Б. Практическое применение
Учение о творении имеет множество практических приложений в жизни христиан. Оно напоминает нам о том, что материальный мир сам по себе благ, ибо Бог сотворил его благим и желает, чтобы мы использовали его так, как это Ему угодно. Поэтому нам следует, подобно ранним христианам, принимать «пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46), всегда с благодарностью к Богу и с надеждой на Его заботу. Здоровое положительное отношение к творе-нию удержит нас отложного аскетизма, который отрицает благость творения и те благословения, которые мы через него обретаем. Такое отношение также призывает христиан к научным и техническим исследованиям благости изо-бильного творения Божьего и к поддержке таких исследований82. Учение о тво-рении помогает нам более ясно осознать тот факт, что научное и технологичес-кое исследование само по себе прославляет Бога, так как оно дает нам возмож-ность познать, насколько мудр, властен, и искусен Бог в Его труде творения. «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные» (Пс. 110:2).
Учение о творении также напоминает нам о том, что Бог — Владыка со-творенного Им мира. Он создал все, и Он — Господь всего. Всем, чем мы являемся, и всем, что у нас есть, мы обязаны Ему, и мы можем быть абсо-лютно уверены в том, что в конечном счете Он поразит всех Своих врагов и будет явлен как Единодержавный Царь для вечного поклонения. Кроме того, невероятные размеры вселенной и поразительная сложность каждого творе-ния будут постоянно побуждать нас поклоняться Богу и славить его за Его величие.
И наконец, как было указано выше, мы сами можем от всей души на-слаждаться творчеством (живописным, музыкальным, спортивным, литера-турным, работой по дому и т. д.) с чувством благодарности нашему Богу и Твор-цу, Который позволил нам подражать Его творческим качествам.
Вопросы для самостоятельной работы
82 Фрейр и Дейвис говорят о необходимости многочисленных специальных иссле-дований и обращаются с этим к ученым, которые верят в творение. См.: Frair and Davis, A Case for Creation, pp. 135—140.
Можете ли вы испытывать еще большую благодарность Богу за совершен-ство его творения? Посмотрите вокруг и приведите примеры благости творения, которым позволил вам наслаждаться Бог. Можете ли вы быть лучшим хозяином тех или иных частей творения Божьего, которые Бог вам доверил?
2. Может ли благость всего, сотворенного Богом, способствовать тому, чтобы вы попробовали другие блюда, кроме тех, которые вы обычно едите? Можно ли научить детей благодарить Бога за разнообразие пищи, которую дарует нам Бог? Дает ли учение о творении ответ на заявления некоторых борцов за права живот-ных, которые говорят, что нам не следует есть телятину, курицу и другое мясо или носить одежду, сделанную из кожи животных, поскольку мы сами — лишь одна из разновидностей животных? (См.: Быт. 3:21.)
Чтобы ощутить то отчаяние, которое испытывают наши современники-нехристиане, попробуйте на минуту представить себе, что вы верите в то, что Бога нет, а сами вы — продукт материи, времени и случая, спонтанный результат слу-чайных изменений организмов, происходивших в течение миллионов лет. Как бы вы себя почувствовали? Что бы вы ощутили в отношении других людей? Что бы вы испытывали в отношении вашего будущего? Каковы были бы ваши поня-тия о добре и зле?
Почему мы испытываем такую радость, когда нам удается «покорить» даже часть земли и сделать ее полезной нам — будь то посадка овощей, открытие луч-шего вида пластика или металла или использование шерсти для пряжи? Следует ли нам радоваться, совершая подобные действия? Какие еще чувства мы должны испытывать при этом?
5. Когда вы размышляете о звездах и о том, что Бог расположил их на своих местах, чтобы явить нам Свою силу и славу, как вы ощущаете себя и свое место во вселенной? Отличаются ли эти чувства от того, что испытывают нехристиане?
6. Что вы думали об эволюционной теории до того, как прочитали эту главу? Изменилось ли ваше мнение? Если да, то как именно?
7. Какое впечатление о богословских дискуссиях в целом создается у христи-ан, когда они наблюдают современный спор о возрасте земли? Считаете ли вы этот вопрос важным для вашей христианской веры?
Специальные термины
Геология потопа
Деизм дуализм
Зрелый креационизм
Имманентный
Конкордизм
Кроманьонский человек
Макроэволюция
Материализм
Микроэволюция
Неокатастрофизм
Пантеизм
творение ex nihilo
Теистический эволюционизм
Теория «дней-эпох»
Теория дня, длившегося двадцать
четыре часа теория «древней земли» теория живописного дня теория идеального времени теория «литературной канвы» теория «молодой земли» теория пробела трансцендентный homo sapiens
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные) 1882-1892 Litton, 74-76
Арминианские (уэслианские или методистские)
Pope, 1:361-420
Miley, 1:276-310
Wiley, 1:440-472
Purkiser, 145-148, 149-163
Carter, 1:130-132, 145-194, 203-208
Cottrell, 1:48-191
Oden, 1:225-269
Баптистские
Gill, 1:366-375
Boyce, 166-173
Strong, 371-410
Mullins, 251-264
Henry, 6:108-196 1983-1985 Erickson, 365-386 1987-1994 Lewis/Demarest, 2:17-70
Диспенсационалистские
Chafer, 7:99-101, 146
Thiessen, 111-118
Ryrie, 171-194
Лютеранские
1917-1924 Pieper, 1:467-482
1934 Mueller, 179-188