Глава седьмая. Доказательство третье: Хадис о къадаритах
Имам Муслим привел в своем "сахих"е предание от Яхьи бин Яьмара:
"Первым, кто начал говорить в Басре о кадаре (предопределении), был Маьбад аль-Джухани. Как-то я со своим другом Хумайдом бин Абдиррахманом аль-Химьяри отправились совершать хадж или умру и говорили себе: "Вот бы нам встретить кого-нибудь из сахабов и расспросить его насчет того, что говорят эти люди о кадаре". При входе в масджид нам встретился Абдуллах сын Умара бин Хаттаба. Мы окружили его справа и спереди. Я подумал, что разговор друг оставляет мне и сказал: "Эй отец Абдур-Рахмана! В наших краях появились некие люди. Они читают коран, занимаются научными исследованиями (и перечислил некоторые их занятия). Но..., они утверждают, что кадара нет и что все события происходят спонтанно, самопроизвольно (не по воле Аллаха; Аллах не предопределяет их, не знает их заранее и не воплощает посредством творения) свое знание в реальность прим. пер.) Ибн Умар сказал: "Скажи им, когда встретишь, что я не имею с ними ничего общего, и они не имеют со мной ничего общего. Клянусь тем, в чьей руке душа Ибн Умара (клянусь Аллахом), если у кого-нибудь из них будет слиток золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы его на пути Аллаха; Аллах не примет от них ничего, пока не уверует он в кадар."
(Муслим, 1/36)
По поводу этого хадиса имам Науауи в своем шархе Муслима говорит следующее:
"Они читают коран, занимаются научными исследованиями (Ятакаффар)"
Судья Иядъ в связи с этим сказал:
"Я увидел, что некоторые передают слово "Ятакаффар" как "ятакааруна" и толкуют это слово как: они углубляются в тайные науки. Например, когда кто-нибудь говорит что-нибудь таинственное, на него говорят: "такаьра".
Но в предании от Абу Яьла аль-Маусили это слово передано как "ятафаккахуна". Это наглядно описывает их положение. То есть Ибн Яьмар хотел сказать, что они достигли определенной степени в знаниях, придавали внимание науке и научным изысканиям."... они утверждают, что кадара нет и что все события происходят спонтанно, самопроизвольно."
- То есть они утверждали, что Аллах не предопределил события, Он не знает заранее как пойдет ход событий, Он это узнает только после того как они свершатся. Выше мы объяснили мнения ложных мазхабов по этому поводу. На самом деле это мнение (басрийских кадаритов) редкое и исключительное мнение среди кадаритов. Большинство кадаритов (умеренные) так не считают.
"Скажи им, когда встретишь, что ни я не имею с ними ничего общего, ни они не имеют со мной ничего общего".
Слова Ибн Умара ясно свидетельствуют о том, что Ибн Умар вынес такфир тем кадаритам.
В связи с этим судья Иядъ сказал:
"Это касается ранних (крайних) кадаритов, которые не признавали знание Аллаха (что Аллах заранее предопределил и знал что будет). Любой, кто скажет такое же (что и крайние кадариты), непременно станет неверным. В этом разногласий нет".
(Шарх Науауи, 1/150)
Ибн Таймия сказал следующее:
Не может быть никаких сомнений в том, что Аллах заранее знает все, что произойдет. Также нет сомнений в том, что все, что произойдет, записано у Него. Это доказано Книгой и сунной. Некоторые (крайние) кадариты не признают то, что Аллах заранее знает будущее и что это предопределено и записано у Него. Они утверждают, что Аллах узнает деяния своих рабов только после того, как они сделают их. Такие кадариты неверные. Имам Шафии, имам Ахмад и все другие имамы вынесли им такфир.
Ибн Таймия сказал следующее:
Это верования, принятые салафом и салафскими имамами. Ученые по фикху, хадису, многие тасаввуфщики и калямисты также придерживаются этих убеждений. Противоречат этому только кадариты. Их побудило принять это мнение ошибочная мысль, что предопределение Аллаха и Его знание будущего противоречит тому, чтобы Аллах обязывал своих рабов подчиняться приказам и запретам. В итоге кадариты разделились на две группы:
1) Первая группа принимает такие институты как приказ, запрет (то, что Аллах обязывает рабов следовать приказам и запретам), награда, наказание (соответственно за послушание и ослушание). Но они не принимают существование предопределения и записи пером всех вещей и событий заранее. Кадариты этого вида появились в последний период поколения сахабов. Как только сахабы узнавали их верования, они объявляли, что между ними и кадаритами нет ничего общего. Да и сами кадариты прерывали связи с сахабами. Такие сахабы как Абдуллах бин Умар, Абдуллах бин Аббас, Джабир бин Абдиллях, Уасиля бин Аска и другие опровергли их верования. Имамы Малик, Шафии, Ахмад и другие также вынесли явный такфир кадаритам, которые не признавали, что Аллах заранее знает все, что будет.
2) Вторая группа признает предопределение и знание Аллаха всех вещей и событий, а также запись пером, но они, опираясь на предопределение, делают ошибочный вывод о том, что это освобождает человека от обязанности подчиняться приказам и запретам Аллаха. Они полагают, что раз Аллах все предопределил, то уже ненужно и бесполезно совершать деяния. Если для кого-нибудь предопределено, что он из обладателей счастья, то он непременно войдет в Рай, даже если не будет для этого стараться. Если же предопределено, что он обладатель горя, то он попадет в Ад, даже если не будет совершать (греховных) деяний. Они не имеют последовательной теории своих убеждений. В основном таких верований придерживается большинство простого, невежественного народа. Эта группа кадаритов еще более погрязла в неверии и заблуждении чем первая, ибо их слова сводят на нет приказы, запреты; харамы, халяли; наказание, награждение. Они даже намного более неверные, чем иудеи и христиане. Что касается умеренных кадаритов - а они составляют большинство - то они признают изначальное знание Аллаха и то, что все события предопределены и записаны. Но они не принимают того, что Аллах сотворил деяния рабов и их воли. В ответ на это заблуждение, джабритские умеренные кадариты вышли с другим нововведением и сказали, что у раба нет собственной силы и воли. Обе эти группы заблудшие нововведенцы. Самые скверные из кадаритов это те, которые делают предопределение оправданием непослушания, и сводят на нет запреты и приказы Аллаха. Таковые подобны следующему типу мушриков:
"Скажут те, кто придает (Аллаху) сообщников: "Если бы Аллах хотел, то мы не придавали бы сообщников, и отцы наши; и не считали бы ничто харамом".
(Скот, 6/148)
Они еще более неверные, чем иудеи и христиане, ибо их слова имплицируют аннулирование приказов и запретов, переданных посланниками.
(Маджмуьуль-Фатауа, 8. том, 288-289)
Так же шейх сказал:
Классификация кадаритов. Ранее я уже упоминал в некоторых местах, что кадарийя разделяется на три группы:
1) Мушрицкая кадарийя.
2) Зороастрийская (маджуси) кадарийя.
3) Иблиская кадарийя.
Мушрицкая кадарийя: Эта группа признает, что все происходит по предопределению и распоряжению Аллаха. Но предопределение они делают преградой для института приказов и запретов. Они считают, что предопределение оправдывает неподчинение человека шариату. Таким образом, они уподобляются тем, о которых Аллах сказал следующее:
"Скажут те, кто придает (Аллаху) сообщников: "Если бы Аллах хотел, то мы не придавали бы сообщников, и отцы наши; и не считали бы ничто харамом".
(Скот, 6/148)
"И сказали те, кто придает (Аллаху) сообщников: "Если бы Аллах хотел, то не поклонялись бы мы ничему, кроме него".
(Пчелы, 16/35)
"И сказали они: "Если бы Милостивый захотел, то не поклонялись бы мы им".
(Зухруф, 43/20)
Следствием этого взгляда мушрицких кадаритов является аннулирование шариата и харамов Аллаха. Но вместе с этим они признают господство Аллаха. Они говорят, что нет ничего, что Аллах не поддерживал бы и не снабжал необходимым. Многие суфисты и отшельники впали в это заблуждение. У некоторых это проявляется в идеологии, у некоторых на практике. Среди них есть даже такие, кто доводит дело до того, что они упраздняют все запреты и приказы Аллаха, а также воздаяние (награду или наказание) за это. Хоть они и не систематизировали эти взгляды, во многих их словах и деяниях это проявляется. Некоторые представители этих убеждений впали в такую крайность, что, в конце концов, сказали, что все вещи и предметы есть сам Аллах. Во многих местах мы уже объясняли это заблуждение.
Когда они совершают какой-нибудь грех, они говорят, что это следствие кадара.
Например, вот что говорит Харири:
"Я не могу представить себе и отрицаю такого Господа, которого люди могут ослушаться, пойти против Него".
Ибн Исраил сказал:
"У меня нет другого занятия, кроме как делать то, что желает Аллах. Поэтому, все, что я не делаю, есть поклонение".
Некоторые из них говорят:
"Мы не можем поклоняться кому-нибудь кроме Аллаха, ибо нет ничего кроме Аллаха".
Самые умные из них говорят:
"Причина того, что христиане неверные, состоит в том, что они из всех вещей избрали Иисуса, и вместо того, чтобы поклоняться всему сущему, они поклоняются только Иисусу".
Они призывают к тому, чтобы поклоняться всему. С одной стороны они признают действия арабских мушриков, но с другой стороны отвергают их по той причине, что те поклоняются не всему на свете, а только некоторым изваяниям и идолам.
Зороастрийская (маджуси) кадарийя: Предыдущая группа придавала Аллаху сообщников в сфере поклонения. Зороастрийцы же придают сообщников в области творения. Они говорят: "Есть два отдельных творца. Творец добра (Аллах) и творец зла (шайтан)". Те из зороастрийцев, которые причисляют себя к исламской группе, говорят: "Грехи происходят не по воле Аллаха". Некоторые даже говорят: "Аллах не знает их (до того, как они появятся)".
Кроме этого они говорят: "Все деяния живых существ происходят вне пределов творения и силы Аллаха".
Таким образом, они отвергают всеобъемлющюю волю и силу Аллаха.
В связи с этим Ибн Аббас сказал:
"Кадар - часть таухида. Тот, кто уверует в таухид и признает кадар, тот сберег свой таухид. Тот же, кто признает таухид, но не признает кадар, тот нарушит свой таухид".
Как видно эти две группы взаимно противоположны.
Иблиская кадарийя: Эти признают обе основы, которые по отдельности отвергают предыдущие две группы, но по их мнению это противоречие. Как и указано в хадисе, они враги Аллаха. В эту группу входят некоторые глупые поэты и им подобные злостные неверные.
Так, например поэт Абу А1ля аль-А1ари говорит:
"Ты запрещаешь убийство человека. После этого утверждаешь, что у всех есть предопределенный срок жизни (после этого ты умертвляешь людей). Невозможно, чтобы одно лицо делало эти две вещи (они противоположны)".
Другой глупец сказал:
"Он сотворяет звезды, среди них сотворил месяц. После этого он говорит: "Эй, люди! не смотрите на них (не занимайтесь астрологией)". Ты распускаешь красавиц, а потом страшишь мужчин и запрещаешь приближаться к ним. Ты приказываешь: "Тушите огонь", но ведь Ты сам положил сюда огонь...".
Есть еще много примеров таких высказываний куфра, за которые этих людей следует убивать.
(Маджмуъуль-Фатава, 8. том)
Из всех этих отрывков следует следующее. Степень нововведении бывает разная. Некоторые в своем нововведении впадают в такую крайность, что это их нововведение вводит их в куфр. Нововведения других не доходит до степени куфра. Поэтому нельзя равнять всех нововведенцев под одну гребенку, нужно тщательно изучить их взгляды и классифицировать. Так например, те из кадаритов, которые не принимают предопределение; то, что Аллах заранее знал и записал все события, они, по единогласному мнению всех муслимов, впали в неверие. Также впали в неверие и те, кто принимает кадар, но видит в этом преграду для запретов и приказов Аллаха. Таковые еще более неверные, чем иудеи и христиане.
Те же, кто признает предопределение, всеобъемлющее знание Аллаха и институт приказов и запретов, но не признают того, что Аллах отдельно сотворяет деяния рабов, то относительно них имеются известные разногласия между учеными.
Вот, что говорит по этому поводу Ибн Раджаб в толковании хадиса о Джибриле:
Этот хадис привел Ибн Умар как доказательство против кадаритов, которые утверждали, что события происходят сами по себе. То есть они утверждали, что Аллах не подготовил и не предопределил события заранее; они считали, что события происходят просто так, сами по себе. Поэтому Ибн Умар проявил им враждебность и бара. Он сообщил им, что пока они не примут веру в кадар, их деяния тщетны...
Многие из ученых салафа установили следующее правило:
"Если встретитесь с кадаритами, то спросите их о знании Аллаха. Если они принимают, что Аллах заранее знал все события, то будьте просто жестки с ними; если же они не примут этого, то непременно выносите им такфир".
Под этим правилом они подразумевают следующее. Кто не признает, что Аллах объемлет своим знанием все, и прошлое и будущее; что Аллах заранее разделил людей на людей горя (Ада) и людей счастья (Рая) и что Аллах записал все это в Книге, тот опроверг Коран и стал неверным.
Если же он признает это, но не признает, что Аллах сотворяет деяния рабов, то относитесь к ним жестко, ибо на самом деле то, что они приняли из кадара - доказательство против них в том вопросе, что они не приняли из кадара. То есть то, что они признали и то, что не признали две взаимоисключаюшие вещи. Среди ученых имеется известное разногласие по поводу такфира таких людей.
(Джамиуль-ъулюм уаль-Хикам, 25)
Итак, перейдем теперь к тем кадаритам, которым единогласно выносится такфир (те, которые не принимают предопределение и знание Аллаха заранее). Как известно они выдвинули свои взгляды по незнанию, и даже более того, они выдвинули их для того, чтобы угодить Аллаху и приблизиться Ему. По их мнению, принимать кадар - означает приписывать Аллаху зло. Из стремления не приписывать Аллаху плохих, ущербных, недостаточных качеств, они не приписывают Аллаху сотворение зла. Этим они хотят утвердить то, что Аллах справедлив, не желает зла и сотворяет только добро. Несмотря на эти их якобы благие намерения, они впадают в куфр, и в такфире их между учеными разногласий нет. Причем прежде, чем выносить им такфир, никто не поставил условием то, чтобы доводить до них доказательство.
Так, например Абдуллах бин Умар, как только узнал их взгляды, сразу без всяких колебаний вынес им такфир (см. толкование Науауи приведенное выше). Кроме этого, Ибн Умар сообщил им, что не имеет с ними ничего общего (делает бара, "табарри"). Такой образ действий может применяться только по отношению к неверным. Так, например, Аллах приказывает нам применять "табарри" (прерывание всего общего, связей) по отношению к неверным:
"Мы не имеем ничего общего ни с вами, ни с тем, чему вы поклоняетесь. Мы отвергаем вас".
(Испытуемая, 60/4)
Что касается распутных и грешных муслимов, то в Коране говорится:
"И склоняй свои крылья пред тем, кто следует за тобой из верующих (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: "Я не имею ничего общего (не причастен) с тем, что вы делаете!"
(Поэты, 26/215-216)
То есть когда дело касается грешных муслимов, то "табарри" (прерывание связей) применяется не к самим муслимам, а к их грешным деяниям. Что касается неверных, то "табарри" применяется как к их грешным деяниям, так и к ним самим непосредственно.
Так вот Ибн Умар прежде, чем выносить им такфир не спросил тех сахабов следующее:
Довели ли вы до них доказательства? Устранили ли вы их сомнения? Свершились ли условия такфира? Наоборот, он довольствовался только тем, что услышал от тех сахабов. Все другие имамы присоединились к нему в этом вопросе. Как это и сказал судья Иядъ: «любой, кто выскажет это мнение, станет неверным без разногласий».
1 - В такфире крайних кадаритов между мусульманами разногласий нет и быть не может. Разногласия есть в такфире умеренных кадаритов, большую часть которых составляют умеренные муътазилиты. Некоторые ученые, например ученые Мавараун-Нахира вынесли такфир умеренным кадаритам (муътазилитам). Разница между крайними и умеренными кадаритам состоит в следующем:
1) Умеренные кадариты веруют в то, что Аллах заранее предопределил и знает деяния своих рабов до того как они их совершат. Аллах уже сейчас знает, кто из рабов попадет в Рай, а кто в Ад. Крайние кадариты это не признают.
2) Умеренные кадариты веруют в то, что все события, которые были и будут, зафиксированы в Книге (скрижаль - Лявх Махфуз). Крайние кадариты это не признают.
3) Умеренные кадариты веруют в то, что Аллах мощен над рабами. Аллах объемлет своих рабов силой, мощью и своей волей. Они не могут сделать ничего, что противоречило бы Его силе и воле. Аллах в любой момент может изменить деяния рабов и повернуть ход событий. Крайние кадариты веруют в то, что Аллах не в силах помешать рабу совершать деяние и рабы совершают деяния против Его воли. Они говорят, что неверный становится неверным против воли Аллаха. Мусульмане же верят, что все, что происходит по воле Аллаха. То, что против воли Аллаха, произойти не может. То есть Аллах пожелал, чтобы человек стал неверным и поэтому он неверный; и он не сможет стать муслимом пока Аллах этого не пожелает.
В связи с этим верованием крайних кадаритов передается следующее предание от Умара бин аль-Хайсами:
"Мы отправились в путь на судне. На этом судне был один кадарит и один зороастриец. Кадарит говорит зороастрийцу: "Стань мусульманином!" Тот отвечает: "Пока Аллах не захочет этого, мне не стать мусульманином". Другой говорит: "Аллах то хочет, чтобы ты стал мусульманином (Аллах не хочет, чтобы ты был неверным), но это шайтан хочет, чтобы ты был неверным. Тот говорит: "Аллах хочет (одного), шайтан хочет (другого). В итоге произошло то, чего хочет шайтан. Значит шайтан сильнее. А раз так, то я вместе с тем, кто сильнее".
В другом предании передается:
"Один бедуин приходит к кадариту и говорит: "У меня украли верблюда, помолись Аллаху, чтобы он мне вернулся". Кадарит начал молится: "О мой Аллах. У этого человек украли верблюда против Твоей воли (Ты не хотел этого). Поэтому верни ему верблюда". Бедуин сказал: "Я не нуждаюсь в твоей молитве". Тот спросил: "Почему?" Бедуин ответил: "Раз Аллах не хотел, чтобы моего верблюда украли, а его украли, то сейчас Аллах захочет, чтобы его вернули и я боюсь, что, как и в первый раз, случится не то, чего хочет Аллах и его не вернут".
Умеренные кадариты веруют в то, что Аллах сотворил всех рабов, но они считают, что человек сам сотворяет свои деяния; что деяния исходят от самого человека. Ахлюс-Сунна же верует, что Аллах сотворяет все деяния людей.