Разновидности большого куфра
Большой куфр, в зависимости от причин, бывает пяти видов. Разъяснил их имам Ибн аль-Коййим в своих словах:
«Что касается большого куфра, то он подразделяется на пять частей: куфр ат-такзиб; куфр высокомерия и отказа вместе с тасдыком; куфр И’род; куфр сомнения; куфр лицемерия.
1. Что касается куфра ат-такзиб, то это убежденность в том, что посланники являются лжецами. Такого вида куфра мало среди кафиров. Воистину, Всевышний Аллах поддержал Своих посланников и даровал им в их подтверждение знамения и явные доводы, посредством чего был установлен довод и удалено оправдание. Сказал Всевышний Аллах о фараоне и его народе: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» («Муравьи», 14), а также Он сказал Своему посланнику: «Они не считают лжецом тебя – беззаконники отрицают знамения Аллаха» («Скот»,33.). Если назвать этот вид куфра, упоминаемого в аяте, куфром ат-такзиб, то это также будет правильно. Так как это был такзиб, проявляющийся на языке.
2. А что касается куфра высокомерия и отказа, то это куфр иблиса. Он не отрицал приказ Аллаха и не встретил его непризнанием. Но он отреагировал на приказ Аллаха высокомерием и отказом. В этот вид куфра попадают те люди, кто признал посланника и то, что он пришел с Истиной от Аллаха, но не подчинился ему по причине отказа и высокомерия. В основном все враги посланников попадали в этот вид куфра. Как сообщил Аллах о фараоне и его народе: «Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам» (23:47) и о словах народов своим посланникам: «Вы только люди подобные нам» («Ибрахим», 10). Также Он сказал: «Самудяне сочли лжецом пророка из-за своего беззакония» («Солнце»,10). Также этот вид куфра – куфр яхудов, как сказал Всевышний: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него» (2:89), а также сказал: «Они знают его (Мухаммада) так же, как знают своих сыновей» (2:146). Также это куфр Абу Толиба, так как он признавал пророка и не сомневался в его правдивости. Однако его объяла ревность и возвеличивание его отцов, что он не захотел отказаться от их религии и засвидетельствовать, что они на куфре.
3. А что касается куфра аль-И’род – это когда человек отвращает свой слух и свое сердце от Посланника. Он не признает его и не считает лжецом, не поддерживает его и не враждует с ним и абсолютно не прислушивается к тому, с чем он пришел. Как сказал один человек из племени Бану ‘Абд Йя Лейль пророку ﷺ: «Клянусь Аллахом, я скажу тебе кое-что. Если ты являешься правдивым, то ты более велик, чтобы я ответил на твой призыв, а если ты являешься лживым, то ты настолько презрен, что я не буду с тобой говорить»[151].
4. А что касается куфра сомнения, то это такой куфр, когда человек не уверен в правдивости посланника или в его лживости. Напротив, он сомневается в его призыве. Сомнение этого человека продолжается только тогда, пока он продолжает отворачиваться от того, чтобы посмотреть аяты, подтверждающие правдивость Посланника. Он не слушает эти аяты и не оборачивается на них. А если он обернется на них и посмотрит в них, то у него не останется сомнений, потому что эти аяты приводят к признанию, а особенно если посмотреть на все эти аяты. Воистину, их указание на его правдивость подобно указанию солнца на наступление дня.
5. А что касается куфра лицемерия, то это происходит тогда, когда человек заявляет о своем Имане, но утаивает в своем сердце ат-такзиб. Это называется большое лицемерие. Придет разъяснение видов лицемерия, если пожелает Аллах»( «Мадаридж ас-Саликин», 1/346.
Также он сказал: «Разъяснил Коран, что куфр подразделяется:
1. Куфр, происходящий от невежества, заблуждения и следования за предками. Это куфр большинства чьих-либо последователей и простонародья.
2. Куфр отрицания, упрямства и желания противоречить истине. Подобно куфру тех, о ком мы уже упоминали. Большинство из тех, кто попадает в этот вид куфра, это те, кто имеет главенство среди своего кафирского народа, в знаниях или власти, или те, кто обладает среди своего народа имуществом и пропитанием. Одни из них начинают бояться за свою власть, другие же за имущество и преднамеренно выбирают куфр перед Иманом.
3. Куфр И’род – это когда человек не обращает внимания на то, с чем пришел Посланник. Он не любит и не ненавидит его, не относится к нему дружелюбно и не враждует с ним. Напротив, он отворачивается от следования за ним и от вражды к нему.
Последние два вида куфра не признают большинство мутакаллимов, но признают только первый вид. А второй и третий вид куфра они сделали указанием на первый, но не куфром самим по себе. У них куфром является только незнание (об Аллахе и Посланнике).
Тот, кто поразмышляет над Кораном, Сунной, историями пророков, над их общинами, над тем, как они призывали свои общины и что произошло между пророками и их народами, тот убедится в ошибочности высказываний мутакаллимов. Также этот человек поймет, что в основном куфру предыдущих общин сопутствовали убежденность и знание о правдивости их пророков и правильности их призыва и того, с чем они пришли. Коран переполнен известиями о том, что мушрики, поклоняющиеся идолам, признавали Аллаха и то, что Он один является их Господом и Создателем, и что земля и то, что на ней принадлежат Ему. Также они признавали то, что Он является Господом семи небес и великого Трона, что в Его руках власть над всем, что Он повелевает, и никто не повелевает Им, что Он подчинил солнце и луну, ниспосылает дождь и взращивает растения. Коран извещает обо всем этом, доказывает то, что эти люди признавали все это, тем самым подтверждая правдивость того, к чему их призывали их посланники. Как после этого кто-либо может говорить, что эти люди вообще не признавали того, что у них есть Господь и Творец?! Это великая ложь. Поэтому куфр – это больше, чем просто незнание. Напротив, те вещи, на которые они говорят, что это не куфр, являются еще худшим куфром» («Мифтах дар ас-Са’ада», 1/94.).