Исследование четвертое: Основа Имана и его ответвления
Хоть Иман и является некой конструкцией, состоящей из слов и дел: внутренних и внешних, у него есть основа и ответвления. Основа Имана – это то, что в сердце, а его ответвления – это то, что проявляется на внешних органах.
Если в сердце присутствует Иман – словами и делами (внутренними) – то тело обязательно должно совершать то, что может из внешних слов и дел. Потом, среди Ахлю Сунны есть те, кто считает, что основа Имана включает в себя слова сердца, дела сердца и слова языка. Также среди них те, кто считает, что основа Имана ограничена на том, что в сердце.
То, что слова языка были названы ответвлением не значит, что можно обойтись без них и Иман будет достоверным без них. Напротив, это ответвление, которое является неразлучным. Его отсутствие указывает на отсутствие того, с чем оно неразлучно (то есть основы). Также внешние дела неразлучны с внутренним Иманом, они не отделимы от него. Отсутствие внешних дел указывает на то, что в сердце не осталось Имана.
Поэтому ответвление в нашем случае неразлучно с основой, указывает на нее и подтверждает ее, как еще придет ниже.
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, разъясняя мазхаб Ахлю Сунны и их разделение Имана на основу и ответвления: «Что касается Ахлю Сунны ва аль-Джама’а из числа всех сахабов и таби’инов, а также имамов Ахлю Сунны и Ахлю хадис, большинства факихов и аскетов наподобие Малика, ас-Саури, аль-Ауза’и, Хаммада бин Зейда, аш-Шафи’и, Ахмада бин Ханбаля и других, то они единогласно сошлись на том, что Иман и Религия – это слова и дела…
Сказали толкователи их мазхаба: «Воистину, Иман имеет основу и ответвления, и он содержит в себе арканы, ваджибы, не являющиеся арканами и желательные действия. Такие как молитва, хадж и другие виды поклонения» (маджму фатава 12/471).
Сказал имам Ибн Мандах, да помилует его Аллах, разъясняя основу и ответвления: «Был, упомянут пример о верующем и Имане, который привел Аллах и Его посланник.
Сказал Всевышний Аллах: «Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу» («Ибрахим», 24). Аллах привел это дерево, как пример для слова Иман. Он сделал ему основу, ответвления и плоды, появляющиеся каждый раз… Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, растолковал Иман в своей Сунне, так как он понял от Аллаха подобное. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что Иман имеет ответвления: «Наивысшая из них – свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха». Он сделал свидетельство основой – подтверждение сердцем и языком, а дела он сделал его ответвлениями» («аль-Иман», автор Ибн Мандах, 2/350).
Тут я замечу, что он сделал «слова языка» частью основы.
А что касается шейх аль-Ислама, да помилует его Аллах, то он во многих местах говорит, что основа – это то, что в сердце, а ответвления – это то, что проявляется на органах.
Он, да помилует его Аллах, сказал: «Воистину, основа Имана – это Иман, находящийся в сердце. Он должен содержать в себе две вещи: признание сердца и его подтверждение и познание. Это также называют «словами сердца». Сказал аль-Джунейд бин Мухаммад: «Таухид – это «слово сердца». Необходимо чтобы он содержал в себе «слова сердца» и дела сердца, а потом слова тела и дела тела. В нем обязательно должны присутствовать дела сердца, такие как: любовь к Аллаху и Его посланнику, страх перед Ним, любовь к тому, что любит Аллах и Его посланник, ненависть к тому, что ненавидит Аллах и Его посланник, посвящение своих дел только одному Аллаху, упование сердца только на одного Аллаха и другие дела сердца, которыми обязал Аллах и Его посланник. Он, Всевышний, сделал все это из Имана. Затем, сердце является основой. Если в нем есть познание и желание, то они, несомненно, распространятся на тело. Невозможно, чтобы тело противоречило тому, что желает сердце» (маджму фатава 7/186).
Также он сказал: «Если в сердце присутствует тасдык по отношению к Аллаху и любовь к Нему, то тело обязательно должно шевелиться, выполняя то, к чему обязывают эти виды поклонения, произнося слова и совершая дела. То, что проявляется в теле человека из слов и дел – это то, к чему обязывает содержимое сердца, а также это его доказательство и то, что неразлучно с ним. Также слова и дела, совершаемые телом, воздействуют на содержимое сердца. Каждый из них[39] влияет друг на друга. Однако сердце является основой, а тело его ответвлением. Ответвления подпитываются из основы, а основа прочнеет и усиливается при помощи своих ответвлений» (маджму фатава 7/541).
А также сказал: «А что касается основы Имана, а это подтверждение того, с чем пришли посланники от Аллаха, проявляя тасдык по отношению к Аллаху и подчиняясь Ему, то это является основой Имана, без которой человек не считается верующим» (маджму фатава 12/474).
Он, да помилует его Аллах, ясно заявил, что «слова сердца» являются основой для слова языка. И что дела сердца являются основой дел внешних органов. Он сказал: «Воистину, убеждение сердца является основой для слов языка, а дела сердца являются основой для дел внешних органов» (13/234).
Также он сказал: «Иман обязательно должен содержать в себе эти две основы: признание (тасдык) Истины и любовь к ней. Первое является основой для слов, второе же является основой для дел» («маджму фатава», 7/540)[40].
Также он сказал: «За убеждением следует слово языка, а за делами сердца следуют дела внешних органов, такие как молитва, закят, пост, хадж и т.д.» (маджму фатава 7/672).
Я замечу, что он в этих местах сделал слово языка ответвлением.
Иногда он высказывается нерешительно о том, что слово языка ответвление, как бы допуская вероятность. Возможно, это проявление уважения к тем шейхам, которые сделали слово языка основой Имана. Шейх аль-Ислам говорит: «Верующий, который уверовал в Аллаха своим сердцем и внешними органами, его Иман объединяет в себе: знание сердца, состояние сердца, тасдык сердца и подчинение сердца. А также его Иман объединяет в себе слова его языка и дела его внешних органов, даже, если учесть, что основа Имана – это то, что содержит сердце или то, что в сердце и на языке. Обязательно должны присутствовать в сердце тасдык по отношению к Аллаху и предание Ему – это является словом его сердца и делами его сердца, а также это признание Аллаха…».
Завершил шейх это свое высказывание словами: «…И даже, если входит в это слова языка и дела внешних органов, то наличие правильных ответвлений делает обязательным наличие основ. Это очевидно, но сейчас я не имею намерения приводить все это»[41].