Категории увеличения Имана
Шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, позаботился о разъяснении этих категорий в своих двух книгах – «Иман Кабир» и «Иман Аусат». В первой книге он упомянул восемь категорий, а во второй семь. Я же ограничусь на упоминании самых важных из них.
Первая категория: Эти самые тасдык и знание, находящиеся в сердце различаются или целиком или же частично. Тасдык человека, который признал Посланника ﷺ в общем, без познания в подробностях того, что он сообщил, не равняется тасдыку того, кто познал то, что он сообщил об Аллахе, о Его именах и атрибутах, о Рае и Аде. Общины признали пророка в этом всем. Тот, кто, в общем, подчинился Посланнику и умер до того, как узнал в подробностях то, что он приказал, не равняется тому, кто жил, узнал все это в подробностях и подчинился ему в этом.
Вторая категория. Знание и тасдык различаются и превосходят друг друга, как это происходит с остальными качествами живых существ, наподобие желания, слуха, зрения и речи. Также известно, что люди по-разному видят луну. А также люди различаются в постижении одного и того же звука, они различаются в качествах, движениях и в том, как они постигают что-либо. Более того, даже качества не живых иногда различаются. Человек заметит, что его знание об одном отличается от знания о другом, также его слух различается по отношению к слушаемому, также видение, любовь и ненависть. Тот же, кто отрицает наличие различий в этих вещах, является ошибающимся.
Третья категория: Возрастание и уменьшение дел сердца является известным посредством того, что каждый верующий испытал это на себе. Люди различаются в любви к Аллаху и Его посланнику ﷺ, трепете перед Ним, возвращении к Нему, уповании на Него, посвящении дел только Ему, в оберегании сердец от показухи, высокомерия и само восхищения и т.д., в милосердии к творениям, в наставлениях им и в остальных качествах Имана. Пришло в двух «Сахихах», что пророк ﷺ сказал: «Существует три категории людей, которые ощутят сладость Имана: тот, для кого Аллах и Его посланник будут любимей, чем все остальное; тот, кто полюбит какого-то раба только ради Аллаха Всевышнего и тот, кто не желает вернуться к куфру после того, как его спас Аллах так же, как не желает, чтобы его бросили в Огонь»[55].
Также он ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом! Воистину, я больше чем вы боюсь Аллаха и лучше знаю Его предписания»[56]. А также сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока я не буду для него более любимым, чем его дети, его родители и все люди»[57]. ‘Умар сказал ему: «О, посланник Аллаха, ты для меня любимей, чем все остальное, кроме меня самого». На что он сказал ему: «Нет, ‘Умар, пока я не буду любимей для тебя, чем ты сам». ‘Умар сказал: «Теперь ты любимей для меня, чем я сам». Он сказал: «Вот теперь о, ‘Умар»[58].
Каждый человек найдет в себе, что иногда он любит какую-либо вещь больше, а иногда меньше. Другую вещь он иногда боится больше, а иногда меньше. Поэтому знающие люди больше всех говорили о том, что в таких делах присутствует возрастание и уменьшение, так как они нашли в себе это.
Четвертая категория: Различие в этих вещах происходит посредством причин, вызывающих его. Поэтому тот человек, тасдык и любовь которого опираются на доводы, приводящие к убежденности, не является подобным тому, чей тасдык опирается на что-либо другое.
Пятая категория: Затрагивает внешние дела. Воистину, люди отличаются в них друг от друга, и они возрастаюти уменьшаются. И касательно того, что внешние дела возрастают и уменьшаются, единогласны все люди, однако, они разногласят в том, входят ли они в Иман. Отщепенцы говорят, что внешние дела являются плодами Имана и его следствием и что те, кто ввели их в него, сделали это в переносном смысле. Вот так они понимают возрастание и уменьшение Имана, то есть они считают это возрастанием его плодов и их уменьшением.
Шестая категория: Возрастание во всех этих делах происходит по причине твердости в них, постоянства их поминания и представления о них. Также как происходит уменьшение по причине беспечности и отворачивания. Сказал ‘Умейр бин Хабиб аль-Хатми, являвшийся одним из сподвижников пророка ﷺ: «Иман возрастает и уменьшается». У него спросили: «Каким образом он возрастает и уменьшается?». Он сказал: «Если мы помянули Аллаха и восхвалили Его, то это возрастание Имана. А если мы проявили беспечность, забыли и упустили, то это его уменьшение».
Седьмая категория: Человек может отрицать или считать ложью что-либо из дел и не знать, что Посланник ﷺ сообщил о них и приказал их совершать, а если бы он знал это, то он бы не отрицал и не считал бы это ложью. Потом он услышит аят или хадис, поразмышляет над ними, ему будет разъяснен их смысл и он признает то, что считал ложным и узнает то, что отрицал. Это будет новый тасдык и Иман. Его Иман возрастет по причине этого, так как он не был до этого кафиром, но был джахилем[59].
При помощи этих ясных очевидных примеров становится ясным, что возрастание и уменьшение затрагивают тасдык сердца, дела сердца и дела внешних органов.
А что касается слов языка, то если подразумевать под ними один из столпов Имана – а это слова двух свидетельств, то их не касается возрастание и уменьшение. А если подразумевать под ними все остальное, что произносит язык, наподобие поминания и восхваления Аллаха, повеления одобряемого и запрещения порицаемого и т.д., то возрастание и уменьшение в подобных делах – вещь явная и всем понятная.
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, о словах двух свидетельств: «Ислам, в котором не делается оговорка – это только слова двух свидетельств. Они не возрастают и не уменьшаются, поэтому в них не делается оговорка»[60].