Творение — учение, утверждающее, что Бог создал всю вселенную из ничего. Вселенная, созданная Богом, чтобы прославить Себя, первоначально была «весьма хороша»

Теистический эволюционизм— теория, согласно которой Бог использовал про-цесс эволюции, чтобы на земле появились все формы жизни.

Телеологический аргумент— доказательство существования Бога, основанное на том, что, поскольку вселенная наглядно демонстрирует порядок и замысел, должен существовать разумный и целенаправленно действующий Бог, Который создал ее функционирующей таким образом.

Телесная вездесущность Христа— в учении, разработанном Мартином Люте-ром с целью обоснования его воззрений на Вечерю Господню, утверждается, что после вознесения человеческая природа Христа присутствует повсюду.

Тело Христа— библейская метафора, обозначающая церковь. Эта метафора используется двумя путями — с одной стороны, она подчеркивает взаимозависи-мость членов тела, с другой стороны, подчеркивает подчинение церкви Христу.

Теория выкупа сатане— воззрение, согласно которому искупление Христа было выкупом, уплаченным сатане, чтобы освободить нас из-под его власти.

Теория двадцатичетырехчасового дня— воззрение, по которому шесть «дней» творения в Быт. 1 следует истолковывать буквально — как дни продолжительно-стью в двадцать четыре часа.

Теория «день — эпоха» — теория творения, в которой утверждается «древность Земли», а дни в Быт. 1 рассматриваются как весьма продолжительные «эпохи» (см. также конкордизм).

Теория «древней Земли»— теория творения, согласно которой возраст Земли составляет около 4,5 млн лет.

Теория идеального времени— то же, что и зрелый креационизм.

Теория кеносиса— теория, по которой Христос, пребывая на земле в виде человека, отказался от некоторых из Своих божественных атрибутов (от греч. κενόω, «опорожнять»).

Теория «литературной канвы»— теория «древности» творения, согласно кото-рой шесть дней в Быт. 1 не отражают хронологическую последовательность событий, а являются «литературным обрамлением», использованным автором для изображения созидательной деятельности Бога.

Теория «молодой Земли»— теория творения, согласно которой Земля отно-сительно молода и ее возраст составляет не более 10—20 тыс. лет.

Теория нравственного воздействия— теория, согласно которой смерть Христа была не расплатой за наши грехи, а всего лишь демонстрацией того, что Бог на-столько любит людей, что готов отождествить Себя с их страданиями вплоть до смерти. Это должно послужить нам примером, рассчитанным на то, чтобы вы-звать у нас благодарный отклик.

Теория примера— воззрение, по которому Христос, совершая искупление, не понес справедливое наказание Бога за наши грехи, а только показал нам при-мер того, как мы должны полностью доверять Богу и подчиняться Его воле, даже если это ведет к смерти.

Теория «пробела»— представление о том, что между Быт. 1:1 и 1:2 имеется разрыв в миллион лет, на протяжении которого Бог осудил первоначальное тво-рение, сделав его «безвидным и пустым», и приступил ко второму творению, изоб-раженному в Быт. 1:3 - 2:3.

Теория эволюции Дарвина— общая теория эволюции (см. также макроэво-люция), названная в честь Чарлза Дарвина, английского натуралиста, который изложил эту теорию в своем труде «Происхождение видов в результате естествен-ного отбора», 1859 г.

Теофания — «явление Бога», в котором Он принимает видимую форму, что-бы показать Себя людям.

Толкование языков — дар Святого Духа, благодаря которому церкви сообща-ется общий смысл высказываний на языках.

Традуцианизм— воззрение, согласно которому ребенок получает душу от ма-тери и отца в момент зачатия.

Трансцендентность— понятие, используемое для определения Бога как су-щества, превосходящего творение и независимого от него.

Трихотомизм— представление о том, что в человеке присутствуют три нача-ла: тело, душа и дух.

Троица— учение о том, что Бог извечно существует в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа, причем каждое из Них безоговорочно является Богом, и этот Бог един.

Убедительное исповедание веры— центральный компонент баптистского воз-зрения на крещение, заключающийся в том, что крестить следует только тех, кто неопровержимо свидетельствует о вере в Христа.

Уверенность в спасении— внутреннее ощущение, основанное на неоспори-мых свидетельствах того, что мы действительно «рождены заново» и останемся христианами до конца своей жизни.

Умилостивление — жертва, которая выдерживает Божий гнев до конца, пре-вращая его тем самым в милость.

Унаследованная вина— представление о том, что Бог считает всех людей ви-новными вследствие грехопадения Адама (называется также первородным гре-хом).

Унаследованный грех— греховная природа, или склонность к греху, прису-щая всем людям вследствие грехопадения Адама (называемого также первород-ным грехом). Из этого представления вытекает, что 1) по своей природе мы пол-ностью лишены духовной добродетели перед Богом; 2) своими делами мы совер-шенно не способны совершать духовное добро перед Богом.

Универсализм— учение, согласно которому все люди будут спасены.

Уничижение Христа— одно из двух «состояний» Христа (другое — возвыше-ние). Состояние уничижения включает четыре аспекта Его работы: воплощение, страдание, смерть и погребение.

Управление — аспект Божьего провидения, указывающий на то, что все дея-ния Бога в мире имеют определенную цель и что Он провиденциально управляет всеми явлениями, чтобы осуществить Свои замыслы.

«Условное бессмертие»— учение, по которому созданные Богом люди могут обрести бессмертие только в том случае, если они признают Христа своим Спа-сителем. Согласно этому учению, те, кто не стал христианином, просто прекра-тят свое существование в момент смерти или во время последнего суда.

Усыновление— деяние Бога, с помощью которого Он делает нас членами Своей семьи.

Учение— в Новом Завете — способность толковать Писание и применять его в жизни.

Учение о совместимости— другое обозначение реформатского воззрения на провидение. Это понятие указывает на то, что абсолютное господство Бога со-вместимо с возможностью свободного человеческого выбора.

Фатализм— концепция, согласно которой человеческий выбор и человечес-кие решения не имеют никакого значения, поскольку все происходит так, как было заранее предначертано. Это мировоззрение являет собой полную противо-положность доктрине избрания, согласно которой у людей есть реальная возмож-ность выбора, за последствия которого они будут нести ответственность.

filioque — латинское выражение «и от Сына», включенное в Никейский сим-вол веры для указания на то, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Полемика, разгоревшаяся по этому доктринальному вопросу, привела к расколу между Западной и Восточной церквами в 1054 г.

Философское богословие— исследование богословских вопросов, осуществ-ляемое методами философского анализа.

Халкидонское онределение— положение, выработанное в 451 г. Халкидон-ским собором, которое рассматривается большинством христианских церквей как ортодоксальное определение библейского учения о личности Христа.

Харизматический— понятие, применяющееся по отношению к любым груп-пам или индивидуумам, ведущим свое историческое происхождение от харизма-тического движения возрождения 1960-х и 1970-х гг. Подобные группы стремят-ся практиковать все духовные дары, упоминаемые в Новом Завете, однако, в от-личие от многих пятидесятнических конфессий, допускают различные точки зрения на то, происходит ли крещение Святым Духом после обращения и явля-ются ли языки знаком крещения в Святом Духе.

Наши рекомендации