Утверждение, что нам не следует искать чудесных даров, см. в гл. 16

Если люди не знают свои дары, то прежде всего им следует задуматься о том, какие нужды существуют в их церкви и какие возможности есть для слу-жения. В особенности следует подумать о дарах, более всего необходимых для назидания церкви именно в этот момент. Кроме того, каждый верующий дол-жен исследовать себя, чтобы понять свои интересы, желания и способности. Возможно, другие люди смогут дать ему совет или наставление, которое ука-зало бы на какой-то конкретный дар. Стоит подумать, может быть, в прошлом было благословение на какое-то конкретное служение? Человек, который стре-мится открыть свой дар, должен молиться и просить у Бога мудрости, с уве-ренностью в том, что она будет ему дарована в соответствии с Божьим обето-ванием: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да проситу Бога, дающе-го всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь...» (Иак. 1:5,6). Иногда Бог дарует мудрость для более точного осознания собственных способностей. В других случаях может помочь совет людей или возрастающее благословение в той или иной сфере служения. Па-вел указывает, что относительно конкретного дара может быть дано пророче-ство; он говорит Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, кото-рое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).

И наконец, человек, который задумывается о духовных дарах, должен про-сто попробовать служение в разных сферах и посмотреть, где Бог приносит ему благословение. Преподавание в воскресной школе или ведение домаш-них занятий по изучению Библии прекрасно поможет развить дар учитель-ства. В каждой общине есть возможности для использования дара проповеди. Люди, которые полагают, что они обладают даром исцеления, могут просить пресвитеров позволить им присутствовать при молитве о больных. Дары веры и ходатайственной молитвы можно использовать, молясь за особые нужды христиан. Во всем этом церковь должна поддерживать людей и давать им воз-можность попробовать себя в использовании различных даров, а также на-ставлять и обучать правильному использованию даров. Кроме того, церкви должны постоянно молиться о том, чтобы Бог позволил людям увидеть свои дары и использовать их. Цель в том, чтобы Тело Христово в каждом конкрет-ном месте созидалось, ибо «все тело, составляемое и совокупляемое посред-ством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою мерукаждо-го члена, получает приращение для созидания самого себя влюбви» (Еф. 4:16).

Отдельно стоит вопрос о стремлении к дополнительным дарам. Павел повелевает христианам: «Ревнуйте о дарах больших» (1 Кор. 12:31), а позднее говорит: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1). В этом контексте Павел поясняет, что он имеет в виду, говоря «большие дары» или «превосходные дары», так как в 1 Кор. 14:5 он повторяет слово, употребленное им в 12:31 и переведенное как «большие» (rpt4. μείζων): «Пророчествующий превосходнеетого, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назида-ние» (1 Кор. 14:5). Здесь «превосходные дары» — это те, которые наилучшим образом служат к назиданию церкви. Это согласуется с утверждением Павла, которое находим несколькими стихами ниже: «Ревнуя о дарах духовных, ста-райтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12). Превосходные дары — это те дары, которые в большей степени назидают церковь и приносят больше пользы другим людям.

Но каким образом нам следует искать еще больших духовных даров? Прежде всего, мы должны просить их у Бога. Павел прямо указывает: «Гово-рящий на незнакомом языке молись о даре истолкования» (1 Кор. 14:13; ср.: Иак. 1:5, где Иаков говорит, что людям следует просить у Бога мудрости). Кроме того, люди, которые стремятся получить дополнительные духовные дары, должны руководствоваться правильными мотивами. Если духовных даров ищут только для того, чтобы поднять свой престиж или обладать еще боль-шим влиянием и властью, то это, безусловно, неверно в глазах Божьих. Тако-вы были устремления Симона-волхва (Деян. 8:19), когда он сказал: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (см. обличение Петра в ст. 21,22). Также Анания и Сапфира искали славы для себя самих, когда сделали вид, что отдают церкви всю прибыль от продажи своей земли, но это было неправдой, и Анания и Сапфира погибли (Деян. 5:1—11). Ужасно желать духовных даров или влияния в церкви только для собственной славы, а не для прославления Бога и помощи другим. Поэтому те, кто ищет духовныхдаров, должны задуматься о своем отношении к ним, так как те, кто имеет великие духовные дары, но «любви не имеет», «ничто» в глазах Бога (ср.: 1 Кор. 13:1—3). Поэтому Павел и говорит: «Достигайте любви», и только по-еле этого добавляет: «Ревнуйте о дарах духовных» (1 Кор. 14:1). Он вновь го-ворит о том же и в другом месте: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обога-титься ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12). Каждый человек, просящийу Бога дополнительного духовного дара, должен часто обращаться к своему соб-ственному сердцу и спрашивать себя, почему он так желает получить этот дар. Действительно ли излюбви кдругим, из желания назидать церковь и проела-вить Бога?

После этого уместно искать возможности попробовать себя в использова-нии дара, так же как и в том случае, когда человек пытается открыть в себе дар, как это описано выше. Небольшие домашние группы по изучению Биб-лии и молитвенные собрания часто обеспечивают необходимые условия; здесь люди могут попробовать реализовать свои дары учительства, ходатайствен-ной молитвы, увещевания, пророчества или исцеления.

И наконец, те, кто ищет дополнительных духовных даров, должны про-должать использовать те дары, которые у них уже есть, и довольствоваться ими, если Бог предпочитает не давать им новых даров. Хозяин похвалил раба, чья мина «принесла десять мин», но осудил того, который хранил мину и ни-как ее не применил (Лк. 19:16,17,20—23), — это явно говорит, что мы ответ-ственны за использование и преумножение тех талантов и способностей, кото-рые Бог дал нам как Его служителям.

Чтобы уравновесить этот акцент на стремлении к духовным дарам и возрастании в них, мы также должны сказать, что, как ясно говорит Па-вел, Святой Дух наделяет каждого человека духовными дарами, «как Ему угодно» (1 Кор. 12:11), и что «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1 Кор. 12:18). Он говорит, что Бог поместил в церкви различные дары, и не все являются апостолами, пророками или учителями (1 Кор. 12:28—30). Таким образом он напоминает коринфянам, что в конеч-ном счете распределение даров — это дело верховной власти Бога и что имен-но ради блага церкви и нашего собственного блага никто из нас не обладает всеми дарами, мы постоянно зависим от других людей, обладающих дарами, которые отличаются от наших.

8. Дары — это орудия служения, и они необязательно связаны с христиан-ской зрелостью. Мы должны признать, что духовные дары даются каждому верующему (1 Кор. 12:7,11; 1 Пет. 4:10). Даже незрелые христиане получают духовные дары от Господа — это было совершенно очевидно в коринфской церкви, где было изобилие духовных даров (1 Кор. 1:7), но она все еще была очень незрелой во многих аспектах учения и поведения. Павел говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Кор. 3:1). Поэтому духовные дары необязательно являются признаком духовной зрелости. Можно обладать выдающимися духовными дарами в той или иной сфере, но при этом быть весьма незрелым в понимании учения или в христианском поведении, как это и было в Корин-фе. И в самом деле, иногда даже неверующие способны пророчествовать, изго-нять бесов и творить чудеса; Иисус говорит, что в последний день многие скажут Ему: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но Он ответит им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, дела-ющие беззаконие» (Мф. 7:22,23). Заметьте, не сказано, что Иисус некогда знал их, а потом отказался от них; Он говорит: «Я никогда не знал вас». Они нико-гда не были христианами, хотя и свершали удивительные дела. Поэтому мы не должны оценивать духовную зрелость по наличию духовных даров. Зрелость приходит через близкое общение с Иисусом и приводит к послушанию Его заповедям в повседневной жизни: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот дол-жен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).

Почему же тогда Святой Духдает нам духовные дары? Они даруются ради служения и просто являются орудиями, которые при этом нужно использо-вать. Они никогда не должны быть источником гордости для тех, кто обладает ими, и восприниматься в качестве признака духовной зрелости. Мы просто должны стремиться быть совершеннее в любви к другим, в заботе об их нуж-дах, в назидании церкви и в жизни, построенной по образцу жизни Христа. Если мы поступаем таким образом и если Бог наделяет нас духовными дара-ми, чтобы мы могли достигать этих целей, то мы должны благодарить Его за это и молиться о том, чтобы Он уберег нас от гордыни, которая может возник-нуть от обладания дарами, незаслуженными нами, а безвозмездно дарован-ными нам по благодати.

Наши рекомендации