А. Происхождение бесов
Когда Бог сотворил мир, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Это означает, что даже в ангельском мире, сотворенном Богом, тогда еще не было злых ангелов, или бесов. Однако ко времени собы-тий, описанных в Быт. 3, мы видим, что сатана, в облике змея, искушает Еву (Быт. 3:1—5). Таким образом, где-то в период между событиями, описанными в Быт. 1:31 и Быт. 3:1, в ангельском мире произошли изменения — многие ан-гелы отпали от Бога и стали злыми.
В Новом Завете об этом упоминается дважды. Петр говорит нам: «Бог ан-гелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блю-сти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4)'. Иуда также говорит, что Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает
1 Это не означает, что грешные ангелы сейчас не оказывают на мир никакого влия-ния, так как в ст. 9 Петр говорит, что Господь также знает, как «беззаконников соблюдать ко дню суда», имея в виду людей, которые явно имели влияние на мир и даже беспокои-ли читателей послания Петра. Написанное во 2 Пет. 2:4 просто означает, что падшие ангелы были удалены из присутствия Божьего и содержатся под определенным ограни-чительным контролем до судного дня, однако это не исключает их нынешней постоян-ной активности в мире.
в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Вновь подчерки-вается тот факт, что они удалены от славы присутствия Божьего и что их дея-тельность ограничена (в метафорическом смысле, они пребывают «в вечных узах»), однако в тексте не говорится ни о том, что влияние бесов устранено из мира, ни о том, что часть бесов содержится в месте наказания, отделенном от мира, тогда как прочие способны оказывать на него воздействие2. Как Вто-рое послание Петра, так и Послание Иуды говорят нам, что часть ангелов от-пала от Бога и эти ангелы стали противниками Его Слова. Судя по всему, их грехом была гордыня, отказ занять предписанное им место, ибо они не сохра-нили своего достоинства и оставили свое жилище (Иуд. 6).
Возможно также, что упоминание о падении сатаны, князя бесов, содер-жится в гл. 14Книги Пророка Исайи. Исайя говорит об осуждении Богом (земного) вавилонского царя и использует выражения, слишком сильные для применения к любому человеческому существу:
Как упал ты с неба, денница3, сын зари! разбился о землю, попи-равший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севе-ра; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низ-вержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12—15).
Из описания попытки взойти на небо и установить там свой престол со словами: «Буду подобен Всевышнему» ясно, что речь идет об ангельском су-ществе великой силы и достоинства. Для еврейской пророческой речи нет ничего необычного в переходе от описания событий из жизни человека к па-раллельным небесным событиям, которые в некотором роде находят отраже-ние в земных событиях4. Если это действительно так, то грех сатаны — горды-ня и попытка сравниться с Богом.
2 Во 2 Пет. 2:4 не говорится: «Бог не удалил ангелов после того, как они согрешили», или: «Бог бросил согрешивших ангелов в ад», здесь содержится просто общее упомина-ние об «ангелах», которые согрешили. Также в Иуд. 6 говорится об ангелах, «не сохра-нивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», где речь идет обо всех согре-шивших ангелах. Их нынешнее жилище — «ад» и «адский мрак», хотя они и могут выби-раться оттуда и оказывать влияние на людей в мире.
3 KJV переводит слово «денница» как «Люцифер», что означает «светоносный». Сло-во «Люцифер» не фигурирует ни в одном другом тексте KJV и ни в одном другом совре-менном переводе Библии.
4 См., напр.: Пс. 44, где описание земного царя переходит в описание Мессии.
При этом едва ли в Быт. 6:2—4говорится о падении бесов. В этих стихах нам сказано, что «сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они краси-вы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. <.״> В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий стали входить к до-черям человеческим, и они стали рождать им». Многие полагают, что «сыны
Божий» в этом отрывке — это ангелы, согрешившие браком с дочерями лю-дей, но это маловероятно, и вот по каким причинам5.
Ангелы — это нематериальные существа, которые, по словам Иисуса, не вступают в брак (Мф. 22:30). Кроме того, ничто в контексте гл. 6 Книги Бытие не указывает на то, что выражение «сыны Божий» следует истолковы-вать как указание на ангелов (в этом смысле данный текст отличается, напр., от Иов. 1, 2, где контекст, в котором речь идет о совете на небесах, ясно дает читателю понять, что здесь говорится об ангелах). Гораздо более вероятно, что выражение «сыны Божий» здесь (как во Втор. 14:1) означает людей, принад-лежащих Богу, которые, подобно Богу, ходят в праведности (отметим Быт. 4:26 как введение к Быт. 5, где основание линии потомков Сифа относится ко времени, когда люди «начали призывать имя Господа»). В Быт. 5:3 подчер-кивается, что сыновство заключается также и в схожести с отцом. Кроме того, в тексте всей гл. 5 через Адама и Сифа многие люди причисляются к Богу в качестве «сыновей». Похоже, общий замысел этого повествования — проде-монстрировать параллельное развитие благочестивого (и впоследствии — мес-сианского) рода Сифа и всего остального — неблагочестивого — человечес-кого рода. Таким образом, «сыны Божий» в Быт. 6:2 — это праведные люди, которые стремятся подражать своему небесному Отцу, а «дочери человечес-кие» — это их жены, принадлежавшие к неблагочестивой части человечества.