Б. Необходимость искупления
Мог ли Бог спасти людей каким-то иным образом, не посылая Своего Сына умирать вместо нас?
Прежде чем ответить на этот вопрос, важно понять, что спасение людей вообще не было необходимым для Бога. Когда мы начинаем ценить тот факт, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4),то мы осознаем, что Бог мог также вполне справедливо оставить нас в наших грехах в ожидании суда: Он мог принять решение не спасать никого, точно так же, как Он сделал это в отношении согрешивших ангелов. Таким образом, в этом смысле искупление не было абсолютно необходимым.
Но как только Бог, в Своей любви, решил спасти часть человеческих су-ществ, то, как указывает нам целый ряд текстов Писания, иного пути осуше-ствить этот план, кроме смерти сына Божьего, просто не было. Поэтому ис-купление не было абсолютно необходимым, но, как «результат» решения Бога спасти часть человеческих существ, искупление было абсолютно необходи-мым. Иногда такой взгляд на искупление называют «абсолютной необходи-мостью результата».
В Гефсиманском саду Иисус молится: «Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Мы можем быть уверены, что Иисус всегда молился в соответствии с волей Отца и что Он все-гда молился с полной верой. Таким образом, представляется, что эта молитва, которую передает нам Матфей, показывает, что у Иисуса не было возможно-сти избежать смерти на кресте, что и произошло вскоре (Он испил ту «чашу» страданий, о которой говорил). Если нужно было, чтобы Он исполнил тоттруд, ради которого Отец послал Его в мир, и если люди должны были быть искуп-лены Богом, то Иисусу было необходимо умереть на кресте.
Нечто похожее Он сказал и после Своего воскресения, когда беседовал с двумя учениками на дороге в Эммаус. Они были опечалены смертью Иисуса, но Он ответил им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веро-вать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Хри-сту и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25,26). Иисус понимал, что Божий план спасения (который Он объяснил ученикам на основании многих текстов вет-хозаветных Писаний, Лк. 24:27) предполагал необходимость смерти Мессии за грехи Его народа.
Как мы уже говорили, Павел в Рим. 3 также показывает, что, если Бог хотел быть праведным и при этом спасти людей, Ему следовало послать Хри-ста, чтобы Тот понес наказание за наши грехи: Христос умер «к показанию правды Его [Бога-Отца] в настоящее время, да явится Он праведным и оправ-дывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). В Послании к Евреям подчер-кивается мысль о том, что Христос должен был пострадать за наши грехи: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи на-рода» (Евр. 2:17). Автор Послания к Евреям говориттакже, что поскольку «не-возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4), то тре-буется более совершенная жертва (Евр. 9:23). Только кровь Христа, т. е. Его смерть, могла бы в действительности удалить грехи (Евр. 9:25,26). Бог не мог спасти нас иначе — только через смерть Христа за нас.
В. Природа искупления
В этом разделе мы рассмотрим два аспекта труда Христа: 1) Христово по-слушание за нас, в котором Он повиновался требованиям закона вместо нас и был в совершенстве послушен воле Отца как наш представитель; 2) Хрис-товы страдания за нас, в которых Он принял наказание за наши грехи и в результате умер за них.
Важно отметить, что в обеих этих категориях главный акцент Христова труда искупления заключается не в нас, а в Боге-Отце. Иисус повиновался Отцу вместо нас и совершенным образом выполнил требования закона. Он страдал вместо нас и понес наказание, которое Бог-Отец предназначал нам. В обоих случаях искупление рассматривается как объективное действие, т. е. как такое действие, которое в первую очередь оказывает влияние непо-средственно на Самого Бога. К нам оно имеет лишь вторичное отношение, и то лишь потому, что между Богом-Отцом и Богом-Сыном произошло опреде-ленное действие, обеспечившее нам спасение.
/. Христово послушание за нас (иногда называемое Его «активным послу-шанием»). Если бы Христос лишь заслужил для нас прощение грехов, мы бы не были достойны небес. Наша вина была бы устранена, но мы пребывали бы в том же состоянии, в котором пребывали Адам и Ева до того, как сделали нечто дурное, или хорошее, или успешно миновали искушение. Чтобы навеки утвердиться в праведности и обеспечить себе вечное общение с Богом, Адаму и Еве нужно было в течение определенного времени быть совершенно послуш-ными Богу. Тогда Бог взглянул бы на их верность и послушание с радостью и наслаждением, и они жили бы в общении с Ним вечно2.
По этой причине, чтобы заслужить для нас праведность, Христу было не-обходимо жить жизнью совершенного послушания Богу. В течение всей Своей жизни Он должен был быть послушным закону за нас, чтобы позитивные пре-имущества Его совершенного послушания были зачтены нам. Иногда этот феномен называют «активным послушанием» Христа, тогда как Его страда-ния и смерть за наши грехи называют Его «пассивным послушанием»3. Па-вел говорит, что его цель — пребыть во Христе, «и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:9,курсив мой. — У. Г.). Павел знает, что он стремится получить от Христа не просто нравственный нейтралитет (т. е. состояние прощения грехов), а абсолютную моральную праведность. И он зна-ет, что это не может произойти само собой, что это обретается лишь верой в Хри-ста. Павел говорит, что Христос сделался «для нас... праведностью»(} Кор. 1:30). Кроме того, он ясно говорит: «Ибо, как непослушанием одного человека еде-лались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19,курсив мой. — У. Г.).
2 О завете дел см. в гл. 24.
3 Иногда говорят, что термины «активное» и «пассивное послушание» нельзя при-знать удовлетворительными, так как, даже понеся наказание за наш грех, Христос в каком-то смысле активно принимал страдания, данные Ему Отцом, и даже был активен (действовал) в заклании Своей жизни (Ин. 10:18). Кроме того, оба аспекта послушания Христа имели место в течение всей Его жизни: Его активное послушание заключалось в верности с рождения и до момента смерти; Его страдания за нас, нашедшие свое наи-высшее выражение в распятии, также длились всю Его жизнь (см. ниже). Тем не менее различие между активным и пассивным послушанием имеет смысл, так как оно помо-гает нам оценить два аспекта труда Христа ради нас (см.: John Murray, Redemption Accomplished and Applied [Grand Rapids: Eerdmans, 1955], pp. 20—24). Реймонд в своей ста-тье предпочитает термины «наставительное послушание» (вместо «активного») и «нака-зуемое» (вместо «пассивного»). (См.: R. L. Reymond "Obedience of Christ", EDT, p. 785.)
4 Я, напр., не нашел раздела об активном послушании Христа ни в семитомном издании: Systematic Theology by Lewis Sperry Chafer Dallas: Dallas Seminary Press, 1947-1948), ни в книге: Millard Erickson. Christian Theology, pp. 761-800.
Некоторые богословы не говорят, что Христос должен был быть в совер-шенном послушании Богу за нас в течение всей Своей жизни. Они говорят лишь, что Христу было необходимо умереть и тем самым понести наказание за наши грехи4. Но такая точка зрения не дает адекватного объяснения; отсюда не ясно, что Христос свершил нечто большее, чем просто принял смерть ради нас; ведь Он стал также нашей «праведностью» перед Богом. Иисус, прежде чем принять крещение от Иоанна Крестителя, сказал ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15, курсив мой. — У. Г.).
Можно сказать, что Христу было необходимо жить в совершенном по-слушании ради Себя Самого, а не ради нас, еще до того, как Он стал безгреш-ной жертвой за нас. Но у Иисуса не было необходимости жить в совершенном послушании ради Себя Самого — Он разделял любовь и общение с Отцом от вечности и по Своей природе был вечно достоин благоволения. Ему, скорее всего, нужно было «исполнить всякую правду» ради нас; т. е. ради тех лю-дей, которых Он представлял как их глава. Если бы Он не сделал этого ради нас, мы не обладали бы праведностью, через которую заслужили бы благово-ление Бога и вечную жизнь с Ним. Кроме того, если бы Иисус нуждался толь-ко в безгрешности, а не в безгрешности и в совершенном послушании, то Он могбы умереть за нас и будучи маленьким ребенком, а не в возрасте тридцати трех лет.
В смысле практического применения этого учения, нам следовало бы спросить себя: на чью праведность в течение всей жизни мы положились бы, представ перед Богом, — на праведность Христа или на нашу собственную? Размышляя о жизни Христа, следует спрашивать себя: былали онадостаточ-но благой, чтобы заслужить одобрение Бога? Стремимся ли мы положиться на Его послушание при решении вопроса о нашей судьбе в вечности?
2. Христово страдание за нас (иногда называемое Его «пассивным послу-шанием»). Кроме совершенного послушания закону за нас в течение всей Сво-ей жизни, Христос принял на Себя также страдания, необходимые для искуп-ления наших грехов.
5 В Мк. 1:13 причастие настоящего времени πειραζόμενος («искушаемый») в соче-тании с имперфектом основного глагола f\v («был») указывает, что Иисус подвергался непрерывным искушениям в течение сорока дней, которые Он провел в пустыне.
1)Страдания в течение всей Его жизни. В широком смысле, наказание, которое Христос понес за наши грехи, заключалось в телесных и душевных страданиях, которые Он испытывал в течение всей Своей жизни. Хотя стра-дания Христа пришли к наивысшей точке в Его смерти на кресте (см. ниже), вся Его жизнь в падшем мире была страданием. Например, Иисус очень силь-но страдал во время искушения в пустыне (Мф. 4:1—11), когда сатана напа-дал на Него в течение сорока дней5. Он страдал также, возрастая в зрелости, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8).Он по-знал страдание и через сильное противодействие со стороны вождей иудеев в течение большей части Своего земного служения (см.: Евр. 12:3,4). Мы мо-жем предположить также, что Он пережил печаль и страдание, когда умер Его земной отец6, и Он совершенно точно тяжело переживал смерть Своего близкого друга Лазаря (Ин. 11:35). В своем предсказании о Мессии Исайя говорит о Нем: «...Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3, курсив мой. — У. Г.).
2) Боль креста. Страдания Иисуса усиливались по мере Его приближения к кресту. Он отчасти открывает Своим ученикам те мучения, которые Он ис-пытывал, в следующих словах: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). Страдания Иисуса достигли пика на кресте, ибо именно тогда Он понес на-казание за наш грех и умер вместо нас. Писание учит нас, что Иисус испыты-вал четыре аспекта боли:
а) ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ И СМЕРТЬ. Нам не следует утверждать, что Иисус испытал более сильную физическую боль, чем другие люди, так как в Библии нигде не говорится об этом. Но все же нам не следует забывать, что казнь через распятие была одной из самых ужасных форм наказания, изобре-тенных человеком.
6 Хотя Писание нигде открыто не говорит, что Иосиф умер при земной жизни Иису-са, но после того, как Иисусу исполняется двенадцать лет, об Иосифе более не упомина-ется; см. об этом в гл. 25.
7 Именно в запястья, а не в ладони, так как гвозди, вбитые в ладони, не смогли бы удержать вес тела и ладони бы порвались.
Многие из тех, кто читал Евангелия в Древнем мире, возможно, присут-ствовали при таких казнях, и поэтому простые слова, повествующие о том, что Иисус был распят, вызывали в их памяти живые и пугающие картины. Преступник, преданный распятию, был обречен на очень медленную смерть, которая наступала в результате удушья. Когда руки преступника растягива-лии прибивали гвоздями к кресту, то большую часть своего веса он вынужден был держать именно на руках. Грудная клетка растягивалась в стороны и вверх, так что выдыхать и, соответственно, делать новый вдох становилось очень трудно. Однако, когда жертва невыносимо остро испытывала недостаток кис-лорода, она подталкивала себя вверх с помощью ног, поддерживая таким об-разом вес своего тела и снимая напряжение с рук, давая возможность грудной клетке функционировать в более естественном режиме. Таким образом жерт-ва могла облегчить удушье, но это причиняло ей сильную боль, так как вес тела переносился на гвозди, вбитые в ноги, а движение тела вверх выворачива-ло локти и обусловливало давление снизу вверх на гвозди, вбитые в запястья7. Спина жертвы, покрытая множеством ран во время предшествующего биче-вания, с каждым вдохом вступала в болезненный контакте деревянным крестом. Поэтому Сенека (Iв. н. э.) говорил о распятом человеке, что он «расста-ется с душой по капле» (Письмо 101 кЛуцилию, раздел 14).
Врач, написавший в 1986 г. статью в «Journal of the American Medical Association*, так описывает боль, которую испытывал человек, преданный рас-пятию:
Для того, чтобы осуществить выдыхание воздуха, требовалось под-нять тело, отталкиваясь ногами и сгибая локти... Однако такое движе-ние приводило к опоре всего веса тела на предплюсны и вызывало ост-рую боль. Кроме того, сгибание локтей приводило к вращению запяс-тий вокруг железных гвоздей, что причиняло жгучую боль, которая шла вдоль поврежденных срединных нервов... Мышечные судороги и парес-тезия вытянутых вверх и в стороны рук усугубляли дискомфорт. В ре-зультате каждый вдох и выдох давался с огромным трудом, и все закан-чивалось асфиксией.
В некоторых случаях распятые жили в течение нескольких дней, мучи-тельно задыхаясь, но не умирая. Именно поэтому палачи ломали преступни-кам ноги, чтобы смерть наступила скорее, как мы видим это в Ин. 19:31—33:
Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на крес-те в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого пе-ребили голени, и у другого, распятого с Ним; но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней.
б) БОЛЬ ПРИНЯТИЯ НА СЕБЯ ГРЕХА. Более страшной, чем даже боль физического страдания, была психологическая мука принятия на себя греха. Из нашего собственного христианского опыта мы знаем о той тревоге, кото-рую мы испытываем, когда осознаем, что совершили грех. На сердце возни-кает тяжесть и такое ощущение, словно мы отделены от всего благого, что есть в мире, ощущение чего-то такого, чего в некоем глубинном смысле не должно было бы существовать. Чем больше мы возрастаем в святости как дети Бо-жьи, тем более отталкивающее впечатление производит на нас зло.
Иисус был совершенно свят. Он ненавидел грех всем Своим существом. Мысль о зле, о грехе была противна Его природе. Иисус инстинктивно сопро-тивлялся злу в гораздо большей степени, чем мы. И все же, повинуясь Отцу, а также из любви к нам Иисус принял на Себя грехи всех людей, которые не-когда будут спасены. Принятие на себя всего того зла, против которого так возмущалась Его душа, породило глубокое чувство отторжения в самом цент-ре Его существа. То, что Он ненавидел больше всего, излилось на Него в пол-ной мере.
Писание часто говорит о том, что наши грехи были возложены на Христа: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6), «Он понес на Себе грех многих» (Ис. 53:12). Иоанн Креститель говорит об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Кото-рый берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Павел объявляет, что Бог сделал Иисуса «жертвою за грех» (2 Кор. 5:21) и что Христос стал «за нас клятвою» (Гал. 3:13). Автор Послания к Евреям говорит, что Христос принес «Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евр. 9:28). А Петр говорит: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24)8.
Отрывок из 2 Кор., процитированный выше, как и стихи из Исайи, ука-зывает на то, что наши грехи на Христа возложил Бог-Отец. Как это могло быть? Как грехи Адама были вменены нам9, также Бог вменил наши грехи Хри-сту; это означает, что Он думал о них как о принадлежащих Христу, и посколь-ку Бог — наивысший Судья и Сам определяет положение дел во вселенной, то, когда Бог помыслил о наших грехах как о принадлежащих Христу, они действительно стали Ему принадлежать. Это не означает, что Бог подумал, будто Христос Сам совершил эти грехи, или что Христос был наделен грехов-ной природой; Бог лишь подумал, что вина за наши грехи (т. е. состояние, в котором некто подлежит наказанию) лежала на Христе, а не на нас.
Иногда возражают, что со стороны Бога было несправедливо переклады-вать вину с нас на невинного Христа. И все же мы должны помнить, что Хри-стос добровольно принял на Себя вину за наши грехи, так что это возражение во многом теряет свою силу. Кроме того, Сам Бог (Отец, Сын и Святой Дух) есть наивысший стандарт справедливости во вселенной, и Он постановил, что искупление произойдет именно так и что это удовлетворит требованиям Его праведности и справедливости.
8 См.: Grudem, / Peter, pp. 133—134, где приводится ответ на точку зрения Дейсс-манна (Deissmann), который утверждает, что в 1 Пет. 2:24 употреблено выражение «воз-нес наши грехи на древо», но не понес наказание за наши грехи на кресте. Под влияни-ем Дейссманна в BAGD (р. 63) утверждается, что глагол ta/αφέρω, который употреблен в 1 Пет. 2:24, может означать «понести», но Полибий (1.36.3) и Фукидид (3.38.3) дают вне-библейские примеры такого значения, и это слово употреблено именно в этом смысле в Септуагинте в Ис. 53:4,11,12 и в Евр. 9:28, где цитируется Ис. 53:12; ср.: LSJ, р. 125, 3.
9 О том, что грех Адама вменен нам, см. в гл. 23.
в) ОСТАВЛЕН НОСТЬ. Физическая боль распятия и боль после принятия на Себя абсолютного зла наших грехов усугублялись тем фактом, что Иисус переносил эту боль в одиночестве. В Гефсиманском саду, когда Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна, Он отчасти раскрыл им Свои мучения: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте» (Мк. 14:34). Так ис-кренне говорят лишь с самыми близкими друзьями, и подобные слова подра-зумевают просьбу о поддержке в момент тяжелого испытания. И, когда Иисус был схвачен, «все ученики, оставивши Его, бежали» (Мф. 26:56).
В нашей земной жизни мы также часто испытываем внутреннюю боль из-за ощущения отверженности — близким другом, родителями или ребенком, женой или мужем. И все же во всех этих случаях мы всегда, хотя бы отчасти, бываем виноваты сами. Но в случае с Иисусом и учениками все было иначе, ибо Он, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). Он любил их до конца; а все они в ответ оставили Его.
Но гораздо более тяжелое обстоятельство, чем бегство самых близких зем-ных друзей, заключалось в том, что Иисус был лишен близости с Отцом, ко-торая приносила глубочайшую радость Его сердцу в течение всей Его земной жизни. Когда Иисус воскликнул: «Или, Или! лама савахфани?», т. е. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46), Он показал, что Был окончательно отрезан от прекрасного общения со Своим небесным От-цом, которое было неистощимым источником Его внутренней силы и вели-чайшей радости в жизни, исполненной печали. Когда Иисус вознес на крест наши грехи, Он был оставлен Своим небесным Отцом, Чьим очам «не свой-ственно глядеть на злодеяния» (Авв. 1:13). Иисус оказался в одиночестве под тяжестью вины миллионов грехов.
г) БРЕМЯ БОЖЬЕГО ГНЕВА. Но самое большое страдание принес Иису-су обрушившийся на Него гнев Божий. Поскольку Иисус взял ответствен-ность за наши грехи на Себя, Бог-Отец, могущественный Творец и Владыка вселенной, излил на Иисуса всю ярость Своего гнева: Иисус превратился в объект глубокой ненависти к греху и жажды отмщения за грех, терпеливо сдер-живаемых Богом со времени основания мира.
Рим. 3:25 гласит, что Бог предложил Христа в «жертву умилостивления» — выражение, означающее жертву, которая претерпевает Божий гнев до конца и, совершая это, превращает Божий гнев в милость. Павел говорит нам, что Бог сделал это «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоя-щее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иису-са» (Рим. 3:25,26). Бог не только простил грехи и забыл о наказании минув-ших поколений. Он простил грехи и сдержал Свой праведный гнев на эти гре-хи. Но на кресте ярость всего этого накопленного гнева на грехи обратилась на собственного Божьего Сына.
10 Подробный лингвистический анализ см.: С. Н. Dodd, The Bible and the Greeks (London: Hodder and Stoughton, 1935), pp. 82—95. Додд утверждает, что представление об искуплении было характерно для языческих религий, но чуждо мышлению ветхозавет-ных и новозаветных авторов.
Многие богословы, не евангельского вероисповедания, решительно от-вергают мнение, что Иисус принял на Себя гнев Божий за грехи10. Их основ-ной аргумент заключается в том, что, поскольку Бог есть Бог любящий, проявление гнева на созданных Им людей, которым Он приходится любящим Отцом, было бы несовместимо с Его характером. Однако евангельские бого-словы убеждены, что представление о Божьем гневе ясно изложено как в Бет-хом, так и в Новом Завете: «Основное положение вступительной части По-слания к Римлянам состоит в том, что все люди, будь то язычники или иудеи, являются грешниками и что они заслужили гнев и осуждение Бога»".
О смерти Иисуса как об «искуплении» говорится еще в трех чрезвычайно важных фрагментах Нового Завета: Евр. 2:17;Ин. 2:2; 4:10.Греческие терми-ны (глагол Ίλάσκομαι, «умилостивлять», и существительное ϊλασμός, «жерт-ва умилостивления»), использованные в этих фрагментах, имеют значение «жертвы, которая отвращает гнев Божий, благодаря чему Бог становится ми-лостивым по отношению к нам»12. Таково устойчивое значение этих слов вне Библии, где они истолковываются применительно к языческим греческим ре-лигиям. Эти стихи означают лишь то, что Иисус принял на себя гнев Божий за грехи.
Необходимо настаивать на этом факте, ибо он лежит в основе доктрины искупления. Он означает, что в святости и справедливости Бога заключается вечное и неизменное требование платы за грех. Более того, прежде чем искуп-ление сможет повлиять на наше субъективное сознание, сначала оно должно повлиять на Бога и Его отношение к грешникам, которых Он намеревался спасти. Не признавая этой важнейшей истины, невозможно адекватно ис-толковать смерть Христа (ниже см. обсуждение других воззрений на искуп-ление).
11 Leon Morris, "Propitiation", EDT, p. 888 (содержит краткую библиографию). Соб-
ственный труд Морриса представляет лучший образец евангельского исследования это-
го вопроса; см.: The Apostolic Preaching of the Cross, 3d ed. (London: Tyndale Press, 1965),
pp. 144—213. См. также обсуждение темы гнева Божьего в гл. 11.
12 Под влиянием ученых, отрицающих наличие идеи искупления в Новом Завете,
понятие ϊλασμός переведено в RSV как «заглаживание»; это слово означает «действие,
очищающее от греха», но не включает концепцию умилостивления Божьего гнева.
13 См. обсуждение антропоморфического языка Писания, позволяющего нам по-
знать Бога, в гл. 10.
Хотя мы должны проявлять осмотрительность, указывая на аналогии ис-пытанию, через которое прошел Христос (ибо Его испытание было и навсегда останется беспрецедентным), тем не менее наше понимание страданий Иису-са формируется в некотором смысле по аналогии с опытом нашей жизни — ибо именно так Бог учит нас в Писании13. Наш жизненный опыт снова и сно-ва предоставляет некие весьма отдаленные аналогии, помогающие понять, что означает испытать на себе гнев Божий. В детстве, совершив проступок, мы, возможно, сталкивались с гневом отца, а став взрослыми, могли вызвать недо-вольство начальника допущенными в работе ошибками. Мы внутренне со-дрогаемся, обескураженные вторжением другой личности, преисполненной негодования, в наше «я», и мы трепещем. Но едва ли мы способны представить, какие разрушения угрожают личности, если на нее изливается гнев не обычно-го смертного, а Всемогущего Бога. Если даже само присутствие Бога, когда Он не гневается, вызывает страх и трепет (ср.: Евр. 12:21,28,29), то насколько, долж-но быть, ужасно предстать перед разгневанным Богом (Евр. 10:31)!
Теперь, имея это в виду, мы сможем лучше понять отчаянный вопль Иису-са: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:466). Этот вопрос не означает: «Почему Ты оставил Меня навсегда?», ибо Иисус знал, что Он покидает этот мир и идет к Отцу (Ин. 14:28; 16:10,17). Иисус знал, что воскреснет (Ин. 2:19; Лк. 18:33; Мк. 9:31 и др). Но «вместо предлежавшей Ему радости» Иисус «претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одес-ную престола Божия» (Евр. 12:2). Иисус знал, что может по-прежнему назы-вать Бога «Боже Мой». Этот крик оставленности не был криком безысходно-го отчаяния. Более того, вопрос «Для чего Ты Меня оставил?» не означает, что Иисус недоумевал, почему Он умирает. Он сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Иисус знал, что умирает за наши грехи.
Вопль Иисуса — это цитата из Пс. 21:2, псалма, в котором псалмопевец спрашивает, почему Бог медлит с его спасением:
Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения (Пс. 21:2,3).
Но в конце концов псалмопевец был спасен Богом, и его отчаянный крик превратился в гимн восхваления (ст. 23—32). Иисус, Который знал слова Пи-сания как Свои собственные, хорошо помнил контекст Пс. 21. Цитируя крик отчаяния из этого псалма, Он в то же время выражает скрытую в его контек-сте непреклонную веру в Бога, Который непременно спасет Его. Тем не менее этот крик остается подлинным криком боли, ибо страдание продолжалось и никакого спасения не было видно.
Учитывая контекст цитируемого псалма, вопрос «Почему Ты Меня оста-вил?» было бы правильнее понимать в значении «Почему Ты Меня оставил так надолго!» Именно таков его смысл в Пс. 21. Иисус, в Своей человеческой природе, знал, что примет на Себя наши грехи, претерпит страдание и умрет. Но в Своем человеческом сознании Он не знал, как долго будет продолжаться это страдание. Взятие вины за миллионы грехов даже на мгновение должно было причинить душе величайшую муку. Даже кратковременное испытание неистового гнева бессмертного Бога должно было вызвать невыносимый ужас. Но страдание Иисуса продолжалось не минуту, не две и даже не десять. Когда же оно кончится? Неужели возможно еще более тяжкое бремя грехов? Еще больший гнев Бога? Час шел за часом, и темное бремя грехов и Божьего гнева накатывались на Иисуса волна за волной. В конце концов Иисус возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Почему эта мука должна продолжаться так долго? Боже, Боже Мой, положишь ли Ты этому конец?
Затем Иисус понял, что его страдание близится к завершению. Он знал, что сознательно выдержал весь гнев Отца на наши грехи, ибо Божий гнев утих, а страшная тяжесть грехов постепенно отступила. Он знал, что Ему осталось только предать дух Своему небесному Отцу и умереть. Иисус издал победный возглас: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Затем Он еще раз возгласил громким го-лосом: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). После этого Он добро-вольно отдал Свою жизнь, которую никто не мог отнять у Него (Ин. 10:17,18), и умер. Как предсказал Исайя, Он «предал душу Свою на смерть» и «понес на Себе грех многих» (Ис. 53:12). Бог-Отец смотрел «на подвиг души Своей... с довольством» (Ис. 53:11).
3) Дальнейшее толкование смерти Христа, а) НАКАЗАНИЕ БЫЛО НАЗНА-ЧЕНО БОГОМ-ОТЦОМ. Если мы спросим, кто потребовал, чтобы Христос заплатил за наши грехи, то найдем в Писании ответ, что наказание было на-ложено Богом-Отцом, представляющим интересы Троицы в деле спасения. Божья справедливость требовала, чтобы за грехи было заплачено, и среди чле-нов Троицы именно Богу-Отцу принадлежала роль взыскующего этой платы. Бог-Сын добровольно взял на себя роль претерпевающего наказание за гре-хи. Подразумевая Бога-Отца, Павел говорит: «Ибо незнавшего греха [т. е. Христа] Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались пра-ведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Исайя сказал: «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). И продолжает, описывая страдания Христа: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис. 53:10).
Это позволяет нам увидеть удивительную любовь Бога-Отца и Бога-Сына, проявляющуюся в деле нашего спасения. Не только Иисус знал, что Ему при-дется выдержать невероятную муку креста, но и Бог-Отец знал, что Ему при-дется причинить эту муку Своему возлюбленному Сыну.« Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешника-ми» (Рим. 5:8).