Что заключает понятие «consensuspartum»?

В этом случае может возникнуть еще один вопрос: как же отличить в творениях отцов ту часть, которая имеет действительный авторитет, от частных мнений и отдельных высказываний, которые такого авторитета не имеют? Ответом на этот вопрос может быть понятие, имеющее большое значение в православном богословии, — согласие отцов — ^nsensus patrum.

Творения отцов известный русский мыслитель прошлого века Ив. Киреевский назвал «известием очевидцев» о той стране духовной истины, которую не всякий может изучить непосредственно. Даже путем простого сравнения этих «известий» — высказываний отцов — нетрудно отличить их согласие в главном, показывающее единство восприятия и понимания духовной истины, от высказываний, неправильно понимаемых или недостаточно ясно выраженных самим писателем. «Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа» (св. И. Дамаскин).

«Согласие отцов» по какому-либо богословскому вопросу всегда есть положение, с которым богослов должен считаться, если остается верным традициям Православной Церкви. Ибо, по словам блаж. Августина, «кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви»

9) Курсы патрологии.

В России такие издания и курсы имели место при духовных академиях. Из курсов на русском языке можно указать следующие.

«Историческое учение об отцах Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского), 3 тома. Издание вышло в середине XIX века и во многом устарело. Но принципиальные установки автора сохраняют свое значение. Автора с полным основанием можно считать первым русским патрологом.

«Конспект лекций по патрологии» проф. Московской духовной академии И. В. Попова. Лекции охватывают творения отцов первых четырех веков. В основном сохраняют свое достоинство.

«Восточные отцы IV века» и «Византийские отцы V - VIII веков» — два тома лекций, прочитанных в 30-е гг. в Парижском богословском институте прот. Г.В. Флоровским.

10)Периоды патрологической науки.

1) доникейский период (до I-го Вселенского Собора), т.е. первые три века христианства;

2) период Вселенских Соборов, с IV по VIII в.;

3) период после Вселенских Соборов, начиная с IX в.

11)Перечень сочинений, относящихся к периоду «мужей апостольских».

1. Послания к Коринфянам св. Климента Римского.

2. Послания св. Игнатия Богоносца.

3. Послание св. Поликарпа Смирнского.

4. "Учение двенадцати апостолов" (кратко: "Дидахи").

5. Послание Варнавы.

6. «Пастырь» Ерма.

12)Определение понятия «мужи апостольские».

Мужами или отцами апостольскими (Патрес Апостолици — Patres Apostolici) принято называть авторов древнейших (после священных книг Нового Завета) произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками апостолов.

13)Краткая история жизни св. Климента Римского.

Святой Климент, по более-менее установленным данным, — третий после апостолов епископ Римский, занимал кафедру с 92 по 101 г. Он проповедовал Евангелие не только в Италии, но и на юге Галлии. По приказанию императора Траяна был схвачен и отправлен на тяжелые работы в каменоломнях Крыма, где продолжал апостольские труды — строил храмы, крестил ссыльных, за что был брошен с камнем на шее в Черное море. Мощи его были обретены и положены в храме свв. Двенадцати апостолов в Херсонесе. Просветитель славян св. Кирилл перенес часть их в Рим, а другую часть св. митроп. Михаил и св. кн. Владимир положили в Десятинной церкви в Киеве. Во время татарского нашествия 1240 г. мощи св. Климента погибли в пожаре.

14)Употребление и авторитет сочинения св. Климента Римского «1-е послание к Коринфяном».

Нет оснований сомневаться в принадлежности этого произведения св.Клименту. Об авторстве св. Климента свидетельствуют такие писатели, как св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский и др. С именем св. Климента это послание встречается в некоторых древних кодексах Нового Завета, так как в Древней Церкви оно включалось в списки новозаветных священных книг и наряду с ними читалось на воскресных церковных собраниях. Епископ Коринфский Дионисий (ок. 170 г.) сообщал, что в его время оно читалось на богослужениях. А Евсевий пишет: «Под именем Климента известно одно признанное всеми послание, великое и удивительное... Нам известно, что оно было читаемо всенародно — как прежде в весьма многих церквах, так и ныне у нас» (Церк. Ист. III, 16). Это говорит о высоком авторитете послания.

15)Повод к написанию и основное содержание сочинения св. Климента Римского.

Написано Первое послание св. Климента, по-видимому, в царствование Нервы (96 - 98 гг.). Поводом для него явились беспорядки в Коринфской Церкви, может быть, подобные тем, о которых писал св. ап. Павел. Отдельные члены общины перестали повиноваться законным пресвитерам и удалялись от общения с ними.

Содержание. Послание св. Климента состоит из 63 глав. Разделить его можно на две части. Первая часть — нравоучительная (гл. 4-36) — представляет собой ряд общих нравственных увещаний, клонящихся к осуждению коринфской распри и восхвалению добродетелей (смирения и послушания), необходимых для сохранения церковного мира и единства. Во второй части (гл. 37-59, §1) — догматико-исторической — решается вопрос о необходимости определенного церковного устройства, в частности, иерархии.

16)Понятие о «Воле Божией» в сочинении св. Климента Римского.

В учении о Боге св. Климент особенно оттеняет понятие воли Божией. Воля Божия царит над всем мирозданием и выражается в единстве и гармонии природы. Св. Климент дает в гл. 20 художественное описание этой гармонии. Воля Божия, создавая гармонию во внешней природе, требует в мире нравственном послушания себе. При исполнении этого требования достигается и здесь та же гармония, что и в мире материальном. В христианском обществе эта воля требует подчинения определенному устройству и чину. В личной жизни христианина это подчинение воле Божией рождает смирение, которое должно быть преобладающим настроением христианина всю жизнь. Святость воли Божией, наконец, обеспечивает будущее воздаяние и блаженство праведных.

17)Раскрытие истины Воскресения плоти в сочинении св. Климента Римского.

Царь будущего суда и воздаяний часто возникает пред его умственным взором. Касается св. Климент и загробной жизни. Праведные (апп. Петр и Павел) по кончине идут в «святое место» (гл. 5) и оттуда явятся при открытии Царства Божия (гл. 50). Но особенно раскрывает св. Климент истину воскресения плоти (гл. 24-26) и в доказательство указывает не только на воскресение Христа и свидетельства Священного Писания, но и на явления природы, каковы смена дня и ночи, произрастания растение из согнивающих семян и, наконец, приводит сказание о птице Феникс, живущей («только одна») в Аравии 500 лет. По смерти птицы из согнивающего тела рождается червь, который оперяется и затем относит гнездо с костями предка в Илиополь египетский на жертвенник Солнца (гл. 25). Св. Климент учит о близости пришествия Христа в полном согласии с оживленными ожиданиями первого века

18)Краткие сведения из жизни св. Игнатия Богоносца и дошедшие до нас сочинения.

Св. Игнатий Богоносец, третий после апостола Петра епископ Антиохийский, пострадал при императоре Траяне. Кроме его осуждения и мученической кончины, достоверных сведений о нем почти не сохранилось. Осужденный на мучение св. Игнатий был отвезен в Рим, где в 107 г. на арене цирка был растерзан зверями. Останки его собрали верующие и отвезли в Антиохию, где они хранились до нашествия персов, когда их увезли в Рим. Ныне они хранятся в церкви св. Климента.

Путешествие св. Игнатия «в узах» — «связанного за Христа» (Рим. I) — в Рим продолжалось довольно долго. В пути делались продолжительные остановки, во время которых к св. Игнатию допускались посланники от христиан разных малоазийских городов. В это время св. Игнатий написал семь сохранившихся посланий: четыре из Смирны (к Римлянам, Ефесянам, Магнезийцам и Траллийцам) и три из Троады (к Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу, еп. Смирнскому).

Послания св. Игнатия сохранились в двух, а отдельные даже в трех рецензиях. В настоящее время подлинной считается «средняя» (по величине текста) рецензия. Св. Игнатию приписывалось и несколько других посланий, в том числе послания к св. Иоанну Богослову и Пресвятой Деве Марии. Поскольку послания св. Игнатия не датированы и против подлинности его мученических актов имеются возражения, время составления его посланий и год смерти определяют приблизительно (от 100 г. и далее).

Отдельные подробности о жизни св. Игнатия имеются у Оригена, Евсевия Кесарийского, блаж. Иеронима, св. Иоанна Златоуста и в более поздних житиях и исторических хрониках.

Послание св. Игнатия

Содержание. Все послания св. Игнатия имеют подробные надписания. Все оканчиваются обычными приветствиями, причем, в посланиях, написанных из Смирны, св. Игнатий просит молитв за себя и Церковь Сирийскую, а в посланиях, написанных из Троады, по получении известия о прекращении гонений в Антиохии, просит отправить вестника в Антиохию, чтобы сорадоваться наступлению мира, а также благодарит за оказанный ему и антиохийским вестникам прием.

Так как послания св. Игнатия написаны при одинаковых обстоятельствах, то и содержание их в общем сходно, за исключением посланий к Римлянам и св. Поликарпу. Исходным пунктом обычно является похвала Церкви и ее епископу. После этих похвал св. Игнатий со смирением заявляет, что пишет не из притязаний на авторитетное учительство, а по любви и ради предостережения верующих. Далее следуют увещания. Они трех родов. Прежде всего, св. Игнатий увещает верующих заботиться о единении и согласии с епископом, повиноваться ему, как Господу, и ничего не делать без него. При этом он указывает, что только в таком церковном единении возможно соединение с Богом и что отделение от епископа есть признак пагубной гордости. Второе увещание — бегать еретиков, не иудействовать, ибо Евангелие выше Ветхого Завета, и признавать истинное рождение, смерть и воскресение Христа, в каковом только случае и имеют смысл страдания св. Игнатия. Ефесяне при этом восхваляются за решительное удаление от еретиков. Третье увещание — общего нравственного характера, а именно: хранить веру и любовь, являя себя христианами не на словах только, но и в делах, подражая делам Господа.

19)Сведения о послании к «Ефесяном» св. Игнатия Антиохийского . Послание к Ефесянам — самое большое из посланий св. Игнатия — содержит еще ряд мыслей, помимо указанных. Здесь, после увещания бегать еретиков, решается вопрос об отношении к внешнему языческому миру, причем рекомендуется молиться за язычников, быть смиренномудрыми и кроткими по отношении к ним и ввиду близости кончины мира полагать всю жизнь свою в Господе

20)Содержание послания к «Римляном» св. Игнатия Богоносца и стиль его сочинений.

Все послания св. Игнатия имеют подробные надписания. Все оканчиваются

обычными приветствиями, причем, в посланиях, написанных из Смирны, св. Игнатий просит молитв за себя и Церковь Сирийскую, а в посланиях, написанных из Троады, по получении известия о прекращении гонений в Антиохии, просит отправить вестника в Антиохию, чтобы сорадоваться наступлению мира, а также благодарит за оказанный ему и антиохийским вестникам прием.\

Стиль св. Игнатия. Как видно из послания к Римлянам, св. Игнатий писал свои послания в

состоянии необыкновенного возбуждения. Он горел духом в ожидании мученического венца и бесконечно рад был подражать «страданиям Бога своего» в надежде воскресения. При таком душевном настроении ему особенно больно было слышать о распространении лжеучения, которое отрицало и плоть, и страдания Христовы, и воскресение мертвых, и святейшую Евхаристию — это необходимое условие вечной жизни. Здесь он видел великую опасность для Церкви. Это еще больше увеличивало возбуждение его духа. Отсюда и стиль его отличается необыкновенной энергией и напряженностью.

Наши рекомендации