О степени вознаграждения на небесах см. в гл. 55
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Челове-ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простит-ся ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32).
Сходное утверждение встречается в Мк. 3:29,30. где Иисус говорит: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29; ср.: Лк. 12:10). Также в Послании к Евреям, в гл. 6, говорится:
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара не-бесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обнов-лять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и руга-ются Ему (Евр. 6:4-6; ср.: 10:26,27; см. также рассуждение о грехе «к смерти» в 1 Ин. 5:16,17).
В этих отрывках речь может идти как об одном и том же грехе, так и о разных. Принять определенное решение можно лишь изучив контекст. По этому вопросу были высказаны различные точки зрения26.
26 Ктоименно придерживается той или иной точки зрения, можно уточнить в рабо-те: Berkhof, Systematic Theology, pp. 252, 253.
1. Одни утверждают, что речь идет о грехе, который мог быть совершен толь-ко во время пребывания Христа на земле. Но утверждение Иисуса о том, что «всякий грех и хула простятся человекам» (Мф. 12:31), носит такой общий ха-рактер, что едвали можно соотнести Его слова лишь с действиями, совершен-ными в период Его земной жизни; тексты, о которых идет речь, не дают основа-ний для подобного ограничения. Кроме того, в Евр. 6:4—6 говорится о тех, кто «отпал» спустя несколько лет после того, как Иисус возвратился на небеса.
2. Многие считают, что здесь говорится о неверии, которое продолжается до самой смерти человека; поэтому все, кто умирает в неверии (или, по край-ней мере, те, кто слышал о Христе, но не поверил), совершают этот грех. Бе-зусловно верно, что упорствующие в неверии до самой смерти не будут про-щены, но действительно ли речь в приведенных выше стихах идет именно об этом? При более внимательном изучении становится очевидным, чтоязыкпро-цитированных текстов едва ли соответствует такому объяснению, так как в них говорится не о неверии в целом, а о неверии тех, «кто будет хулить Духа Святого» (Мф. 12:32; Мк. 3:29), и об «отпадших» (Евр. 6:6). Здесь имеется в виду конкретный грех — осознанное отрицание работы Святого Духа и хула на Него или осознанный отказ от истины Христовой, когда «ругаются Ему» (Евр. 6:6; букв.: «выставляют на посмешище», греч. παραδειγματ'ιζειν. — При-меч. пер.). Кроме того, представление о том, что этот грех заключается в неве-рии до самой смерти, плохо согласуется с контекстом, в котором Иисус (как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Марка) обличает фарисеев за их речи (контекст рассматривается ниже).
3. Утверждают также, что этот грех совершают истинные верующие, «от-падшие» от Христа, и что лишь подлинно рожденные свыше могут его совершить. Эта точка зрения основывается на особом толковании природы «отпа-дения», о котором говорится в Евр. 6:4—6 (подразумевается, что это отрицание истинным христианином Христа и, как следствие, утрата спасения). Но та-кое понимание Евр. 4—6 звучит неубедительно27. Более того, если такая точка зрения может быть обоснована Евр. 6, она не объясняет хулы на Духа Святого, о которой говорится в Евангелиях, где Иисус отвечает на осознанное отрица-ние фарисеями труда Святого Духа, совершенного через Христа.
4. Есть мнение, что этот грех состоит в необычайно злонамеренном, осо-знанном отрицании и злословии труда Святого Духа, свидетельствующего о Христе, когда плоды этого труда приписываются сатане. Изучение контекста Евангелий от Матфея и Марка показывает, что Иисус давал ответ на обвине-ния фарисеев, которые говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою ве-ельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24). Фарисеи неоднократно были сви-детелями труда Иисуса. Незадолго до этого Он исцелил слепого и немого одер-жимого, так что он снова стал видеть и говорить (Мф. 12:22). Народ был поражен и следовал за Иисусом. Сами фарисеи много раз видели ясные сви-детельства поразительной силы Святого Духа, действовавшего через Иису-са и приносившего жизнь и здоровье многим людям. Но фарисеи, несмотря на эти очевидные проявления действия Святого Духа, осознанно отвергали власть Иисуса и Его учение и считали их бесовскими. Иисус ясно сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоня-ет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф. 12:25,26). Поэтому со стороны фарисеев было безумно и иррационально утверждать, что Иисус изгонял бесов властью сатаны, — это была осознанная, злонамерен-ная ложь.
Сказав: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28), Иисус произносит следующее предосте-режение: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Он говорит о том, что нейтралитет здесь невозможен и что те, кто, подобно фарисеям, противится Ему, конечно же, против Него. За-тем Он сразу же добавляет: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простят-ся человекам; ахула на Духа не простится человекам» (Мф. 12:31). Фарисеи, которые осознанно злословили действие Святого Духа через Иисуса, утверж-дая, что это действие сатаны, не получат прощения.