См. обсуждение вопроса об единении с Христом в гл. 42
Во-вторых, вознесение Иисуса дает нам уверенность в том, что нашим последним домом будет небо. «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам". И когда Я пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:2,3). Иисус был человеком, таким же, как мы, во всех отношениях, только без греха, и Он ушел раньше нас, чтобы в конце концов мы смогли последовать за Ним и жить с Ним вечно. Тот факт, что Иисус уже вознесся на небо и достиг поставленной перед Ним цели, придает нам уверенность, что в конце концов и мы окажемся там.
В-третьих, благодаря нашему единению с Христом в Его вознесении, мы уже сейчас разделяем (отчасти) с Ним власть над вселенной, а позднее бу-дем пользоваться ею в еще более полной мере. Именно на это указывает Павел, когда говорит, что Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Разумеется, мы не присутствуем на небе физичес-ки, поскольку остаемся пока на земле. Но если пребывание Христа одес-ную Бога указывает на полученную им власть, то обещание Бога посадить нас рядом с Христом означает, что мы в Какой-то мере разделим с Ним эту власть — власть противостоять «духам злобы поднебесным» (Еф. 6:12; ср.: ст. 10—18) и сражаться оружием «сильным Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4). В будущем наше с Христом господство над вселенной осуще-ствится еще полнее: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Более того, мы разделим с Христом власть над миром, сотворенным Богом (Евр. 2:5—8)25. Иисус обещает: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до кон-ца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27). И продолжает: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21). Осо-знать всю полноту смысла этих поразительных обещаний о нашем присоёди-нении к Христу, сидящему одесную Бога, мы сможем только в будущем.
В. Состояния Иисуса Христа
Рассуждая о жизни, смерти и воскресении Христа, богословы иногда го-ворят о «состояниях Иисуса Христа». Под этим они понимают различные по-зиции, в которых Иисус находился по отношению к Божьему закону для че-ловечества, обладанию властью и получению славы. Обычно различают два состояния (унижение и возвышение). Таким образом, учение о «двойствен-ном состоянии Христа» — это учение о том, что сначала Христос испытал со-стояние унижения, а затем состояние возвышения.
Унижение Христа включает Его воплощение, страдание, смерть и погре-бение. Иногда к этому добавляют пятый аспект (схождение в ад), но, как по-казано выше, это представление не находит подтверждения в Писании.
25 См. обсуждение Евр. 2:5—8 в гл. 25.
26 Подробное обсуждение этого вопроса см.: W. Grudem, "States of Jesus Christ", EDT,
pp. 1052-1054.
Возвышение Христа также включает четыре аспекта: воскресение, воз-несение на небо, пребывание одесную Бога и возвращение в силе и славе. Во многих систематических богословиях состояния унижения и возвышения используются как широкие категории, позволяющие упорядочить обсужде-ние работы Христа26.
Вопросы для самостоятельной работы
Какие аспекты библейского учения о воскрешенном теле вы открыли для себя по мере чтения этой главы? Можете ли вы представить свойства воскрешен-ного тела, которые вы предвкушаете с особым нетерпением? Какие чувства вызы-вает у вас представление об обладании подобным телом?
Что бы вам хотелось сейчас сделать, если бы слабость или ограниченные возможности вашего материального тела не препятствовали осуществлению это-го желания? Считаете ли вы, что подобные занятия будут возможны в вашей жиз-ни на небе?
Когда вы родились свыше, вы получили новую духовную жизнь. Если вы считаете, что эта новая духовная жизнь порождена живительной силой Христа, действующей внутри вас, то каким образом это влияет на вашу христианскую жизнь и служение людским нуждам?
Библия говорит, что вы уже сейчас сидите «на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Как влияют размышления об этом факте на ваши молитвы и на ваше участие в духовной войне с силами зла?
Когда вы думаете о Христе, пребывающем ныне на небе, заставляет ли это вас сосредоточить свое внимание на вещах, имеющих вечное значение? Укрепля-ет ли это вашу уверенность в том, что когда-нибудь вы будете с Ним на небе? Ка-кие чувства вызывает у вас перспектива править с Христом над народами и анге-лами?
Специальные термины
Возвышение Христа вознесение
Воскресение
Воскресший в силе воскресший в славе воссесть одесную духовное тело нетленный
Состояния Иисуса Христа унижение Христа
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton, 195-196
1930 Thomas, 73-87
Арминианские (уэслианские или методистские)
Pope, 3:401-406 1987-1990 Oden, 451-526
Баптистские
Gill, 1:583-602
Strong, 706-710, 1015-1023
Mullins, 44-46, 158-164, 472-478
Erickson, 769-779
Lewis/Demarest, 2:437-496
Диспенсационалистские
Chafer, 5:231-279
Thiessen, 243-250
Ryrie, 267-274
Лютеранские
1917-1924 Piper, 2:324-330
1934 Mueller, 295-300
Реформатские (или пресвитерианские)
Heppe, 488-509
Hodge, 2:626-638
1887-1921 Warfield, SSW, 1:178-202; PWC, 535-548
1937-1966 Murray, CW, 1:40-43; CW, 4:82-91
1938 Berkhof, 344-355
Buswell, 2:32-40