Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

Деян. 4:12

Главной темой христианского благовестия выступает спасение. Спасение - это широко употребляемое слово, передающее идею избавления от угрозы или беды и достижения безопасности. Благая весть возвещает, что Бог, вызволивший Израиль из рабства, Иону из чрева кита, избавивший псалмопевца от смерти и воинов от гибели в бушующем море (Исх. 15:2; Ион. 2:9; Пс. 114:8; Деян. 27:31), спасает всех, имеющих веру Христову, от греха и его последствий.

Подобно тому, как все эти земные спасения были целиком и полностью деяниями Бога и не являются примером того, как люди спасаются сами с Его помощью, избавление от греха и смерти также придет от Бога. "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас [вера как таковая или спасение наряду с верой], Божий дар" (Еф. 2:8). "У Господа спасение" (Иона 2:9).

От чего же избавляются верующие? От своего прошлого, когда они навлекали на себя гнев Божий, от господства греха и силы смерти (Рим. 1:18; 3:9; 5:21); от своего естественного состояния рабства у мира, плоти и сатаны (Ин. 8:23-24; Рим. 8:7-8; 1 Ин. 5:19); от страхов, порождаемых греховной жизнью (Рим. 8:15; 2 Тим. 1:7; Евр. 2:14-15), а также от множества вредных привычек, которые были частью этой жизни (Еф. 4:17-24; 1 Фес. 4:3-8; Тит. 2:11-3:6).

Как верующие спасаются от всего этого? Через Христа и во Христе. Отец так же заинтересован в прославлении Сына, как Он заинтересован в спасении погибающих (Ин. 5:19-23; Флп. 2:9-11; Кол. 1:15-18; Евр. 1:4-14); так что утверждать, что избранные были предназначены для возлюбленного Христа, Сына, так же верно, как и то, что Христос был предназначен для возлюбленных избранных (Мф. 3:17; 17:5; Кол. 1:13; 3:12; 1 Пет. 1:20; 1 Ин. 4:9-10).

Наше спасение включает в себя, во-первых, Христа, умершего за нас, во-вторых, Христа, живущего в нас (Ин. 15:4; 17:26; Кол. 1:27), и нас, живущих во Христе, соединенных с Ним Его смертью и воскресением (Рим. 6:3-10; Кол. 2:12, 20; 3:1). Этот жизненно важный союз, который поддерживается Духом со стороны Божества и верой с нашей стороны и который сформирован в момент нашего возрождения и посредством его, предполагает наличие заветных отношений в смысле нашего вечного избрания во Христе (Еф. 1:4-6). От века Иисус должен был быть нашим Главой, нашим представителем перед Богом и понести на Себе наш грех (1 Пет. 1:18-20; ср. Мф. 1:21); а мы были избраны для того, чтобы стать призванными, подобными Его образу и прославиться посредством силы Духа (Рим. 8:11, 29-30).

Верующие спасаются от греха и смерти, но с какой целью? С той, чтобы жить во времени и в вечности с любовью к Божеству - Отцу, Сыну и Духу - и своим ближним. Если источником любви к Богу выступает познание Божьей искупительной любви к нам, то свидетельством нашей любви к Богу выступает любовь к ближним (1 Ин. 4:19-21). Если Божьей целью в настоящей и последующей жизни остается намерение выказывать Свою любовь к нам через Христа, то нашей целью должно оставаться неизменное выражение нашей любви к Трем божественным Лицам посредством поклонения Богу и служения Христу. Такая жизнь в любви и поклонении является нашим упованием славы, нашим спасением ныне и нашим счастьем во веки веков.

ИЗБРАНИЕ

БОГ ИЗБИРАЕТ СВОИХ

Ибо Он говорит Моисею: "кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею". Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Рим. 9:15-16

Глагол избирать означает "выбирать" или "отбирать". Библейское учение об избрании состоит в том, что прежде сотворения мира Бог отобрал из рода человеческого, по предведению падшего, тех, кого Он захотел искупить, привести к вере, оправдать и прославить во Христе и посредством Христа (Рим. 8:28-39; Еф. 1:3-14; 2 Фес. 2:13-14; 2 Тим. 1:9-10). Этот божественный отбор есть отражение Его независимой и суверенной благодати, поскольку она ничем не ограничена и ничем не обусловлена, не заслужена никем из тех, на кого она излилась. Бог не обязан благоволить к грешникам, они не достойны ничего, кроме осуждения; вот почему сам факт того, что Он захотел спасти кого-то из нас, является поразительным чудом, достойным бесконечной хвалы и славы; и вдвойне - в связи с тем, что Бог пожертвовал Своим Сыном, отдав Его на крестные муки за грехи избранных (Рим. 8:32).

Учение об избрании, подобно всякой истине о Боге, непостижимо и временами приводит к расхождению во мнениях. Однако в Писании учение об избрании выступает в роли пастырского учения, помогающего христианам понять, сколь велика благодать, спасающая их, и подвигающего их к смирению, доверию, радости, хвале, верности и святости. Вот в чем тайна семейства детей Божьих. Мы в действительности не знаем избранных из числа тех, что еще не уверовали, как не знаем и того, почему по Своей благости Ему было угодно избрать именно нас. Нам известно лишь то, что, во-первых, если бы мы не были предызбраны к вечной жизни, то не были бы верующими (поскольку только избранные приводятся к вере). Во-вторых, как верующие мы можем положиться на то, что Бог завершит в нас то благое дело, которое начал (1 Кор. 1:8-9; Флп. 1:6; 1 Фес. 5:23-24; 2 Тим. 1:12; 4:18). Таким образом, познание избранности порождает утешение и радость.

Петр говорит нам, что мы обязаны стараться "делать твердым [наше] звание и избрание" (2 Пет. 1:10) - то есть несомненным для самих себя. Избрание узнают по его плодам. Павел знал об избранности фессалоникийцев, наблюдая их веру, упование и любовь, внутреннюю и внешнюю перемену в их жизни, которую произвела Благая весть (1 Фес. 1:3-6). Чем больше эти качества, в которых наставляет Петр своих читателей, проявляются в нашей жизни (добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь: 2 Пет. 1:5-7), тем больше мы можем быть уверены в том, что имеем право называться избранными.

Избранные, с одной стороны, являются даром Отца Сыну (Ин. 6:39; 10:29; 17:2, 24). Иисус свидетельствовал, что Он пришел в этот мир, чтобы спасти избранных (Ин. 6:37-40; 10:14-16, 26-29; 15:16; 17:6-26; Еф. 5:25-27), и всякий разговор об этой Его миссии должен подчеркивать данное обстоятельство.

Осуждением называется неизменное решение Бога в отношении тех грешников, которых Он не предызбрал к вечной жизни. Его выбор в этом случае состоит, по существу, в решении не изменять их подобно тому, как суждено измениться избранным, но оставить творить грех, поскольку в сердце своем они желают этого, и в конце концов осудить их за дела, которые они совершили. Когда в тех или иных конкретных обстоятельствах Бог предает их собственным грехам (то есть снимает преграды на пути их греховных помыслов), это само по себе является началом суда. Это называется в Писании "ожесточением" (Рим. 9:18; 11:25; ср. Пс. 80:13; Рим. 1:24, 26, 28) и, несомненно, ведет к отягощению вины этих людей.

Согласно Библии, осуждение грешников - дело совершенно реальное (Рим. 9:14-24; 1 Пет. 2:8), однако это учение напрямую не влияет на поведение христиан. Поскольку мы говорим о христианах, подчеркнем, что нечестивцы безлики, так что не надо пытаться опознавать их. Напротив, мы обязаны жить, веря в то, что любой может обрести спасение, если откликнется на призыв Христа к покаянию и обретет веру Христову.

Всех, кого бы мы ни встретили, мы должны считать потенциальными избранными.

ДЕЙСТВЕННОЕ

ПРИЗВАНИЕ БОГ ПРИБЛИЖАЕТ К СЕБЕ СВОЙ НАРОД

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

2 Фес. 2:13-14

Действенное призвание - это появившийся в XVI веке в английском лексиконе термин, ставший названием X главы Вестминстерского исповедания (1647 г.). Эта глава начиналась так:

Всех, кого Бог предопределил к вечной жизни, и только их, Ему угодно в определенное и соответствующее время призвать Своим Словом и Духом из состояния греха и смерти, в котором они находятся природе, - к благодати и спасению через Иисуса Христа; духовно и спасительно просветить их разум, чтобы они могли понимать дела Божии; взамен каменных их сердец дать сердца плотяные; обновить их волю и Своей всемогущей силой определить их к добру; и действенно привлечь к Иисусу Христу; но так, что они приходят в высшей степени добровольно, ибо Его благодатию соделываются такими, что желают этого.

Здесь говорится о многогранной реальности христианского обращения, включающего просвещение, возрождение, веру и покаяние. Этот феномен рассматривается как суверенное деяние Бога, "направленно" (то есть в индивидуальном порядке, действенно, актуально, конкретно) исполненное силы Святого Духа. Это понятие перекликается с тем, как Павел употребляет слова призывать (в значении "приводить к вере") и призванные (в значении "обращенные") в Рим. 1:6; 8:28, 30; 9:24; 1 Кор. 1:24, 26; 7:18, 21; Гал. 1:15; Еф. 4:1, 4; и 2 Фес. 2:14, и контрастирует с понятием общего, ненаправленного призыва к покаянию, как в Мф. 22:14.

Первородный грех делает всех людей от рождения мертвыми для Бога, неотзывчивыми, однако посредством направленного призыва Бог оживляет мертвых. После того как общий призыв Божий к вере Христовой передан через чтение, проповедь и толкование содержания Библии, Святой Дух просвещает и обновляет сердце избранных грешников так, что они постигают Благую весть, воспринимая ее как истину от Бога, и Бог во Христе становится для них объектом любви и поклонения. Грешники, отныне возрожденные и способные по собственной доброй воле избрать Бога и благо, отвращаются от прежнего образа жизни, чтобы принять Иисуса Христа как Господа и Спасителя и начать новую жизнь с Ним.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

ДУХОВНОЕ РАЗУМЕНИЕ ПРИХОДИТ ОТ ДУХА СВЯТОГО

Наши рекомендации