Билет 23. Особенности конфессиональных позиций по вопросу о соотношении Церкви и государства
На европ. Западе в лоне Католич. Церкви в Средневековье, не без влияния творения блаж. Августина «О граде Божием» сложилась доктрина «2 мечей» согласно к-рой обе власти, церковная и гос., одна непосредственно, а др. опосредованно, восходят к Римск. епископу. Светские государи в средневек. Риме считались вассалами папы; папы усваивали себе тогда право не только короновать императоров и королей, но и лишать их престолов. Развитию католич. доктрины о светском принципате пап, об их абсолют. церковн. и светской власти способствовало то, что 1-й средневековый император Запада Карл Великий, в отличие от визант. василевсов, не был прямым преемником Римск. императоров и император. корону получил от папы, к-рый в его лице 1 из многих «варварских» королей даровал титул императора Рима.
Притязания пап натолкнулись на сопротивление светских государей-императоров, особенно упорное со стороны Генриха IV, вступившего в противоборство с папой Григорием VII, окончившееся поражением, а также королей, мелких феодальных князей, вольных городов. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями был интердикт, запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Но в отстаивании своего приоритета папы и католич. епископы прибегали и прямо к материальным средствам, к применению вооруженной силы. В результате Католич. Церковь этатизировалась. Папы были полновластными монархами над значительной частью Италии - Папской областью, остатком к-рой явл-ся соврем. Ватикан; многие епископы, в особенности в феодально раздробленной Германии, были князьями, имевшими гос. юрисдикцию на своей территории, свои правительства, свои войска, к-рыми они предводительствовали в многочисл. войнах с др. епископами, с герцогами и маркграфами, с вольными городами и королями, с императорами.
Реформация не оставила почвы для сохранения гос. власти папы и католич. епископов на территории реформированных стран. В 17-19 вв. и в католич. странах правовые условия изменились настолько, что на практике Католич. Церковь устранена была от бремени гос. власти.
Но, помимо гос-ва Ватикан, остатком средневек. доктрины «2 мечей» остается стремление Римск. курии заключать с гос-ми, на территории к-рых находятся католич. общины, договоры в форме конкордатов; вследствие этого правовой статус католич. общин регулируется в этих странах уже не одними внутр. законами гос-ва, а и междунар. правом, ибо конкордаты относятся к области междунар. права.
В странах, где Реформация победила, а в 17-19 вв. также и в нек-рых католич. странах, в гос.-церковн. взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть к-рого заключается в полном гос. суверенитете на гос. территории, в том числе и над находящимися на ней религиозн. общинами. Девизом этой системы взаимоотношений стали слова: «чья власть, того и религия»; при последовательном своем осуществлении эта система подразумевает удаление, изгнание из гос-ва приверженцев иного вероисповедания, чем носитель высшей гос. власти (в ходе Реформации и контрреформации изгнания и даже избиения иноверцев предпринимались не раз); но в жизни прочно утвердилась смягченная форма осуществления этого принципа - гос. церковность, когда религиозн. община, к к-рой принадлежит государь, официально именуемый главой Церкви, обыкновенно составляющая большинство населения, пользуется преимуществом гос. Церкви, а права иных религиозн. общин оказываются ограниченными, урезанными. Сочетание элементов этой системы церковно-гос. взаимоотношений с остатками традиционной, унаследованной от Византии симфонии, составило своеобразие правового статуса Правосл. Церкви в России синодальной эпохи.
В поликонфессиональных гос-вах система гос. церковности не может быть органичной, т.к. она предполагает зависимость прав граждан от их вероисповедания. В США (многоконфессиональное гос-во) утвердился принцип отделения Церкви от гос-ва, к-рый предполагает обоюдное невмешательство в дела друг друга; свободу и независимость религиозн. общин; нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер гос-ва. Впрочем, абсолютный нейтралитет едва ли достижим. Всякому гос-ву приходится считаться с реальным религиозн. составом своего населения. Ни 1 христиан. деноминация в отдельности не составляет большинства в США; но решительное большинство в них составляют все-таки именно христиане. Отсюда и присяга Президента на Библии, отсюда и официальный день отдыха - в воскресенье.
У принципа отделения Церкви от гос-ва есть и иная генеалогия. На европ. континенте он явился результатом антицерковной борьбы, хорошо известной из истории франц. революций. Когда Церковь отделяется от гос-ва не ввиду поликонфессиональности населения страны, а потому что гос-во связывает себя с той или иной антихристиан. либо прямо антирелигиозн. идеологией, то уже нет возможности говорить о нейтралитете такого гос-ва, о его светском характере. Для Церкви это влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию или прямые гонения. История 20 в. явила в разных странах мира много роковых примеров антицерковн. политики правительств, к-рая самый сильный удар наносила по самому гос-ву, ибо, несмотря на свой материальный, земной характер, гос-во все-таки значительно более хрупко, чем Церковь, о к-рой Господь Иисус Христос неложно обетовал, что «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Ряд соврем. гос-в - Великобритания, Швеция, Дания, Греция (это лишь отдельные примеры) - сохраняют гос. церковность - причем нек-рые из них имеют не 1 гос. Церковь: в ФРГ – Католич. и Евангелич. Церкви, в Финляндии – Лютеран. и Правосл. - пользуются одинаково гос. статусом. Др. гос-ва, и их со временем становится все больше (США, Франция, Польша) свои отношения с религиозн. общинами строят на принципе отделения. На практике реальное положение религиозн. общин в большинстве из этих стран немногим различается в зависимости от того, отделены или не отделены они от гос-ва. В нек-рых странах, где Церкви сохраняют гос. статус, на практике он сводится к тому, что, наряду с регистрацией актов гражд. состояния, производимой гос. административными органами, признается гражданско-правовая действительность записей в метриках, сделанных при крещении новорожденных, или действительность брака, заключенного через церковн. венчание, и еще к взиманию налогов на содержание Церкви через гос. акцизные учреждения, но при этом отказ в уплате такого налога не имеет никаких правовых последствий для заявившего об этом лица. А во внутрицерковн. дела не вмешиваются на легальной основе ныне большинство правительств и в гос-вах, сохраняющих связь с Церковью. Но с др. стороны, помимо обязательной принадлежности главы гос-ва при монархическом правлении к конфессии, имеющей гос. статус, в наше время и гос. власть в такой стране часто ничем иным не ограничивается со стороны Церкви. В наше время реальное положение Церквей в ряде случаев определяется политикой правительства по отношению к религии.
Свое служение Богу и людям Правосл. Церковь совершает ныне в разных странах; в одних она представляет собой национальное вероисповедание (Греция, Румыния, Болгария), в др., многонациональных, религию национального большинства (Россия), в третьих принадлежащие к ней лица составляют религиозн. меньшинство, живущее в окружении либо инославных христиан (США, Польша, Финляндия), либо иноверцев (Сирия, Турция, Япония). В одних, немногочисленных странах, Правосл. Церковь имеет статус гос. религии (в Греции, в Финляндии), в др. она отделена от гос-ва. Различаются и конкретные правовые и политич. условия, в к-рых живут поместные Правосл. Церкви. Но все они, опираясь как в своем внутр. устройстве, так и в своем отношении к гос. власти на заповеди Христа, на учение апостолов, на святые каноны, на 2000летний историч. опыт христианства, в любых условиях находят возможности для исполнения своих богозаповеданных целей и тем обнаруживают свою неотмирную природу, свое небесное, Божеств. происхождение.
Радикальная Реформация и светская власть (анабаптизм).
Радикальная Реформация воспринимала Церковь как «альтернативное общество» в рамках основного течения европ. культуры 16 в. Точно так, как доконстантиновская Церковь существовала в Римск. империи, но отказывалась подчиняться ее законам, радикальная Реформация представляла себе свое существование параллельным и независимым относительно основной историч. среды 16 в. Для радикала Менно Симонса Церковь была «собранием праведных», находящимся во враждебных отношениях с миром. Это понятие Церкви как верного остатка, противостоящего миру, соответствовало анабаптистскому опыту преследований силами антихриста, олицетворенными магистратами.
Радикал. Реформация враждебно относилась к принуждению и ратовала за политику непротивления. Можно привести исключения из этого правила: напр., Валтасар Губмайер считал методы принуждения, используемые правительством (война и смертная казнь), своего рода необходимым злом и полагал, что христиане могут занимать посты в магистрате, не поступаясь своим целомудрием. Но такой взгляд не был типичным для анабаптизма в целом. Представители этого направления считали, что клятвы, принуждение и власть магистрата были чем-то сатанинским. Яков Хуттер придал этой аполитичной позиции богослов. обоснование обращением к примеру Христа: «Как все могут видеть, у нас нет физического оружия, такого, как копья или мушкеты. Мы стремимся показать своими словами и делами, что являемся истинными последователями Христа». Ганс Денк, приводя в пример кротость Христа и Его молчание перед обвинителями, объявил, что «физическая сила не явл-ся Божеств. качеством».
Наиб. ясное утверждение общего анабаптист. отношения к светской власти можно найти в Шлейтхеймском Исповедании (1527), 6 и 7 главы к-рого объясняют и оправдывают политику невмешательства в светские дела и непротивления светской власти. Принуждение находится «вне совершенства Христова» (т.е. вне радикальной общины); внутри же общины нет места физической силе.
«Бог установил место мечу вне совершенства Христова… Христианину не должно служить в магистрате по следующ. причинам. Правительство магистратуры явл-ся таковым по плоти, а христианин явл-ся таковым по духу. Их дома расположены в этом мире, а дом христианина - на небесах; их гражданство принадлежит этому миру, а гражданство христианина - на небесах: их оружие явл-ся физическим и направлено против плоти, а оружие христианина явл-ся духовным, направленным против ухищрений дьявола. Земляне вооружены сталью и железом, но христианин вооружен оружием Божиим, с истиной, праведностью, миром, верой, спасением и словом Божиим».
Анабаптисты поддерживали дисциплину в своих общинах посредством «обучения» - исключения членов Церкви из анабаптист. конгрегаций. Это дисциплинарное средство рассматривалось как существенная часть истинной Церкви. Одной из причин радикального отделения анабаптистов от Церквей основного течения (практики, к-рая продолжается по сей день среди меннонитов амишей графства Ланкастер, штат Пенсильвания) явл-ся неспособность этих Церквей поддерживать дисциплину в своих рядах. Шлейтхеймское Исповедание основывает свою доктрину обучения на словах Христа, как они записаны в Мф. 18. 15-20: «Обучение используется в отношении всех, кто отдался Господу, чтобы ходить путями Его, и был крещен в единое Тело Христово, и называются братьями и сестрами, но кто однажды нечаянно впал в заблуждение или грех. Таких людей следует дважды предостеречь тайно, в 3-й раз их осудить публично или отлучить в соответствии с повелением Христовым».
Действие отлучения должно было быть одновременно сдерживающим и исправительным, давая стимул тем, кто находился под отлучением, изменить свой образ жизни и предостерегая др. от повторения их греха. Польский Раковийский Катехизис приводит 5 причин для поддержания суровой дисциплины в анабаптист. общинах, большинство из к-рых отражают их политику коренного отделения:
1. Чтобы падший член Церкви исцелился и вновь вернулся в общение с Церковью.
2. Чтобы предостеречь др. от совершения того же нарушения.
3. Чтобы избавить Церковь от возмущений и беспорядков.
4. Чтобы не навлечь на Слово Божие дурную славу вне конгрегации.
5. Чтобы избавить славу Божию от осквернения.
Несмотря на свои пастырские намерения, «отлучение» часто истолковывался как полное прекращение социальных контактов как с самим запрещенным, так и с членами его семьи.
В то время, как радикалы со своими строгими взглядами на членство в Церкви не признавали компромиссов с гос. или городскими властями, магистерские реформаторы зависели именно от таких компромиссов. Действительно, сама фраза «магистерская Реформация» указывает на близкое сотрудничество реформатора и магистрата в проповеди и защите Реформации.
Мы уже указывали на растущую власть светских правительств по всей Европе в начале 16 в. Болонийский Конкордат, напр., предоставил франц. королю право назначать высшее духовенство франц. Церкви. Господство католич. Церкви во Франции и Испании поддерживалось, в 1-ю очередь, в гос. интересах.
Политич. реалии начала 16 в. требовали аналогичной связи между гос-ми или городами и Церквами протестант. Реформации. Социальные взгляды радикальных конгрегаций и мыслителей были столь угрожающими и дестабилизирующими, что они были постепенно вытеснены из городов в сельскую местность и лишены какой бы то ни было политич. или социальной власти. Напр., 39 Статей (1571), в к-рых излагались принципы управления реформированной Церковью Англии в царствование Елизаветы I, особо оговаривали, что «законы королевства могут карать христиан смертной казнью за гнусные и вопиющие преступления. Для христиан законно, по приказу магистрата, брать в руки оружие и участвовать в войнах» (ст.37). Таким образом, анабаптист. позиция совершенно исключалась. В этом гос. Церковь Англии следовала схеме, к-рая действовала во всей Европе.
Но не следует думать, что магистерские реформаторы были марионетками: их понимание роли городских или гос. властей в реформировании Церкви отражает их богослов. представления. Ниже мы рассмотрим политич. взгляды 4 ведущих магистерских реформаторов: Лютера, Цвингли, Букера и Кальвина.