Как христиане должны относиться к смерти? Что случается с нашим телом и нашей душой, когда мы умираем?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

А. Почему христиане умирают?

Разбор процесса спасения должен включать в себя также и вопрос о том, как христиане должны относиться к своей собственной смерти и к смерти дру-гих людей. Мы также можем поставить вопрос о том, что будет происходить с нами с момента нашей смерти до того времени, когда придет Христос и дарует нам воскрешенные тела.

/. Смерть для христиан не является наказанием. Павел ясно говорит нам, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Наказание за наши грехи уже было понесено в полном объеме. Поэтому, хотя мы и знаем, что христиане умирают, мы не должны рассматривать смерть христиан как наказание от Бога или как результат нашей виновности1. Вер-но, что наказанием за грех является смерть, однако мы более не подлежим этому наказанию — ни в смысле физической смерти, ни в смысле духовной смерти или отделения от Бога. Наказание за все понес Христос. Таким образом, если христиане умирают, то должно существовать иное объяснение этому, иное, нежели наказание за грех.

1 Даже смерть некоторых коринфских христиан, оскорблявших Вечерю Господню (1 Кор. 11:30), рассматривается Павлом как мера взыскания или очищения, а не как результат проклятия. Он говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (ст. 32).

(Я употребляю слово «наказание» в смысле кары Божьей, направленной на причинение нам вреда, а «взыскание» — в смысле чего-то трудного и тяжелого, но посредством чего Бог совершает для нас благо.)

2. Смерть есть следствие жизни в падшем мире. По Своей великой муд-рости Бог решил не применять к нам все выгоды искупительной работы Христа сразу. Он предпочел это делать постепенно (как мы показали в гл. 32—39). Точ-но также Он не захотел устранить все зло из мира немедленно, Он предпочел отложить это до времени последнего суда, когда будут установлены новые небеса и новая земля (см. гл. 55 и 56). Короче говоря, мы все еще живем в пад-шем мире и наш опыт спасения все еще неполон.

Последним аспектом падшего мира является смерть. Павел говорит :

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упраз-днит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит цар-ствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15:24—26, курсив мой. — У. Г.).

Когда вернется Христос:

...Тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:54,55).

Однако до тех пор смерть остается реальностью даже в жизни христиан. Хотя смерть и не приходит к нам как наказание за наши личные грехи (по-скольку за них понес наказание Христос), она приходит к нам как следствие жизни в падшем мире, где не все влияние греха было устранено. С опытом смерти связаны и другие последствия падения, которые наносят вред нашим физическим телам и свидетельствуют о присутствии смерти в мире. А имен-но: как христиане, так и нехристиане стареют, болеют, получают увечья и стра-дают от стихийных бедствий (наводнений, бурь и землетрясений). Хотя Бог часто отвечает на молитвы христиан (и нехристиан тоже) об избавлении от некоторых последствий грехопадения на какое-то время (и таким образом де-монстрируя природу Его грядущего Царства), тем не менее христиане все-таки испытывают влияние этих явлений, и до тех пор, пока Христос не возвратит-ся, мы будем стареть и умирать. «Последний враг» еще не истреблен. И Бог постановил, чтобы мы оставались смертными до тех пор, пока не обретем все преимущества спасения, которое было для нас заслужено.

3. Бог использует опыт смерти, чтобы завершить наше освящение. В тече-ние всей нашей христианской жизни мы осознаем, что не подлежим наказа-нию за грех, поскольку это наказание понес за нас Христос (Рим. 8:1). По-этому, когда мы испытываем боль и страдания в этой жизни, нам вовсе не еле-дует полагать, что таким образом Бог наказывает нас (из желания причинить нам вред). Иногда страдание — это лишь последствие жизни в греховном, пад-шем мире, а иногда это случается как взыскание Божье (для нашего же блага), но в любом случае истина из Рим. 8:28 дает нам уверенность в том, что «любя-щим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

Позитивная цель взыскания Божьего очевидна в Евр. 12, где мы читаем:

...Господь, кого любит, того наказывает... <״.> ...Для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него достав-ляет мирный плод праведности (Евр. 12:6,10,11).

Не каждое взыскание направлено на то, чтобы исправить совершенные нами грехи; Бог может также желать усилить нас через это, дабы в нас было больше способности верить в Бога и сопротивляться греху на тяжком пути послушания. Мы ясно видим это в жизни Иисуса, Который, хотя и был без-грешен, все же «страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8, курсив мой. — У. Г.)2. Он стал совершенным «чрез страдания» (Евр. 2:10). Поэтому мы долж-ны рассматривать все наши тяготы и страдания как нечто, что Бог свершает с нами ради нашего блага, ради усиления нашей веры в Него и нашего послуша-ния и, в конечном счете, увеличивая нашу способность прославить Его.

Следовательно, нам нужно рассматривать старение, слабость, а иногда и болезнь, ведущую к смерти, как вид взыскания, через которое Бог повелевает нам пройти, чтобы через этот процесс наше освящение продвинулось далее и в конечном счете завершилось, когда мы отправимся к Господу. Слова, кото-рые Иисус обращает к смирнской церкви, на самом деле обращены к каждо-му верующему: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10, кур-сив мой. — У. Г.). Павел говорит, что цель его жизни — стать подобным Хрис-ту: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10, курсив мой. — У. Г.). Павел размышлял о смерти Иисуса и ставил себе целью обладать теми же качествами, которыми обладал Христос в Своей жизни, когда Ему пришло время умереть — что бы ни происходило, он стремился повиноваться Богу, подобно Христу; верить в Бога, прощать другим и заботиться о тех, кто находится рядом, и славить Бога во всем, даже в своей смерти. Поэтому, будучи в тюрьме, не зная, выйдет ли он оттуда живым, или умрет, он все же говорит: «При уверенности и надеж-де моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп. 1:20, курсив мой. — У Г.).

Понимание того факта, что смерть — это не наказание за грех, а лишь нечто такое, через что Бог проводит нас, чтобы мы еще больше уподобились Христу, должно быть великим утешением для нас. Это должно лишить нас страха смерти, который владеет умами неверующих (ср.: Евр. 2:15). Тем не ме-нее, хотя Бог и свершает для нас благо через такое явление, как смерть, все же мы должны помнить о том, что смерть — это не естественное явление; это не так; и в мире, сотворенном Богом, подобные вещи не должны были бы су-шествовать. Смерть — это враг, нечто такое, что Христос в конце концов ис-требит(1 Кор. 15:26).

2 О том, как Иисус научился послушанию через страдание, см. в гл. 25.

4. Наш опыт смерти делает наше единение с Христом совершенным. Дру-гая причина, по которой Бог допускает нашу смерть, а не забирает нас на небо незамедлительно после того, как мы становимся христианами, заключается в том, что через смерть мы подражаем Христу, а потому испытываем более тес-ное единение с Ним. Павел говорит, что мы—сонаследники Христу, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). А Петр говорит сво-им читателям, чтобы те не изумлялись огненному искушению, через которое им приходится проходить, напротив, он ободряет их: «Но как вы участвуете в Хри-стовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и востор-жествуете» (1 Пет. 4:13, курсив мой. — У. Г.). Как мы отметили выше, такое еди-нение с Христом в страдании включает в себя также и единение с Ним в смерти (см.: Флп. 3:10). Иисус — «начальник и совершитель веры» (Евр. 12:2), и мы следуем за Ним по дороге жизни. Петр пишет: «Христос пострадал за нас, оста-вив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).

5. Послушание Богу важнее сохранения наших жизней. Если Бог использу-ет смерть для того, чтобы углубить нашу веру в Него и усилить наше послу-шание Ему, то нам важно помнить, что мирская цель сохранить чью-либо фи-зическую жизнь любой ценой не должна быть главной целью для христиани-на — послушание Богу и верность Ему в любых обстоятельствах гораздо важнее. Поэтому Павел и говорит: «Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13; ср.: 25:11). Он сказал эфесским пресвитерам: «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24).

Это было убеждение в том, что послушание Богу более важно, чем сохра-нение жизни, и оно давало Павлу решимость вернуться в Л истру после того, как его там побили камнями и бросили, сочтя умершим (Деян. 14:20), а затем и еще раз прийти туда (Деян. 14:21,22). Он претерпел много страданий и ветре-тился со многими опасностями (2 Кор. 11:23—27), часто рисковал жизнью ради того, чтобы полностью быть покорным Христу. Поэтому он и мог с величай-шим пафосом говорить в конце своей жизни: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:6,7, курсив мой. — У. Г.). То же самое убеждение давало силу ветхозаветным свя-тым скорее принять мученическую смерть, чем согрешить: «Иные же замуче-ны были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр. 11:35). Это убеждение придало храбрости Петру и другим апостолам, когда они встретились со смертельной угрозой и смогли сказать: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Нет никакого со-мнения в том, что в этом и заключается суть повеления Иисуса смирнской церкви: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10, курсив мой. — У. Г.). Мы также читаем о том, что на небесах будут радоваться, когда верные святые победят дьявола «кровию Агнца и словом свидетельства своего и не воз-любили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11, курсив мой. — У. Г.).

Убеждение втом, что мы можем прославить Господа даже нашей смертью и что верность Ему гораздо более важна, чем сохранение нашей жизни, давало храбрость и твердость мученикам в течение всей истории церкви. Оказавшись перед выбором: сохранить свою собственную жизнь и согрешить или отдать свою жизнь и остаться верным, они избирали смерть—они «не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11). Даже в те времена, когда преследования не-значительны и вероятность мученичества невелика, нам следует раз и навсегда принять эту истину, так как мы готовы отдать даже собственную жизнь ради верности Богу, а еще легче нам пожертвовать чем-то еще ради Христа.

Наши рекомендации