Исследование второе: «Определение Имана в Шариате»

Иман в Шариате – это сущность, которая состоит из слов и дел: слова сердца и слова языка, а также дела сердца и дела органов.

Сказал Ибн аль-Къайм, да помилует его Аллах: «Тут мы затронем другую основу, а это то, что сущность Имана состоит из слов и дел. Слова делятся на две части: слова сердца, а это убеждения и слова языка, а это произнесение слова Ислама. Дела также делятся на две части: дела сердца, а это намерение сердца и очищение его от ширка, и дела внешних органов»[18].

Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Из основ Ахлю Сунны ва аль-Джама’а то, что Религия и Иман – это слова и дела. Слова сердца, языка, а также дела сердца, языка и внешних органов»[19].

Единогласие Ахлю Сунны на то, что Иман – это слова и дела, передали нам несколько саляфов[20].

Сказал имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах: «Между сподвижниками, таби’инами, теми, кто был после них и теми, кого мы застали было единогласие на то, что Иман – это слова, дела и намерение, и одного без другого не достаточно»[21].

Сказал аль-Бухари, да помилует его Аллах: «Я встретил больше, чем тысячу человек из числа обладателей знаний. Это были жители Хиджаза, Мекки, Медины, Куфы, Басры, Васита, Багдада, Шама и Мисра. Я их встречал много раз, поколение после поколения, это произошло в промежутке более чем сорока шести лет. Я встречался с жителями Шама, Мисра и Джазиры два раза, с жителями Басры четыре раза в течение долгих лет…» – тут шейх перечислил имена пятидесяти четырех человек, потом сказал: «…Я не стал перечислять всех этих людей, чтобы сократить и не удлинять разговор. Я не видел, чтобы хоть кто-то из них противоречил в том, что Религия – это слова и дела. Это, опираясь на слова Аллаха:«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию только Ему одному, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (98:5).[22]

Также сказал имам аль-Бухари, да помилует его Аллах: «Я записывал больше чем от тысячи ученых, но я записывал только от тех, кто говорил: «Иман – это слова и дела», - и не записывал от тех, кто говорил: «Иман – это слова»[23].

Сказал имам Абу ‘Убейд аль-Касим бин Салям, да помилует его Аллах: «Это определение, о котором говорится, что Иман – это слова и дела, повышается и понижается, дали сто тридцать три ученых». Потом, он сказал: «Все они говорили: «Иман – слова и дела, повышается и понижается», - и это мнение Ахлю Сунны и мы его практикуем, а помощь только от Аллаха»[24].

Сказал Ибн ‘Абд аль-Барр, да смилуется над ним Аллах: «Люди фикха и хадиса единогласны в том, что Иман – это слова и дела и нет дела, кроме как с намерением. Они убеждены, что Иман увеличивается при подчинении и уменьшается при ослушании и что любое подчинение – это Иман. Из этого единогласия исключаются Абу Ханифа и его последователи, они пришли к выводу, что подчинения не называются Иманом, они сказали: «Иман – это только тасдык и икрор», а некоторые из них добавили: «и познание»[25].

Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Поэтому, мнение Ахлю Сунны о том, что Иман – это слова и дела, были из проявлений Сунны. Многие из ученых передали аль-иджма’ на это. Мы уже упоминали слова имама аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, в которых он передал аль-иджма’, которые приводятся в его книге «аль-Умм». Он сказал: «Между сподвижниками, таби’инами, теми, кто был после них и теми, кого мы застали, было единогласие (аль-иджма’) на то, что Иман – это слова, дела и намерение и одного без другого не достаточно» (маджму аль-фатава 7/308.)

Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Многие ученые передали аль-иджма’ людей Сунны и хадиса о том, что Иман – это слова и дела» (маджму аль-фатава 7/330.).

Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Передал Абу ‘Амр ат-Талманки посредством своего известного иснада от Мусы бин Харуна аль-Хамаля: «Исхак бин Рахавейхи диктовал нам, что Иман – это слова и дела, повышается и понижается. Нет сомнения, что это именно так. Мы поняли это из достоверных передач, из ясных общих повествований. Множество сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и таби’инов были на этом, а также обладатели знания после таби’инов были единогласны в этом и не разделялись. Также в том, что Иман – это слова и дела, повышается и понижается, были убеждены ученые во времена аль-Ауза’и в Шаме, во времена Суфьяна ас-Саури в Ираке, во времена Малика бин Анаса в Хиджазе, во времена Ма’мара в Йемене» (маджму аль-фатава 7/308.).

Это то, на чем единогласно сошлись Ахлю Сунна. То есть они сошлись на том, что Иман – это слова и дела, повышается и понижается. Были некоторое, кто добавил к этому: « и намерение» или «и следование Сунне». Также, некоторые из них сказали: «Слова языка, убеждение сердца и выполнение арканов (столпов)». В этих высказываниях нет смыслового разногласия, но это только добавка, разъяснение и толкование.

Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Передается от сподвижников, от имамов из числа таби’инов и от большинства саляфов, а также это мазхаб людей хадиса и это относится к Ахлю Сунне, что Иман – это слова и дела, повышается и понижается. Повышается при подчинении, а понижается при ослушании. И что разрешается делать оговорку в Имане. Как сказал ‘Умейр бин Хубейб аль-Хатми и другие сподвижники: «Иман увеличивается и уменьшается». У него спросили: «Каким образом он увеличивается и уменьшается?» Он ответил: «Если мы помянули Аллаха и восхвалили Его, Свят Он, то это его увеличение, а если мы проявили беспечность и забыли, то это его уменьшение». Эти слова передаются от большинства из них. Некоторые из них, а также многие из поздних, сказали, что Иман – это слова, дела и намерение. Также сказали другие: «Иман – слова, дела, намерение и следование Сунне», или: «Иман – слова языка, убеждение сердца и совершение столпов (арканов)[26]»[27]. Передали некоторые это, поднимая (марфу’ан) его до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в рукописи, приписываемой Абу ас-Сольту аль-Харви от ‘Али бин Муса ар-Ридо[28].

Но это из сочиненного о пророке ﷺ по единогласному мнению обладателей знания о его хадисе.

Между всеми этими высказываниями (об Имане) нет различия в смысле, однако в словах саляфов под словами и делами имеются в виду слова сердца и языка и дела сердца и органов. Слова языка без убеждения сердца – это слова мунафиков. Слова мунафиков не называются словом (аль-коуль), кроме как с пояснением. Как это пришло в словах Всевышнего: «Они говорят (йакулюна)своими языками то, чего нет в их сердцах»[29].Также дела органов без дел сердца являются делами мунафиков, которые не примет Аллах.

Высказывания саляфов охватывают слова и дела, внутренние и внешние. Однако, из-за того, что некоторые люди могут не понять, что намерение входит сюда же, то сказали некоторые саляфы: «И намерение». Также разъяснили некоторые саляфы, что тот минимум в словах, делах и намерении будет принят только при его соответствии Сунне и это также является правильным. Те из ученых, кто сказал, что Иман – это слова и дела, подразумевали под этим, что он включает в себя их разновидности[30], но они не имели в виду упоминание качеств, слов и дел. Также высказывание тех, кто сказал, что Иман – это убеждение сердца, слова языка и дела органов. В этом случае названия слова и дела были даны тому, что проявляется внешне, поэтому они были вынуждены прибавить к этому слова «убеждение сердца». Они должны были включить в свое определение, что убеждение сердца – это дела сердца, соответствующие его признанию, наподобие любви к Аллаху, Его боязни, упования на Него и т.д. Воистину, вхождение дел сердца в Иман более важно, чем вхождение в него дел органов. На этом единогласно сошлись все группы» («Маджму’ аль-Фатава», 7/505, а также 7/171.)

Также он сказал: «Также саляфы сказали: «Не принимаются слова и дела, кроме как при намерении». Это является очевидным. Так как, если слова и дела не были направлены одному Аллаху, то они не приняты Всевышним Аллахом. Потом они сказали: «Слова, дела и намерение принимаются только при их соответствии Сунне». Это и есть Шариат, то есть то, что приказал Аллах и Его посланник ﷺ. Потому что те слова, дела и намерения, которые не будут соответствовать Сунне и Шариату, исполнение которых приказал Аллах, будут являться нововведением. А каждое нововведение – заблуждение, которое не любит Аллах. Поэтому, Аллах не примет их и не исправит, подобно делам многобожников и людей Писания» («аль-Истикома», 2/310.)

Наши рекомендации