь в нашей искренности и в нашем духовном состоянии.
4. Следует ли нам молиться Иисусу и Святому Духу? Обзор новозавет-ных молитв показывает, что они обращены не к Богу-Сыну и не к Богу Свято-му Духу, а к Богу-Отцу. Однако простой подсчет может оказаться обманчи-вым, так как большая часть молитв, зафиксированных в Новом Завете, — это молитвы Иисуса, Который постоянно молился Богу-Отцу и, конечно же, не молился Сам Себе, как Богу-Сыну. Кроме того, в Ветхом Завете тринитар-ная природа Бога не была открыта вполне ясно, и нет ничего удивительного в том, что мы не находим примеров обращения молитв непосредственно к Богу-Сыну или Богу Святому Духу до времен Христа.
У нас есть ясный пример обращения непосредственно к Богу-Отцу через Бога-Сына (Мф. 6:9; Ин. 16:23; Еф. 5:20), но есть также указания на то, что можно молиться, обращаясь к Иисусу. Тот факт, что Иисус Сам назначил всех апостолов, предполагает, что молитва в Деян. 1:24 адресована Ему: «Ты, Гос-поди, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал...» Умирая, Стефан молится: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59). Разговор Анании с «Господом» вДеян. 9:10—16 — это разговор с Иисусом, так как в ст. 17 Анания говорит Савлу: «Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел». Молитва «Господь, приди!» (1 Кор. 16:22; в синодальном переводе она приведена по-арамейски, без пере-вода. — Примеч. пер.) обращена к Иисусу, как и молитва в Отк. 22:20: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» О своем «жале в плоть» во 2 Кор. 12:8 Павел также молится «Господу»5.
Кроме того, зная, что Иисус является «милостивым и верным Первосвя-щенником» (Евр. 2:17), способным «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15), мы можем приступить к «престолу благодати» в молитве, «чтобы полу-чить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Эти стихи должны придавать нам решимости обращаться в молитве непо-средственно к Иисусу, ожидая, что Он будет сострадать нашей немощи.
Таким образом, Писание одобряет не только молитву к Богу-Отцу (кото-рую можно назвать основным видом молитвы, преподанной нам Иисусом, — так называемая «молитва Господня»), но также непосредственную молитву к Богу-Сыну, нашему Господу Иисусу Христу. Оба эти вида молитвы допусти-мы, и мы можем молиться как Отцу, так и Сыну.
5 Слово «Господь» (греч. κύριος) в Деяниях и посланиях обозначает прежде всего Господа Иисуса Христа.
6 Пакер говорит: «Уместно ли молиться Святому Духу? Нигде в Писании мы не на-ходим подобных примеров, но, поскольку Дух — Бог, ничего дурного не может быть в том, чтобы обратиться к Нему, если на то есть причины» (J. 1. Packer, Keep in Step With the
[Old Tappan, N. J.: Revell, 1984], p. 261).
Но следует л и нам молиться Святому Духу? Хотя в Новом Завете нет мо-литв, обращенных непосредственно к Святому Духу, нет и никаких указаний на то, что такие молитвы недопустимы, ибо Святой Дух, подобно Отцу и Сыну, вполне является Богом, достоин наших молитв и обладает властью отвечать на эти молитвы. (Отметим также призывы Иезекииля к «духу», Иез. 37:9.) Едва ли верно утверждать, что мы не можем молиться Святому Духу, ведь на самом деле это означает, что мы не можем разговаривать или общаться с Ним лично. Но ведь это не так, Он лично общается с нами, поскольку Он — «Утешитель» (Ин. 14:16,26), верующие «знают» Его (Ин. 14:17), Он учит нас (ср.: Ин. 14:26), свидетельствует нам отом, что мы — чада Божьи (Рим. 8:16), бывает огорчен нашим грехом (Еф. 4:30). Кроме того, Святой Дух проявляет личную волю в распределении духовных даров, ибо Он «постоянно распределяет каждому индивидуально, как Он Сам желает» (1 Кор. 12:11, перевод мой. — У.Г.). Итак, судя по всему, нет ничего неправильного в том, чтобы иногда молиться непос-редственно Святому Духу, особенно если мы просим чего-либо связанного с особой сферой Его служения или ответственности6. В истории церкви многие известные гимны были по сути молитвами, обращенными к Святому Духу. Однако в Новом Завете примеров подобных молитв мы не находим, и, следо-вательно, они не должны преобладать в нашей молитвенной жизни.
5. Роль Святого Духа в наших молитвах. Павел говорит:
Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыхания-ми неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим. 8:26,27).
Толкователи расходятся во мнениях отом, являются ли «воздыхания не-изреченные» воздыханиями Святого Духа, или же речь идет о наших собствен-ных вздохах и стонах во время молитвы, которые Святой Дух обращает в дей-ственные молитвы пред Богом. Вероятнее всего, здесь говорится о наших вздо-хах. Когда Павел говорит: «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших» (ст. 26), слово, переведенное «подкрепляет» (греч. συναντιλαμβαηνομαι), — этотоже самое слово, которое употреблено в Лк. 10:40, где Марфа хочет, чтобы Мария пошла и помогла ей. Это слово не означает, что Святой Дух молится вместо нас. Это значит, что Святой Дух поддерживает нас и делает наши слабые молитвы действенными7. Таким образом, эти «воздыхания неизреченные» правильнее всего понимать как наши вздохи, которые выражают желания нашего сердца и нашей души, которые Святой Дух обращает в действенные молитвы8.
7 Есть и другие причины, по которым «воздыхания неизреченные» следует пони-мать как наши вздохи или стоны во время молитвы: 1) в ст. 23 говорится, что «мы в себе стенаем», где глагол στενάζω — это слово, однокоренное слову, переведенному «возды-хания» (στεναγμός) в ст. 26; 2) подобные воздыхания, которые происходят из состояния тоски и угнетенности более уместны для творения (ст. 22,23), чем для Творца; и 3) вторая половина ст. 26, в котором говорится о «воздыханиях неизреченных», поясняет первую, в которой говорится, что Дух «подкрепляет» нас, а не молится вместо нас. Выражение «не-изреченный» не обязательно означает «беззвучный или бесшумный», оно может озна-чать также «невозможный для передачи словами».
8 Более полно текст Рим. 8:26,27 рассматривается в гл. 53.
9 Существует мнение о том, что это выражение означает говорение на языках, так как Павел говорение на языках называет молитвой «духом» (1 Кор. 14:15). Однако такое мнение неправомерно, так как в 1 Кор. 14:15 «дух» — это не Святой Дух, а человеческий дух Павла: отметим противопоставление «духа» и «ума» в ст. 14.
В связи с этим возникает также вопрос о том, что значит молиться «в Духе» (в русской синодальной Библии — «молиться духом» [или «Духом» ]. — При-меч. пер.). Павел говорит: «Всякою молитвою и прошением молитесь во вся-кое время духом» (Еф. 6:18), также и Иуда говорит: «А вы, возлюбленные, на-зидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией...» (Иуд. 20,21)9. Чтобы понять эти слова, нам следует осоз-нать, что Новый Завет говорит нам о том, что очень многие действия можно совершать «во Святом Духе». Можно просто быть «в Духе», как Иоанн вдень Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2), можно радоваться «во Святом Духе» (Лк. 10:21), принимать решения «во Святом Духе» (Деян. 19:21), получать «во Святом Духе» свидетельство совести (Рим. 9:1), приступать к Богу «во Святом Духе» (Еф. 2:18) и любить «во Святом Духе» (Кол. 1:8). Как мы увидим ниже, в гл. 30, эти выражения, судя по всему, означают сознательное пребывание в присут-ствии Святого Духа, которое характеризуется божественными качествами силы, любви, радости, истины, святости, праведности и мира. Таким обра-30м,молиться «во Святом Духе» — значит молиться в осознании окружающе-го нас присутствия Божьего, которое освящает как нас, так и наши молитвы.