Воля. Воля Божья — это такой атрибут Бога, с помощью которого Он одобряет и позволяет каждое действие, необходимое для существования и дея-тельности Его Самого и всего творения
Это определение показывает, что воля Божья связана с определением и одобрением Его сущности и Его деятельности. Она связана с выбором Бога — Он решает, что Ему делать и что не делать.
1) Воля Божья в целом. Писание часто указывает на волю Божью как на высшую или окончательную причину всего, что происходит. Павел говорит о Боге как о «Совершающем все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Выра-жение, которое здесь переведено как «все» (τά πόντα), часто используется Павлом для обозначения всего, что существует, или всего творения (см., напр.:Еф. 1:10,23; 3:9; 4:10; Кол. 1:16,17; Рим. 11:36; 1 Кор. 8:6 [дважды]; 15:27,28
[дважды])1. Слою, переведенное как «совершающий» (ένεργέω, «быть деятель-ным, действовать, производить») — это причастие настоящего времени, и оно предполагает длящееся действие. Это выражение более развернуто можно было бы перевести так: «Постоянно производящий все в мире в соответствии с ре-шением Своей воли».
Все было сотворено по воле Божьей: «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Как в Ветхом, так и в Новом Завете о властях говорится, что они «установлены» по воле Божьей: голос с небес гово-рит Навуходоносору, что ему следует знать, что Господь «по воле Своей... дей-ствует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле» (Дан. 4:32), а Па-вел говорит, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога ус-тановлены» (Рим. 13:1).
Иерусалимская церковь верила, что все события, связанные со смертью Христа, свершились по воле Божьей, так как в молитве Иерусалимской иерк-ви сказано: «По истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иису-са, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Из-раильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 4:27,28). Конкретное упоминание различных действующих сил на раз-ных этапах распятия, как и неопределенность относительного местоимения во множественном числе «то, чему» (греч. бела, «те вещи, которые»), подразу-мевают тот факт, что не только смерть Иисуса, но также и все мельчайшие детали, связанные с ней, включены в это утверждение: Божья рука и воля пре-допределили, что все это произойдет.
Иногда воля Божья заключается в том, чтобы христиане страдали (см.: 1 Пет. 3:17, напр.: «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые»). А в следующей главе Петр говорит: «Итак стражду-щие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, де-лая добро» (1 Пет. 4:19). В этом стихе слова «по воле Божией» не могут отно-ситься к тому, как именно христиане страждут, так как в этом случае стих приобретает смысл: «Те, кто страждет, делая добро, да предадут Ему...» Тогда выражение «по воле Божией» становится просто лишним. Должно быть, это выражение относится к факту страдания; так же как в предыдущей главе ело-ва «воля Божия» относятся к страданию (1 Пет. 3:17).
1 Это выражение не всегда имеет такое значение (ср.: Рим. 11:32; 1 Кор. 12:6; 2 Кор. 12:19), однако в контексте, где Павел рассуждает о мире или о вселенной (как в этом отрывке), это выражение ясно указывает на все вообше, или на все творение.
Иаков призывает рассматривать все события нашей жизни в связи с их подчиненностью воле Божьей. Тем, кто говорит: «Сегодня или завтра отпра-вимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», — Иаков отвечает: «Вы... не знаете, что (случится) завтра... Вместо того, чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", вы, по своей надменности, тщеславитесь» (Иак. 4:13—16). Христианам часто трудно связать такое количество событий, в том числе и происходящее зло, с волей Божьей. Некоторые сложности, связанные с этим вопросом, будут рассмотрены здесь, а некоторые — в гл. 15 о провидении Божьем.
2)Различие между двумя аспектами воли Божьей, а) НЕОБХОДИМАЯ ВОЛЯ И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ. Некоторые выводы, сделанные исследователями про-шлого, могут помочь нам понять различные аспекты воли Божьей. Мы можем желать или избирать что-либо охотно или неохотно, радостно или с сожале-нием, тайно или явно, так и Бог в Своем бесконечном величии может желать по-разному.
Одно из важных разграничений, проведенных между различными аспек-тами воли Божьей, — это разграничение между необходимой волей Бога и сво-водной волей Бога. К необходимой воле Бога относится все, чего Он должен желать в соответствии со Своей природой. Что же это? Он желает быть Самим Собой. Бог вечно желает быть тем, Кто Он есть и что Он есть. Он говорит: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» или «Я БУДУ ТЕМ, КЕМ БУДУ» (Исх. 3:14). Бог немо-жет избрать быть иным, чем Он есть, или прекратить существовать.
К свободной воле Бога относится все то, чего Бог решил желать, хотя Ему нет необходимости желать этого, в соответствии со Своей природой. Сюда нам следует отнести решение Бога о сотворении мира и все решения, связанные с деталями этого сотворения. К свободной воле относятся также все деяния Бога, связанные со спасением. Ничто в природе Бога не требовало от Него сотворения мира или возрождения Своего народа из грешного человече-ства (см. выше о независимости Бога). Однако Бог все же решил творить и спасать, и это был совершенно свободный выбор с Его стороны. Хотя сре-ди лиц Троицы бесконечные любовь, общение и слава существуют вечно (см.: Ин. 17:5,24), тем не менее Бог решил сотворить мир и спасти нас ради Его славы(ср.: Ис. 43:7; 48:9-11;Рим. 11:36; 1 Кор.8:6; Еф. 1:12; Отк. 4:11). Невер-но было бы искать необходимую причину творения или спасения в существе Самого Бога, так как это лишило бы Бога Его независимости. Это означало бы, что без нас Бог не мог бы истинно быть Богом. Решения Бога о творении и спасении были абсолютно свободными решениями.
б) СКРЫТАЯ ВОЛЯ И ЯВЛЕННАЯ ВОЛЯ. Еще одно полезное разграни-чение между разными аспектами воли Божьей — это различие между скрытой волей Бога и Его явленной волей. Даже из нашего собственного опыта мы зна-ем, что можем желать чего-либо втайне и лишь позднее открыть эту волю дру-гим людям. Иногда мы говорим другим людям о том, чего мы желаем, еще до того, как желаемое происходит, а иногда мы не открываем нашей тайной воли дотехпор, покато, чего мы желали, не произойдет.
Безусловно, разграничение между разными аспектами воли Божьей хо-рошо видно во многих текстах Писания. Моисей говорит: «Сокрытое при-надлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, что-бы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). То, что Бог явил, Он явил для того, чтобы мы повиновались воле Божьей: «чтобы мы исполняливсе слова закона сего». Однако было и много других аспектов Его плана, которые Он не открыл людям, например, многие подробности будущих событий, ка-кие именно трудности и благословения будут в их жизни и т. д. В этом людям следует просто доверять Богу.
Поскольку явленная воля Божья часто заключается в Его заповедях или «наставлениях», касающихся нашего нравственного поведения, такую волю Бога иногда также называют волей наставления или волей заповеди. Эта Его объявленная воля касается того, что мы должны делать, или того, что Бог по-велевает нам делать.
А скрытая воля Божья обычно заключается в тайных повелениях, через которые Бог правит миром и определяет все то, что должно произойти. Обыч-но Бог не открывает нам эти повеления (за исключением пророчеств о буду-щем), и поэтому такие повеления действительно являются «скрытой» волей Бога. Мы обнаруживаем то, что повелел Бог, лишь когда события уже про-изойдут. Поскольку такая скрытая воля Бога связана с принятием решений о событиях в мире, этот аспект воли Божьей иногда называют также Божьей волей решения2.
В Писании неоднократно упоминается явленная воля Бога. Слова «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10) в молитве Господней гово-рят о том, чтобы люди на земле повиновались явленной воле Божьей, Его запо-ведям, точно также, как и на небе (т. е. полностью и совершенно). Это не мо-жет быть молитва о том, чтобы тайная воля Божья (т. е. Его решения о событи-ях, которые Он запланировал) действительно исполнилась, так как то, что Бог установил Своей тайной волей, обязательно произойдет. Просить Бога отом, чтобы Он свершил то, что Он уже решил, — значит молиться: «Пусть случит-ся то, что случится». Это была бы пустая молитва, так как в ней не содержится никакой просьбы. Кроме того, поскольку мы не знаем скрытой воли Божьей, касающейся будущего, человек, который молится подобным образом, никог-да не узнает, о чем он молится. Это была бы молитва без понятного содержа-ния и без действия. Молитву «Да свершится воля Твоя» мы должны понимать как призыв к тому, чтобы люди на земле следовали явленной воле Бога.