И созвал Моисей весь Израиль, и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их, и старайтесь исполнять их
Втор. 5:1
Человек был создан не автономным, или способным быть законом самому себе, но "теономным", или обязанным соблюдать закон своего Создателя. Соблюдать Его закон было нетрудно, поскольку Бог устроил человека так, что послушание с благодарением принесло бы ему величайшее счастье; обязанности его исполнялись бы им с довольством, как это было с Иисусом (Ин. 4:34; ср. Пс. 111:1; 118:14, 16, 47-48, 97-113, 127-128, 163-167). Падший человек не любит закон Божий, поскольку это закон и поскольку он Божий; однако познавшие Христа находят, что не только любят этот закон и желают соблюдать его из благодарности за оказанную им милость (Рим. 7:18-22; 12:1-2), но и что Святой Дух выводит их на такой уровень послушания, идущего из сердца, какого они никогда прежде не знали (Рим. 7:6; 8:4-6; Евр. 10:16).
О нравственном законе Божьем в Писании сказано много в Декалоге, в других установлениях Моисея, в книгах пророков, в учении Иисуса и новозаветных посланиях. Закон Божий отражает святую природу Бога и Его святые цели в отношении сотворенного Им рода человеческого. Бог повелевает нам жить так, чтобы наш образ жизни радовал Его, и запрещает все, что отвращает Его. Нравственный закон Иисус очерчивает в виде двух великих заповедей: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-40), на чем, по Его словам, "держатся" (от чего зависят) все ветхозаветные нравственные предписания. Нравственное учение Христа и Его апостолов - это все тот же древний закон, только углубленный и приведенный в соответствие с новыми обстоятельствами - жизнью в Царстве Божьем, где царствует Спаситель, и наступившей после дня Пятидесятницы эрой Духа, когда народ Божий призван вести жизнь небесную и представлять Божью контркультуру (Культура, противопоставляющая себя культуре существующего общества. - Примеч. перев.) в этом мире.
Один и тот же библейский закон предстает в различных видах. Так, мы всегда обязаны исполнять предписания нравственного закона, который устанавливает принципы частной и общественной жизни. Те же принципы с учетом особого национального положения Израиля, представлявшего собой церковь-государство, народ Божий на земле, выступали в роли ветхозаветных гражданских установлений. Ветхозаветные предписания относительно богослужебной чистоты, пищи и жертвоприношений были временными, принятыми в учебных целях законодательными актами, которые Новый Завет упразднил (Мф. 15:20; Мк. 7:15-19; 1 Тим. 4:3-5; Евр. 10:1-14, 13:9-10), поскольку их символическое предназначение уже исполнилось. Непосредственное соседство, наложение, взаимопроникновение нравственного, гражданского и богослужебного законов в книгах Моисея надо было понимать так, что жизнь под небесами - это одно многостороннее единство и что властью Бога-Законодателя равная сила придается всему своду законов. Тем не менее все эти законы имели свое качественное своеобразие и разные цели, причем гражданский и богослужебный законы применялись ограниченно, а Христово утверждение о неизменной и всеобщей силе закона Божия, как явствует из непосредственного контекста и всего содержания учения Иисуса, имеет отношение к нравственному закону как таковому (Мф. 5:17-19; ср. Лк. 16:16-17).
Бог требует от человека в целом абсолютного послушания абсолютно всем положениям, вытекающим из данного Им закона. Закон Божий связывает "всего человека... полным послушанием на веки вечные"; "закон духовен и потому затрагивает ум, волю, чувствования и все остальные силы душевные, а также слова, действия и поступки" (иначе говоря, помыслы наши должны быть столь же праведны, сколь и дела, и одной лишь фарисейской внешности недостаточно: Мф. 15:7-8; 23:25-28); и следствия закона являются частью его содержания - "где заповедь нравственного обязательства, там и запрет противоположного прегрешения; а где запрет прегрешения, там и заповедь противоположного нравственного обязательства" (Большой Вестминстерский катехизис, вопрос 99).
ЗАКОН ДЕЙСТВУЮЩИЙ
ТРИ ФУНКЦИИ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай".
Рим. 7:7
Писание открывает три способа действия закона, которые Бог усмотрел, а Кальвин во благо Церкви в простой и строгой форме систематизировал в виде трех функций закона.
Первая функция закона - это функция зеркала; закон отражает совершенную праведность Бога и нашу греховность и несовершенство. Согласно Блаженному Августину, "закон повелевает, чтобы, пытаясь исполнить его предписания и потерпев неудачу из-за своего бессилия, мы научились просить помощи у Бога". Закон установлен в удостоверение нашего нечестия и осуждения (Рим. 3:20; 4:15; 5:13; 7:7-11), так что, показывая нашу нужду в прощении и опасность вечного осуждения, он должен приводить нас к покаянию и вере Христовой (Гал. 3:19-24).
Вторая его функция - отвращать от зла. Хотя переменить человеческое сердце закону не по силам, в определенной мере он способен обуздать врожденное беззаконие человека угрозами наказания, особенно в тех случаях, когда он поддержан гражданским кодексом, который предусматривает немедленное наказание виновных в преступлениях (Втор. 13:6-11; 19:16-21; Рим. 13:3-4). Таким образом, в известной мере он способствует общественному порядку и спасает благочестивых от беззаконников.
Его третья функция - направляющая; закон учит возрожденного добрым делам, которые Бог предназначил ему исполнять (Еф. 2:10). Закон говорит чадам Божьим, чем можно угодить их Отцу Небесному. Его можно назвать их сводом семейных правил. Именно эту функцию закона имел в виду Христос, когда сказал, что Его ученикам следует учиться соблюдать закон и все, что Он повелел (Мф. 5:18-20, 28:20), и что такое послушание Его заповедям засвидетельствует подлинность их любви к Нему (Ин. 14:15). Христианин свободен от закона, который некоторые считают спасением (Рим. 6:14; 7:4, 6; 1 Кор. 9:20; Гал. 2:15-19; 3:25), но "подзаконен Христу" как Закону жизни (1 Кор. 9:21; Гал. 6:2).
СОВЕСТЬ
БОГ УМУДРЯЕТ И ОЧИЩАЕТ СЕРДЦЕ