Е. Следует ли христианам в наши дни ожидать чудес?
Одно дело — говорить о том, что чудеса могут происходить в наши дни, иное дело — просить Бога о свершении чуда. Могутли христиане просить Бога об этом?
36 Могут возразить, что исключением будет видение конца времен в Отк. 13:7, где
зверю «дано было... вести войну со святыми и победить их» (Отк. 13:7). Однако даже
здесь нет указания на то, что власть чудотворения зверя больше власти Святого Духа.
Этот отрывок следует понимать не как описание схватки чудодейственных сил, а как
гонение военной силой, так как далее читаем о тех, кто был обезглавлен «за свидетель-
ство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не при-
няли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4).
37 Тот факт, что люди, призывающие имя Христа, способны пророчествовать, изго-
нять бесов и творить «многие чудеса» во имя Его (Мф. 7:21—23), не противоречит этому
утверждению, так как речь здесь идет не о христианах. Иисус говорит им: «Я никогда
не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Хотя, вероятно, здесь говорится о
ложных чудесах, совершенных бесовской силой, все же речь, вероятно, идет о действии
общей благодати (см.: гл. 31), которую Бог производит через нехристиан и которая сходна
по действию с проповедью Евангелия людьми с нечистыми мотивами, не знающими
Христа в своем сердце, которую Бог иногда допускает (ср.: Флп. 1:15—18).
Ответ на это вопрос зависит от того, какова цель, ради которой человек ищет чуда. Безусловно, неправильно искать чудес для того, чтобы увеличить собственную власть или славу, подобно Симону волхву. Петр сказал ему: «...Сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» (Деян. 8:21,22).
Не следует искать чудес и просто ради развлечения, подобно Ироду: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, по-тому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо» (Л к. 23:8). Однако Иисус даже не ответил на вопросы Ирода.
Не следует и неверующим скептикам искать чудес только для того, чтобы получить повод для критики тех, кто проповедует Евангелие:
И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили пока-зать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ... <...> Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме зна-мения Ионы пророка (Мф. 16:1—4).
В Евангелиях часто говорится, что не следует искать знамений, однако важно отметить, что эти обличения всегда направлены против неверующих, которые ищут чуда только ради того, чтобы получить возможность критико-вать Иисуса38. Иисус никогда не обличает тех, кто приходит к Нему в вере, в нужде, надеясь на исцеление или освобождение от нечистого духа или ожидая иного чуда, будь то для себя или для другого человека.
Итак, что можно сказать о тексте 1Кор. 1:22—24? Здесь Павел говорит: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Хрис-та распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же при-званных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Имеется ли здесь в виду, что Павел не совершал чудес («знамений») в Корин-фе, а может быть, даже в проповеди в целом?
38 Удивительно, но тот факт, что Иисус обличает только враждебно настроенных не-верующих, ищущих чуда, не упоминается в следующих работах: D. A. Carson, "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", M. Horton, ed., Power Religion, pp. 89—118, и James M. Boice, "A Better Way: The Power of Word and Spirit", in Power Reigion, pp. 119—136. В обеих статьях обличения Иисуса используются как доказательства утверждения, что современные верующие не должны искать чудес. Однако новозаветный контекст не под-тверждает подобную точку зрения. (См., особенно: Boice, р. 126, где он одобрительно цитирует высказывание Джона Вудхауса [John Woodhouse]: «Стремление к новым зна-мениям и чудесам свидетельствует о греховности и неверии».)
Ясное утверждение о намерении «искусить» Иисуса находим также в Мк. 8:11 и Л к. 11:16, где Иисус обличает лукавый род, который хочет получить от Него чудо. Един-ственный текст, в котором тоже содержится подобное обличение — это Мф. 12:38—42, где нет прямого упоминания о намерении «искусить» Иисуса, но Он явно отвечает «книж-никам и фарисеям» (ст. 38), и этот эпизод следует сразу за Мф. 12:14, где фарисеи «име-ли совещание против Него, как бы погубить Его», и Мф. 12:24, где фарисеи говорят: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».
Павел не может здесь говорить о том, что он не совершал чудес, проповедуя Евангелие. Ведь в Рим. 15:18,19, в отрывке, написанном во время пребывания в Коринфе, он говорит:
Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Хрис-тос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою зна-мений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
Кроме того, во 2 Кор. 12:12 ясно говорится о том, что труд Павла сопро-вождался «знамениями, чудесами и силами».
Таким образом, 1 Кор. 1:22—24 не может означать, что Павел отрицал зна-чимость мудрости или знамений, так как во Христе он совершал знамения и учил мудрости. Он, вероятнее всего, говорит о том, что знамения и мудрость сами по себе не спасают людей, спасение можно обрести только через Благую весть. Знамения и мудрость, которых искали иудеи и эллины, не были знаме-ниями и мудростью Христа, это были знамения, которые лишь развлекали или подогревали их враждебность и скептицизм; это была мудрость мирская, а не мудрость Божья.
Вполне уместно искать чудес ради истинных целей, установленных Бо-гом: ради подтверждения истинности Евангелия, помощи нуждающимся, устранения препятствий служению и прославления Бога (см. выше, раздел В). В Евангелияхмы видим, как множество людей приходило к Иисусу, и Тотис-целял их ради этих целей. Более того, посылая Своих учеников проповедовать о том, что Царство Божье приблизилось, Он сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8). Как они могли делать все это, не ища у Бога чудес повсюду, куда они прихо-дили? Повеление Иисуса требовало, чтобы ученики искали чудес.
После Пятидесятницы ранняя церковь молилась и просила смелости для проповеди Евангелия, а также, чтобы Бог свершил чудеса, которые сопровож-дали бы эту проповедь. Верующие восклицали:
И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Тво-его Иисуса (Деян. 4:29,30).
Этот пример, данный нам ранней церковью, вовсе не учит нас тому, что нам не следует просить у Бога чудес. Также и ученики в Лидде послали за Пет-ром, чтобы тот молился об умершей Тавифе, тем самым ища чудесного вме-шательства Бога (Деян. 9:38).Иаков повелевает пресвитерам церкви молить-ся и просить исцеления больных (Иак. 5:14). Конечно, не следует считать, что чудесный ответ на молитву лучше ответа, полученного через обычные сред-ства (напр., медицинскую помощь); нужно помнить также, что молитвао кон-кретной нужде, обращенная к Богу, не гарантирует ответа. С другой стороны, часто наша вера во всемогущество Бога, вера в то, что Он может действовать чудесным образом, бывает слишком мала. Нам не следует принимать широко распространенное мнение о том, что Бог очень редко отвечает на молитвы, если вообще когда-либо отвечает. И нам, безусловно, не следует стесняться рас-сказывать о чудесах, если они действительно происходят; не надо думать, что ответ на молитву не связанный с чудом, — это лучший ответ. Чудеса — это деяния Божьи, и Бог свершает чудеса для того, чтобы прославить Себя и уси-лить нашу веру. Если в наши дни люди сталкиваются в жизни с серьезными проблемами, то им следует искать у Бога ответа и, если есть необходимость в чудесном вмешательстве, просить Бога действовать именно так, если это Ему угодно39. Особенно если мы руководствуемся христианским состраданием к нуждающимся и горячим желанием увидеть приближение Царства Христа и прославить Его имя.
Вопросы для самостоятельной работы
39 Джон Уолворд, прежде занимавший должность президента Даллаской богослов-ской семинарии, считает, что дар чудотворения — это «способность свершать чудеса по собственной воле во имя Христа». Поэтому он считает, что дар чудотворений прекратил-ся. И все же он полагает, что в наши дни нам следует молиться о чудесах: «Однако хрис-тианин может взывать к Богу о чуде, и Бог ответит на эти молитвы. Бог все же может исцелить или даже воскресить умершего, если это Ему угодно, однако такие чудеса за-висят от конкретного случая и от единовластия Божьего... И хотя дар чудотворения не яв-ляется частью плана Бога относительно современности, Бог имеет власть совершать чудеса» (John Walvoord, The Holy Spirit [Wheaton, 111.: Van Kampen, 1954], pp. 179, 180).