В. что происходит, когда люди умирают?

4 Совершенно правильно благодарить Бога за преимущества общей благодати в жизни неверующих; см. об общей благодати в гл. 30.

5 Однако это требует честности и зрелого суждения. Если нас приглашают для со-вершения погребальной церемонии над умершим человеком, который был широко из-вестен своей злобой и стремлением к разрушению, мы не должны создавать у людей такого впечатления, будто поступки, совершаемые человеком в этой жизни, не имеют никакого значения или будто мы не знаем о весьма дурных качествах этого человека, в противном случае, наши слушатели просто перестанут нам доверять. Как пример неиз-бежной реакции людей на смерть дурного человека — такого, напр., как Адольф Гитлер — отметим Прит. 11:10: «При погибели нечестивых бывает торжество».

/. Души верующих немедленно отправляются к Господу. Смерть есть вре-менное прекращение телесной жизни и отделение души от тела. Когда верую-щий умирает, его физическое тело предается земле, а душа (или дух) этого ве-рующего в момент смерти немедленно, с радостью, отправляется к Богу. Ког-да Павел размышляет о смерти, он говорит: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водворитъсяу Господа» (2 Кор. 5:8, курсив мой. — У. Г.). Выйти из тела означает водвориться у Господа. Он также говорит, что имеет желание «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). А Иисус сказал разбойнику, который уми-рал на кресте рядом с ним: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43, кур-сив мой. — У. Г.)6. Автор Послания к Евреям говорит, что когда христиане собираются вместе для поклонения, они входят не только в присутствие Бога на небесах, но также и «к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23)7. Тем не менее, как мы рассмотрим это более подробно в следую-щей главе, Бог не оставит наши мертвые тела в земле навечно. Когда возвра-тится Христос, души верующих воссоединятся с их телами, тела их будут вое-крещены из мертвых, и они вечно будут жить с Христом.

1) В Библии нет учения о чистилище. Тот факт, что души верующих немед-ленно отправляются к Богу, означает, что не существует ничего подобного чи-стилищу. В римско-католическом учении чистилище — это то место, где ду-ши верующих еще в большей степени очищаются от греха до тех пор, пока они не будут готовы кжизни на небесах. В соответствии с этой точкой зрения, стра-дания, претерпеваемые в чистилище, отдаются Богу взамен наказания за гре-хи, которое верующие должны были получить в свое время, но не получили.

Однако в Писании нет такого учения, и оно даже противоречит тем сти-хам, которые были только что процитированы. Римско-католическая церковь нашла подтверждение этому учению не на страницах канонического Писа-ния, как мы определили его выше и как его приняли протестанты со времен Реформации, а в апокрифах8, в особенности во 2 Мак. 12:43—45:

6 Рай — это лишь другое название для небес; см. гл. 26.

7 Однако тот факт, что мы, когда умираем, немедленно отправляемся к Христу, не дол-жен восприниматься как призыв к самоубийству. Бог говорит: «Не убивай» (Исх. 20:13), и это означает, что мы не должны убивать сами себя, точно так же, как не должны убивать других.

С другой стороны, многие верные христиане во время войны и кораблекрушений или в других тяжелых обстоятельствах отдали свои жизни ради других, исполнив таким образом учение Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Более широком понимании это означает, что в этой жизни мы должны оставаться верными Христу в служении Ему и в молитве, ибо Он призывает нас быть «верными до смерти» (Отк. 2:10). И хотя Павел, размышляя о своих собственных желаниях, хотел от-правиться к Христу, он понимал, что ради филиппийцев и других людей, которым он служил, «нужнее» было остаться (Флп. 1:24).

8 См. гл. 2 , где говорится, почему мы не должны принимать апокрифы как часть Писания.

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он [Иуда Маккавей] послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и по-ступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излипь не и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостиви-тельную жертву, да разрешатся от греха (курсив мой. — У. Г.).

В этом тексте одобряется молитва за умерших, а также жертва Богу ради освобождения умерших от их грехов. Однако в ответ следует сказать, что эта литература не равна по своему авторитету Писанию и не может быть принята как авторитетное основание для учения. Более того, здесь содержится явное противоречие ясному утверждению о том, что умершие верующие отправляют-ся к Христу, которое было процитировано выше, а потому противоречит ясному учению Нового Завета. Кроме того, когда здесь говорится о том, что Иуда со-вершает «за умерших умилостивительную жертву [греч. έξίλασμος]», то это про-тиворечит конкретному учению Нового Завета о том, что Христос совершил эту жертву за нас. И наконец, этот отрывок трудно согласовать даже с учением Рим-ско-католической церкви, поскольку здесь сказано, что за воинов, погибших в смертном грехе идолослужения (который не может быть прощен, в соответствии с учением католиков), следует возносить молитвы и приносить жертвы, и что это предполагает возможность избавления их от страданий.

Римско-католическое богословие находит подтверждение учению о чис-тилище прежде всего в отрывке из 2 Мак., процитированном выше, и в цер-ковном предании9. Приводят и другие отрывки в поддержку учения о чисти-лище: 2 Тим. 1:18; Мф. 5:26; 1 Кор. 3:15 и Мф. 12:32. Во 2 Тим. 1:17,18 Павел говорит об Онисифоре: «Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у 1Ъспода в оный день; а сколько он служил (мне) в Ефесе, ты лучше знаешь». Те, кто придерживается учения о чистилище, утверждают: «Онисифор... явно не был в числе живых во время написания Второго послания к Тимофею»10. Похоже, это утверждение осно-вано на том, что Павел говорит не о самом Онисифоре, а о «доме Онисифора» (2 Тим. 1:16). Однако это выражение не доказывает, что Онисифор умер; оно лишь свидетельствует о том, что Павел желал благословения не только ему, но и всему его дому. В этом нет ничего удивительного, поскольку Онисифор слу-жил в Эфесе, где Павел трудился в течение трех лет (2 Тим. 1:18; ср.: 4:19). Основывать учение о чистилище на мысли о том, что Онисифор уже умер, — означает строить его на предположении, которое не имеет ясных доказательств. (Для Павла нет ничего необычного в том, чтобы желать христианам получить благословение в Судный день; см.: 1 Фес. 5:23.)

9 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, pp. 321, 322,482-485.

10 Ibid., p. 321.

11 Ibid., p. 483.

В Мф. 12:32 Иисус говорит: «Если же кто скажет на Духа Святого, не про-стится ему нив сем веке, ни в будущем». Отт говорит, что это утверждение «пред-полагает возможность прощения грехов не только в этом мире, но и в будущем»11.

Однако это не более чем логическая ошибка: сказать, что нечто не произойдет в будущем веке, вовсе не предполагает, что это может произойти в будущем веке!12 Для доказательства учения о чистилище необходимо не отрицательное суждение, подобное этому, а утверждение, которое гласило бы, что люди, по-еле того как умирают, страдают ради продолжения очищения. Однако нигде в Писании об этом не говорится.

В 1 Кор. 3:15 Павел говорит, что в Судный день всякое дело будет оценено и испытано огнем, а затем добавляет: «Ау кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Однако здесь не говорится о том, что человек сгорит или будет терпеть какое-либо наказание, здесь гово-рится, что лишь его дело будет подвергнуто испытанию огнем — доброе бу-дет подобно золоту, серебру и драгоценным камням, которые не увидят тле-ния (ст. 12). Кроме того, сам Отт допускает, что здесь говорится не о том, что произойдет в веке сем, а о том, что случится в день «общего суда»13, а потому этот отрывок трудно использовать в качестве убедительного аргумента в пользу чистилища. Наконец, в Мф. 5:26, после призыва мириться со своими про-тивниками еще по дороге в суд, чтобы обвинитель не отдал их судье, а судья не отдал бы слуге и чтобы таким образом не попасть в тюрьму, Иисус говорит: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Отт пони-мает это как притчу, которая учит об «ограниченном по времени наказании в другом мире» 14. Однако в контексте нет никакого указания на то, что это прит-ча. Иисус дает здесь практическое учение о разрешении человеческих конф-ликтов, чтобы избегать ситуаций, которые ведут к злобе и личным оскорбле-ниям (см.: Мф. 5:21—26). В других отрывках из Писания, которые иногда при-водят как аргументы в пользу учения о чистилище15, напрямую не говорится об этом. Скорее всего, здесь говорится о наказании и освобождении от тягот в этом мире или о жизни вечного благословения с Богом на небесах в жизни будущей.

12 Подобную же ошибку совершают те, кто утверждает: Иисус говорит, что не изгла-
дит чьего-либо имени из книги жизни (Отк. 3:5), следовательно, можно предположить,
что Он может изгладить из нее имена других людей (см.: гл. 39).

13 Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 483.

14 Ibid., p. 484.

15 Беркхоф упоминает о том, что католики иногда ссылаются на Ис. 4:4; Мих. 7:8;
Зах. 9:11; Мал. 3:2,3; 1 Кор. 15:29.

16 См. гл. 26, где говорится о том, что Своей смертью Христос понес наказание за
наши грехи и полностью искупил нас.

Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что это учение предлагает нам что-то прибавить к искупительной работе Христа, подчерки-вая тем самым, что Его искупительный труд не был достаточен в качестве на-казания за наши грехи. Но это, безусловно, противоречит учению Писания16. Кроме того, учение о чистилище отнимает у верующих великое утешение, которое приносит им мысль о том, что умершие немедленно отправляются к Господу и что они также, когда умрут, отправятся, чтобы «быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23).

2) В Библии нет учения о «сне души». Тот факт, что душ и верующих немед-ленно отправляются к Богу, означает также, что учение о сне души неверно. Эта доктрина учит, что когда верующие умирают, они переходят в состояние бес-сознательного существования, и сознание они обретут только тогда, когда вер-нется Христос и воскресит их к вечной жизни. В ходе истории церкви это уче-ние распространялось то одним лицом, то другим, в том числе некоторыми анабаптистами в период Реформации и некоторыми ирвингитами в Англии в XIX в. Одно из первых сочинений Жана Кальвина было направлено против этого учения, которое никогда не было широко принято в церкви.

Подтверждение этому учению часто усматривали в том, что Писание мно-гократно говорит о мертвых как о «спящих» или «засыпающих» (Мф. 9:24; 27:52; Ин. 11:11; Деян. 7:60; 13:36; 1 Кор. 15:6,18,20,51; 1 Фес. 4:13; 5:10). Кро-ме того, похоже, что в некоторых текстах содержится указание на бессо-знательное состояние мертвых (см.: Пс. 6:5; 113:25 [однако см. ст. 26!]; Еккл. 9:10; Ис. 38:19). Но когда Писание представляет смерть как «сон», это лишь мета-форическое выражение, которое показывает, что смерть для христиан — это не более чем временное явление, подобно тому, как сон является чем-то вре-менным. Это очевидно, например, когда Иисус разговаривает со своими уче-никами о смерти Лазаря. Он говорит: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду раз-будить его» (Ин. 11:11). Мы должны отметить, что Иисус не говорит: «Душа Лазаря спит», и ни в каком другом месте Писания не говорится, что душа че-ловека спит или находится в бессознательном состоянии (такое утверждение необходимо для доказательства учения о сне души). Иисус просто говорит, что Лазарь уснул. Затем Иоанн поясняет: «Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:13,14). Другие отрывки, в которых говорится отом, что люди спят, когда умирают, следует также понимать в смысле метафорическо-го упоминания о том, что смерть временна.

Что же касается тех мест, где говорится, что мертвые не славят Бога или о том, что сознательная деятельность прекращается после смерти, то их все нужно относить к жизни в этом мире. Нам кажется, что когда люди умирают, они больше не участвуют в сознательной деятельности. Однако Псалом 113 полностью представляет библейскую точку зрения. В нем го-ворится: «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу», а те, кто верит в Бога: «Но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуйя» (Пс. 113:25,26).

И наконец, во всех отрывках, процитированных выше, где говорится, что верующие сразу же отправляются к Господу и наслаждаются там общением с Ним (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23; Лк. 23:42 и Евр. 12:23), есть свидетельства, что после смерти для верующих существует сознательное бытие и общение с Бо-гом. Иисус не сказал: «Сегодня ты не будешь более осознавать, что с тобой происходит». Нет, Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43, кур-сив мой. — У. Г.). Нет никакого сомнения в том, что в то время рай понимался не как бессознательное состояние, а как одно из великих благословений и как радость в присутствии Бога17. Павел не говорит: «Имею желание разрешить-ся и быть в бессознательном состоянии в течение длительного периода време-ни», напротив, он говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). Он, безусловно, знал, что Христос — это не бес-сознательный, спящий Спаситель, что Он живет и царствует на небесах. Быть с Христом — значит наслаждаться благословением общения с Ним, и именно поэтому разрешиться и бытье Ним — «несравненно лучше» (Флп. 1:23). Вот почему Павел говорит: «Мы... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).

17 См. другие употребления слова «рай» во 2 Кор. 12:3 и Отк. 2:7; здесь это слово явно
означает небо, где Бог живет и царствует; проблематика, связанная с этим словом, рас-
сматривается в гл. 26.

18 Выражение «общение святых» в Апостольском символе веры означает тот факт,
что мы в определенном смысле имеем единство в общении с теми, кто умер и прежде
нас отправился на небеса, что подтверждается в Евр. 12:23. Это не значит, что мы можем
ощущать это общение, просто когда мы поклоняемся Богу, мы присоединяемся к тому
богослужению, которое уже происходит на небесах (см. гл. 50 о том, что наше поклоне-
ние сейчас — это также и поклонение на небесах).

В Евр. 12:1, сразу же после целой главы, посвященной вере умерших вет-хозаветных святых (Евр. 11), говорится: «Имея вокруг себя такое облако сви-детелей...» Автор призывает нас проходить поприще нашей жизни с терпе-нием, поскольку мы окружены таким облаком свидетелей, т. е. подразуме-вается, что умершие имеют определенное представление о том, что происходит на земле. Писание сообщает нам об этом очень немногое, воз-можно потому, что оно не хочет, чтобы мы общались с умершими, или моли-лисьза них, или входили с ними в контакт каким-либо иным образом (отме-тим великий грех Саула, связанный с общением с умершим, 1 Цар. 28:7—25). Тем не менее в Евр. 12:1,2 все желается нам этот слабый намек, возможно, в качестве ободрения, чтобы мы оставались верными Богу, как и те, кто умер и отправился на небеса прежде нас. Также и в конце гл. 12 Послания к Евре-ям автор говорит, что, когда мы поклоняемся Богу, мы входим в присутствие Бога на небесах и приходим не просто к «духам праведников, которые спят в бессознательном состоянии», а к «тьмам Ангелов, к торжествующему собо-ру и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета» (Евр. 12:22-24)18.

Откровение Иоанна (6:9—11 и 7:9,10) также ясно показывает нам души или духи умерших, которые отправились на небеса в молитве и поклонении, ибо они громко восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не су-дишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Мы видим их, стоящих «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7:9,10). Все эти отрывки опро-вергают учение о сне души, поскольку они ясно показывают, что души веру-ющих испытывают осознанное общение с Богом на небесах сразу же после смерти.

3) Отправлялись ли ветхозаветные верующие к Богу немедленно?Некото-рые утверждают, что души верующих с момента воскресения Христова немед-ленно отправляются к Богу на небеса, а души тех верующих, которые умерли до воскресения Христова, не наслаждались благословениями небес, а отправ-лялись в место, где ожидали завершения искупительной работы Христа. Иног-да это место называли limbuspatrum, или просто лимбом19. В особенности дан-ная точка зрения характерна для римско-католического богословия, однако ее поддерживали и некоторые лютеране. В определенной степени это учение опирается на представление о сошествии Христа в ад, которое мы уже рас-смотрели20.

19 Строго говоря, римско-католические богословы утверждают, что существует два
лимба: место, куда отправляются некрещеные младенцы, называется limbus infantum, а
место, куда отправились ветхозаветные верующие после смерти, называется limbuspatrum.
Латинское слово limbus означает «кайма, оторочка»; лимб представляли себе распо-
ложенным на краю ада, где люди отстранялись от присутствия Бога, однако при этом
не испытывали осознанных страданий. В Писании нет конкретного подтверждения это-
му учению.

20 Вопрос о том, сходил ли Христос в ад, после того как умер, рассматривается в гл. 26.

Не многие места в Писании говорят о состоянии ветхозаветных верую-щих после смерти, однако все, что об этом говорится, указывает на то, что они немедленно и осознанно радовались присутствию Бога, а не на то, что они ждали где-то вдали от Бога. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Богвзял его» (Быт. 5:24; ср.: Евр. 11:5, курсив мой. — У Г.). Илия был взят не в какое-то место на краю ада, нет, «понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11, курсив мой. — У. Г.; ср.: Мф. 17:3, где появляются Моисей и Илия, беседую-щие с Иисусом). А вот в чем уверен псалмопевец Давид: «Я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6; ср.: 15:10,11; 16:15, курсив мой. — У Г.). Кроме того, когда Иисус отвечает саддукеям, Он напоминает им, что Бог говорит: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», а затем говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). В притче о богаче и Лазаре Иисус не гово-рит, что Лазарь находится в бессознательном состоянии, Он упоминает о том, что Авраам говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается» (Лк. 16:25). Авраам сам осознанно пребывает в некоем прекрасном месте (куда богач хотел бы попасть) — и речь явно идет не об окраине ада. Важно отметить, что по-скольку все это происходит до воскресения Иисуса, то Лазарь находится в том же положении, что и ветхозаветные святые.

Поэтому ветхозаветные святые также, судя по всему, немедленно отправ-лялись на небеса и наслаждались там общением с Богом после своей смерти. Однако вполне может быть и так, что, когда Христос возвратился на небо при Своем вознесении, они получили дополнительные благословения и еще боль-шую радость. Тем не менее это не означает, что они были тогда перенесены на небо впервые или что они тогда впервые насладились благословением Божь-его присутствия.

21 См. гл. 55 о степени вознаграждения на небесах.

22 Еще одним указанием на то, что нам не следует молиться за мертвых, является тот
факт, что Давид весьма много молился о своем сыне, но только до тех пор, пока тот
не умер, а после смерти сына Давид поднялся, умылся, сменил одежду и «пошел в дом
Господень, и молился... и он ел» (2 Цар. 12:20). Давид понимал, что, как только его сын
умер, долг молитвы за него был исполнен. Когда в этом разделе я говорю о «молитве за
умерших», я имею в виду молитву о том, чтобы Бог изменил их состояние или участь. Но,
безусловно, нет ничего неверного в благодарении Бога за жизнь людей, после того как
они умерли.

4) Следует ли нам молиться о мертвых? И наконец, тот факт, что души ве-рующих немедленно отправляются к Богу, означает, что нам не следует мо-литься за умерших. Учение об этом мы находим во 2 Мак. 12:42—45 (см. выше), но в самой Библии нигде этого нет. Более того, нигде не говорится, что так поступали новозаветные христиане, и нет указаний на то, что им следовало поступать таким образом. Когда верующие умирают, они отправляются к Богу и пребывают с Ним в состоянии совершенного счастья. Какой смысл тогда продолжать молиться за них? Окончательное небесное вознаграждение будет основано на том, что произошло в этой жизни, как о том неоднократно свиде-тельствует Писание (1 Кор. 3:12—15; 2 Кор. 5:10 и др.)21. Души умерших неве-рующих отправляются в место наказания и вечного отделения от Бога. Мо-литься за них также бессмысленно, поскольку их окончательная судьба была определена на основании их греха и их противления Богу в этой жизни. Мо-литься за умерших означает молиться о том, что, как нам говорит Бог, уже определено22. Учить о том, что нам следует молиться за умерших или призы-вать других поступать таким образом — значит давать ложную надежду на то, что участь человека может быть изменена после того, как он умер, а Писа-ние нигде не дает нам оснований считать, что это так. Это приведет к тому, что люди будут без пользы волноваться и тратить время на молитвы, которые не принесут никакого результата и отвлекут внимание от молитв о том, что происходит в этой жизни и что могло бы значительно ускорить работу Цар-ства. Мы должны использовать наше время на такие молитвы, которые со-гласуются с волей Божьей.

2. Души неверующих немедленно отправляются на вечное наказание. Пи-сание не дает нам оснований полагать, что люди могут получить второй шанс уверовать в Христа, после того как умрут. На самом деле, все обстоит наобо-рот. Притча Иисуса о богаче и Лазаре не оставляет надежды на то, что люди могут перейти из ада на небеса, после того как они умерли. Хотя богач и взы-вал из ада: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пла-мени сем», Авраам ответил ему: «...Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:24—26, курсив мой. — У. Г.).

В Послании к Евреям смерть и последующий суд тесно связаны: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд...» (Евр. 9:27). Кроме того, Писание никогда не представляет последний суд как нечто зависящее от со-бытии, происходящих после нашей смерти, а лишь оттого, что происходит в этой жизни (Мф. 25:31—46; Рим. 2:5—10; ср.: 2 Кор. 5:10). Некоторые говорят, что есть второй шанс уверовать в Евангелие. Это утверждение основано на проповеди Христа о духах в темнице (1 Пет. 3:18—20) и на благовествовании «и мертвым» (1 Пет. 4:6). Однако такая интерпретация данных стихов невер-на, и если более тщательно рассмотреть эти тексты, то можно убедиться, что здесь нет подтверждения упомянутой точки зрения23.

Мы также должны понимать, что утверждение о том, что после смерти есть второй шанс принять Христа, основано на представлении, что все заслужи-вают шанса принять Христа и что вечное наказание постигает только тех, кто сознательно решает отречься от Него. Однако такая мысль, несомненно, не на-ходит подтверждения в Писании: мы все — грешники по нашей природе и по нашему выбору; на самом деле никто из нас не заслуживает Божьей благо-дати или возможности услышать Евангелие Христа — все это мы получаем лишь по незаслуженной нами благосклонности Божьей. Проклятие постига-ет не только за то, что кто-то сознательно отрекается от Христа, но также и за совершенные кем-либо грехи и за непокорность Богу, чем, собственно говоря, и являются наши грехи (см.: Ин. 3:18).

24 Разбор этих стихов см. в гл. 26; см. также: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 155-162, 170-172, 203-239.

Положение о том, что люди имеют второй шанс принять Христа после своей смерти, лишает смысла благовествование и дискредитирует миссионер-скую деятельность в наши дни; непонятен тогда смысл миссионерского рвения, которое столь сильно ощущалось в новозаветной церкви в целом и в част-ности проявилось в миссионерских путешествиях апостола Павла.

Безусловно, учение о том, что существует осознаваемое наказание неверу-ющих после того, как они умирают, и что это наказание длится вечно, вызыва-ет в нас внутреннее сопротивление. Однако те места в Писании, которые учат об этом, столь ясны, что, похоже, мы должны принять это учение, если только принимаем все, чемуучит Писание. Иисус говорит, что в день последнего суда Онскажеттем, кто встанет от Него полевую руку: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», и «пойдут сии в муку веч-ную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41,46, курсив мой. — У. Г.)25.

Эти отрывки показывают нам, что учение аннигиляционизма не соответ-ствует Писанию. Это учение говорит, что неверующие просто перестанут су-ществовать либо сразу же после смерти, либо после страданий в течение опре-деленного периода времени — Бог «уничтожит» их. Такая мысль на первый взгляд кажется привлекательной и дает нам возможность избежать эмоцио-нальных трудностей, связанных с утверждением о вечных осознаваемых му-чениях тех, кто будет проклят. Но подобная идея нигде открыто не высказана в Писании и противоречит тем отрывкам, в которых говорится о вечном бла-гословении праведников в связи с вечным наказанием проклятых (Мф. 25:46), и тем отрывкам, в которых говорится о том, что проклятые будут подвергаться мучениям во веки веков, день и ночь (Отк. 14:11; 20:10)26.

Хотя неверующие и переходят в состояние вечных мук сразу после смер-ти, их тела не будут воскрешены до Судного дня. В этот день их тела будут воскрешены и воссоединены с душами, и они предстанут перед престолом Бога для того, чтобы окончательный суд был свершен над ними в теле (см.: Мф. 25:31-46; Ин. 5:28,29; Деян. 24:15; и Отк. 20:12,15)27.

Вопросы для самостоятельной работы

2s Учение о последнем суде и об аде рассматривается в гл. 56.

26 См. гл. 55, где аннигиляционизм рассматривается более подробно.

27 См. гл. 55.

Много ли вы размышляли о вашей смерти? Вы испытывали страх в связи с этим? Как вы полагаете, этот страх обусловлен влиянием мира или Писанием? Как учение Писания велит вам относиться к этим страхам?

Изменилось ваше отношение к смерти после прочтения этой главы? Мо-жете ли вы теперь к ней относиться как к чему-то, что приблизит вас к Христу и усилит вашу веру в Бога и вашу верность Ему? Как бы вы могли выразить ваши надежды относительно смерти?

3. Как вы полагаете, хватило бы у вас храбрости отречься от греха, даже если бы вам грозила смерть в римском Колизее, или сожжение на костре в эпоху Ре-формации, или тюрьма на долгие годы в каком-нибудь иностранном государстве в наши дни? Как вы полагаете, почему христианские мученики считали, что у них хватит на это храбрости? Что помогло им подготовиться к такому страданию (прочтите 1 Кор. 10:13)? Возможно, у вас возникнет желание прочесть рассказ о мученичестве Поликарпа — волнующее исповедание веры в Бога и в Его верность. Поликарп умер во II в. н. э.28 Твердо ли вы помните о том, что послушание Христу важнее, чем сохранение жизни? Что могло бы заставить вас сомневаться в этом или вести себя не в соответствии с этой истиной?

Если кто-то из ваших близких христиан умер, вы испытывали при этом горечь, смешанную с радостью? Как повлияло прочтение этой главы на ваше от-ношение к этому событию, если действительно повлияло?

Вы верили прежде в учение о чистилище? Если теперь вы в это больше не верите, можете ли вы описать, какие чувства порождало в вас это учение и ка-кие эмоции вы испытываете теперь, когда осознаете, что это учение неверно и что чистилище не существует?

Если смерть рассматривается как часть процесса освящения, то каким об-разом мы должны относиться к процессу старения в этом мире? Так ли к crape-нию относится мир? Как вы сами относитесь к старости?

Специальные термины

Аннигиляционизм лимб

Общение святых смерть

сон души чистилище limbus patrum

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Наши рекомендации