Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет на-зываться женою: ибо взята от мужа (Быт. 2:23)

Как мы увидим ниже, христиане расходятся во взглядах на то, насколько широко после творения был задействован процесс эволюции, который, воз-можно (по одной из версий), привел к постепенному возникновению все бо-лее и более сложных организмов. Хотя среди христиан представители разных точек зрения искренне убеждены в истинности своих взглядов и хотя есть раз-ные мнения об эволюции растительного и животного царств, все же эти тек-сты настолько ясны, что трудно было бы верить в абсолютную истинность Писания и при этом утверждать, что человеческие существа — результат дли-тельного эволюционного процесса. Поскольку Писание говорит, что Господь создал «человека из праха земного» (Быт. 2:7), едва ли можно предположить, что здесь идет речь о процессе, который занял миллионы лет, и что в нем было задействовано случайное развитие тысяч постепенно усложняющихся орга-низмов7. Еще труднее совместим с эволюционной теорией тот факт, что в тек-сте ясно говорится о том, что у Евы не было матери: она была сотворена не-посредственно из ребра Адама, пока тот спал (Быт. 2:21). Однако, с чисто эво-люционной точки зрения, это было бы невозможно, так как даже самое первое «человеческое существо» женского пола должно было произойти от некоего почти человеческого существа, которое было еще животным. Новый Завет еще раз утверждает историчность этого особого творения Евы от Адама, когда Павел говорит: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:8,9).

7 Несмотря на очевидность утверждений Быт. 2:7, Дерек Киднер (он придерживает-ся такого взгляда на истинность Писания, который я отстаиваю в этой книге) утвержда-ет, что возможно эволюционное развитие доадамовых существ, вплоть до особи, в кото-рую Бог наконец «вдохнул человеческую жизнь» (Derek Kidner. Genesis: An Introduction and Commentary, TOTC [London and Chicago: InterVarsity Press, 1967], p. 28). И при этом он утверждает, что Ева была сотворена особым образом (р. 29).

Особое творение Адама и Евы показывает, что, хотя мы, возможно, и по-добны животным в определенных физических аспектах, тем не менее очень сильно отличаемся от животных. Мы сотворены «по образу Божию», мы — вершина Божьего творения — подобны Богу более, чем любое другое суще-ство, нам предопределено властвовать над всем творением. Даже краткий рас-сказ о творении в Книге Бытие подчеркивает эту исключительную роль чело-века по сравнению с остальным миром. Таким образом, этот рассказ опро-вергает современные тенденции подчеркивать ничтожность человека перед огромной Вселенной. Дерек Киднер отмечает, что Писание высказывается «против любой попытки лишить значимости человеческую историю... кото-рая представляет изумительные акты творения как просто подъем занавеса перед началом драмы, которая проходит через всю Библию. Пролог умещает-ся на одной странице; но остаются еще тысячи страниц».

Кроме того, Киднер отмечает, что современные научные описания мира, какими бы правдивыми они ни были, «заваливают нас статистическими дан-ными, которые сводят нашу значимость к нулю. Они только пролог, но сама человеческая история теперь — просто одна страница из тысячи, а вся книга земли затеряна среди тех томов, которые еще не внесены в каталог»8.

Писание показывает нам в перспективе значимость человека, которую придал ему Бог. (Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже, в гл. 20.)

4. Сотворение времени. Другой аспект творения Божьего — это сотворе-ния времени (последовательности мгновений). Этот вопрос рассматривался в связи с вечностью Бога в гл. 109, и здесь нам следует лишь коротко изло-жить его. Когда мы говорим о существовании Бога «до» сотворения мира, мы не должны думать, что Бог существует в бесконечной протяженности време-ни. Вечность Бога означает, что Он существует иначе, в Его бытии нет течения времени, и подобное существование нам даже трудно представить себе (см.: Иов. 36:26; Пс. 89:2,4; Ин. 8:58; 2 Пет. 3:8; Отк. 1:8). Тот факт, что Бог сотво-рил время, напоминает нам, что Он господствует над ним, а мы должны ис-пользовать время к Его славе.

5. Труд Сына и Святого Духа в творении. Бог-Отец был инициатором акта творения. Но Сын и Святой Дух также действовали в нем. О Сыне часто гово-рится, что «через» Него произошло творение (в русском синодальном перево-де — «чрез» и «Им». — Примеч. пер.). «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Павел говорит: «Один Гос-подь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6), и «все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Мы читаем также, что Сын — это Тот, «чрез Кото-рого» Бог «и веки сотворил» (Евр. 1:2)10. Эти тексты дают последовательную картину того, как Сын исполнял роль действующей силы, совершающей пла-ны и исполняющей указания Отца.

8 Kidner, Genesis, p. 57.

9 См.: с. 173.

10 По версии автора — «миры» или «мир». Слово a'ldw и его смысловое содержание в
Новом Завете стало предметом многочисленных спекуляций в связи с его специфичес-
ким употреблением в кумранских рукописях, где термин «эон» имеет совершенно осо-
бое мистическое смысловое наполнение. Однако наиболее взвешенным решением пред-
ставляется все же перевод «век», «время» или «эпоха». — Примеч. пер.

Святой Дух также действовал в творении. В целом Он представлен в Писании завершающим, исполняющим и дающим жизнь творению Бо-жьему. В Быт. 1:2 говорится, что «Дух Божий носился над водою», и это — описание Его охраняющей, поддерживающей и правящей функции. Иов говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). Важно помнить, что в целом ряде ветхозаветных пассажей одно и то же древнееврейское слово (ПП) в различных контекстах может означать «дух», «дыхание» или «ветер»". Однако во многих случаях различие в значе-нии несущественно, поскольку если мы принимаем решение переводить «ды-хание Бога» или даже «ветер Бога», то все эти выражения являются фигураль-ными описаниями действия Святого Духа в творении. Так, псалмопевец, рас-суждая о великом разнообразии существ на земле и в море, говорит: «Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30; одействии Святого духа говорится также в Иов. 26:13; Ис. 40:13; 1 Кор. 2:10). Однако свидетельство Писания о деятельности Святого Духа в творении не очень объемно. Гораздо более полно раскрывается Его роль во вдохновении Писа-ния и в применении к народу Божьему искупительного труда Христа12.

Наши рекомендации