Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стра-жи — утра (Пс. 129:5,6)
Необходимость ожидания ответа Господа на вашу молитву можно проил-люстрировать примером из человеческого опыта. Если я хочу пригласить кого-нибудь к себе в гости на ужин, то я могу сделать это по-разному. Во-первых, я могу дать общее, расплывчатое приглашение: «Хорошо было бы, если бы вы как-нибудь зашли к нам в гости поужинать». Думаю, практически никто не пришел бы в гости исключительно на основании такого приглашения. Это очень похоже на молитву общего плана: «Господи, благослови всех моих тегу-шек и дядюшек и всех миссионеров. Аминь». Во-вторых, я могу сделать кон-кретное, но очень торопливое приглашение: «Фред, ты можешь прийти к нам на ужин в пятницу, в шесть часов вечера?» — и, произнеся эти слова, убежать прочь, оставив Фреда в крайнем изумлении, — ведь я не дал ему времени для ответа на мой вопрос. Таковы очень многие из наших молитвенных просьб. Мы просто обращаем к Богу слова, словно бы само их произнесение, вне за-висимости от нашего отношения ктому, что мы произносим, поможет полу-чить ответ от Бога. Однако, обращая к Богу такие просьбы, мы забываем, что молитва — это общение двух личностей — человека и Бога.
Есть и еще один способ пригласить человека в гости — искренний, лич-ный и конкретный. Выдержав паузу и убедившись, что Фред внимательно меня слушает, я могу посмотреть ему прямо в глаза и сказать: «Фред, мы с Марга-рет будем очень рады, если в эту пятницу, в шесть часов вечера ты придешь к нам на ужин. Ты сможешь прийти?» — а затем, продолжая смотреть ему в гла-за, я молча и терпеливо жду, что он ответит мне. По моему выражению лица, по тону и по той обстановке, в которой я решил поговорить с ним, он поймет, что эта просьба имеет для меня очень большое значение и что я говорю с ним как с личностью и как с другом. Тот факт, что я терпеливо ожидаю его ответа, показывает мою серьезность и мое уважение к нему, как к личности. Такая просьба очень похожа на просьбу христианина, который приходит к Богу, ощущает Его присутствие, излагает Ему свою просьбу, а затем спокойно ожи-дает ответ, который может прийти к нему в той или иной форме.
Это не означает, что все наши молитвы должны быть именно такими или что первые два из упомянутых способов неправильны. Действительно, иног-да мы молимся поспешно, потому что у нас мало времени и нам необходимо получить ответ быстро (см.: Неем. 2:4). Иногда мы также молимся обобщен-но, так как у нас нет подробных сведений о ситуации, или потому что мы мо-лимся о том, что находится от нас очень далеко, или потому что у нас очень мало времени. Однако тексты Писания, в которых говорится об ожидании Господа и о том, что молитва — это общение, которое происходит между нами и Богом, указывают нам на то, что молитвы, подобные третьему из описанных типов просьбы, гораздо более глубоки и, несомненно, Бог отвечает на них го-раздо чаще.
10. Уединенная молитва. Даниил поднимался к себе в горницу, «три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его» (Дан. 6:10)14. Иисус часто уходил в пустынные места и уединялся там для молитвы (Лк. 5:16 и др.). Он также учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Это утверждение находится в контексте сказанного о необходимости избегать ошибки лицемеров, которые любят молиться на углах улиц, «чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5). Мудрость повеления Иисуса о том, что мы должны молиться тайно, заключа-ется не только в необходимости избегать лицемерия, но также и в том, что при-сутствие других людей может мешать нам или оказывать влияние на наши молитвы, которые мы можем изменить, подлаживаясь под окружающих. Когда мы воистину пребываем наедине с Богом, одни в комнате, в которой «затво-рили дверь» (Мф. 6:6), мы можем открыть Богу свое сердце15.
14 Враги Даниила увидели его во время молитвы только потому, что они специально
следили за ним и «подсмотрели», как Даниил молился.
15 Здесь следует упомянуть также о том, что Павел говорит о говорении на языках во
время уединенной молитвы: «Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух
мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом,
стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:14,15). Когда Павел
говорит: «Дух мой молится», он говорит не о Святом Духе, а о своем, человеческом духе,
который он здесь противопоставляет «уму». Его дух изливает свои просьбы Богу, Бог при-
нимает эти просьбы и в ответ назидает Павла: «Кто говорит на незнакомом языке, тот
назидает себя» (1 Кор. 14:4). Более подробно об этом даре речь пойдет ниже, в гл. 52.
16 Хотя в предыдущих четырех стихах (15—18) речь идет о церковной дисциплине,
слово «также» в начале ст. 19 говорит об изменении темы, и вполне неуместно считать
ст. 19, 20 более общим утверждением о молитве церкви в целом.
Уединение можно использовать также в малых групповых молитвенных собраниях. Когда верующие собираются вместе, чтобы обратиться к Господу по какому-то серьезному вопросу, часто бывает необходимо, чтобы дверь была закрыта и они могли бы совместно молиться так, чтобы их никто не отвлекал. Судя по всему, первые христиане молились именно так, когда просили Бога освободить Петра из темницы (см.: Деян. 12:5,12—16).
11. Совместная молитва. В совместной молитве верующие обретают силу. Иисус учит нас: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Мф. 18:19,20)16.
В Писании много и других примеров совместной молитвы верующих или таких случаев, когда один человек направлял молитву всей общины (отметим молитву Соломона «впереди всего собрания Израильтян» во время посвя-щения храма [3 Цар. 8:22—53] или молитву ранней церкви в Иерусалиме [Деян. 4:24], когда верующие «единодушно возвысили голос к Богу»). Даже молитва Господня сформулирована во множественном числе. В ней не гово-рится: «Хлеб мой насущный дай мне на сей день». В ней сказано: «Дай нам сегодня наш ежедневный хлеб», «Прости нам наши грехи», «Не введи наев ис-кушение, но избавь нас от зла» (Мф. 6:11—13, перевод мой. — У. Г.). Таким образом, необходимо также молиться и совместно с другими людьми, это час-то усиливает нашу веру и действенность молитвы.
12. Пост. Молитва в Писании часто сочетается с постом. Иногда в этих случаях речь идет о настойчивой молитве. Например, Неемия, услышав о по-ражении Иерусалима, «постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4). Когда иудеи услышали о приказе Артаксеркса уничтожить их, «было боль-шое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» (Есф. 4:3). Даниил искал ответа Господа «с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3). Иногда пост связан с покаянием, ибо Бог говорит согрешающим про-тив Него: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыда-нии» (Иоил. 2:12).
В Новом Завете сказано, что Анна служила Богу в храме «постом и мо-литвою... день и ночь» (Лк. 2:37), а когда верующие антиохийской церкви «слу-жили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Сав-ла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Прежде чем послать Варна-ву и Савла в первое миссионерское путешествие, церковь вновь прибегла к посту: «Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3). Пост, фактически, был нормой, когда верующие просили водительства Божьего при выборе церковных служителей; мы чита-ем о том, что Павел и Варнава, во время их первого миссионерского путешест-вия, «рукоположивши... им пресвитеров к каждой церкви... помолились с по-стом и предали их Господу» (Деян. 14:23).
Итак, пост часто сопровождал молитву. Это случалось, когда кто-то на-стойчиво ходатайствовал пред Богом о ком-то другом во время покаяния, по-клонения или поисков водительства. Во всех этих случаях пост приносил мно-го положительных результатов, касающихся наших взаимоотношений с Бо-гом: 1) пост усиливает в нас ощущение смирения и надежды на Бога (так как голод и физическая слабость постоянно напоминают нам о том, что сами по себе мы вовсе не сильны и постоянно нуждаемся в Господе); 2) пост позво-ляет нам уделять молитве больше времени (так как мы не тратим время на еду); 3) пост все время напоминает нам, что, также как мы жертвуем ради Господасвоим комфортом во время поста, нам следует постоянно жертвовать всем на-шим существом ради Него17. Кроме того, 4) пост — это прекрасная проверка самодисциплины, так как, удерживая себя от принятия пищи, которой нам хочется, мы усиливаем нашу способность сопротивляться греху, к которому мы часто склоняемся. Если мы упражняем себя в малых «страданиях» добро-вольного поста, то мы будем способны принять и больше страдания ради пра-Бедности (ср.: Евр. 5:8; 1 Пет. 4:1,2). 5) Пост также повышает живость ума и духа, усиливает ощущение присутствия Божьего, так как мы сосредоточива-ем наше внимание не на материальном (напр., пище), а наше тело освобожда-ется от нагрузки, связанной с перевариванием пищи. Все это позволяет нам сосредоточиться на вечной духовной реальности, которая имеет гораздо боль-шее значение18. Наконец, 6) пост выражает насущность и важность нашей молитвы: если бы мы не прекратили пост, мы вскоре умерли бы. Таким обра-зом, пост символически говорит Богу, что мы готовы умереть ради изменения определенной ситуации. Пост особенно уместен, если церковь в этот момент духовно слаба.
Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к !осподу Богу вашему (Иоил. 2:12,13а).
17 Схожие причины (больше времени на молитву и отказ от удовольствий), вероят-
но, объясняют разрешение Павла, данное супружеским парам, прекращать сексуаль-
ные отношения «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве»(1 Кор. 7:5).
18 Когда ученики спросили Иисуса, почему они не могут изгнать беса (Мк. 9:29),
Тот ответил им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы». Во многих ранних и
надежных греческих рукописях и ранних манускриптах на других языках значится: «от
молитвы и поста». В любом случае, речь здесь не может идти о молитве во время изгна-
ния беса, так как Иисус просто изгонял бесов словом, а не молился об этом длительное
время. Это скорее означает, что ученики прежде не уделили достаточно времени молитве
и посту и что их духовные силы были в связи с этим недостаточны. Таким образом упо-
минание о посте, содержащееся во многих ранних рукописях, подтверждает мысль о
том, что пост увеличивает духовную силу.
Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верую-щим, и не установлены никакие особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Сво-им ученикам: «Также, когда поститесь...» (Мф. 6:16). Кроме того, Иисус го-ворит: «Придут дни, когда отнимется у нихжених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Жених — это Иисус, а мы — Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится. Большинство христиан на Западе не постится, од-нако если бы мы держали пост более регулярно — хотя бы на один-два приема пищи, — возможно, нас удивило бы, сколько духовных сил обретаем благо-даря этому мы сами, и как это полезно для наших церквей.
13. Молитвы, на которые мы не получаем ответа. Начать нам следует с того, что, поскольку Бог — это Бог, а мы — Его творение, должны существо-вать и такие молитвы, на которые мы не получаем ответа. Причина в том, что Бог скрывает от нас Свои мудрые планы о будущем, и, несмотря на то что люди молятся Ему, многие события не произойдут до того времени, которое опреде-лил для них Бог. Иудеи в течение столетий молились о приходе Мессии, но, лишь «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4:4). Души мучеников на небесах, свободные от греха, вопиют к Богу о суде над землей (Отк. 6:10), однако Бог не отвечает на эту молитву незамедлительно; Он повелевает душам немного подождать (Отк. 6:11). Ясно, что могут суще-ствовать такие промежутки времени, когда на молитвы ответа нет, так как мо-лящийся не знает, какое время для Бога долгое, а какое — краткое.
Молитва может остаться без ответа также по той причине, что мы не уме-ем молиться должным образом (Рим. 8:26), потому что мы не всегда молимся в соответствии с волей Божьей (Иак. 4:3), как не всегда мы просим Бога о чем-то в вере (Иак. 1:6—8). Иногда мы думаем, что какое-то решение является наи-лучшим, однако у Бога есть иной план, может быть, такой, в котором Его юля исполняется через трудности и страдания. Иосиф, несомненно, настойчиво молился о спасении из колодца и о том, чтобы его не продавали в рабство в Египет (Быт. 37:23—36), однако позднее он понял, что «Бог обратил это в доб-ро» (Быт. 50:20).
Если мы не получаем ответа на нашу молитву, то мы присоединяемся к Иисусу, Который молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Мы так-же присоединяемся к Павлу, который «трижды» просил Господа удалить от него «жало в плоть», но Господь не делал этого; Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8,9). Мы присоединяемся к Давиду, который молился о спасении жизни своего сына, но сын все-таки умер, и Давид «встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился», и говорил о своем сыне: «Я пойду к нему, а оно [дитя] не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:20, 23). Мы присоединяемся к мученикам всей истории церкви, которые моли-лись об избавлении, которое не пришло к ним, ибо они «не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11).
Если мы не получаем ответа на нашу молитву, мы должны продолжать доверять Богу, Который делает так, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и возлагать на Него все наши заботы, зная, что Он постоянно помнит о нас (1 Пет. 5:7). Мы должны помнить, что Он даст нам сил, которых хватит для каждого нынешнего дня (Втор. 33:25), и что Он обещал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5; ср.: Рим. 8:35-39).
Мы также должны продолжать молиться. Иногда бывает так, что ответ, ко-торого мы такдолгождем, Бог дает нам внезапно, как это было с Анной, которая родила ребенка спустя много лет (1 Цар. 1:19,20), или с Симеоном, который свои-ми собственными глазами увидел долгожданного Мессию (Лк. 2:25—35).
Однако бывает и так, что в этой жизни наши молитвы остаются без отве-та. Иногда Бог отвечает на молитвы после того, как верующий умирает. Иногда Он не отвечает на них и тогда, но даже в этом случае вера, выраженная в этих молитвах, любовь к Богу и к сотворенным Им людям возносятся к престолу Божьему как благоуханный фимиам (Отк. 5:8; 8:3,4) и ведут «к похвале и чес-ти и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7).