Исследование пятое: Возрастание и уменьшение Имана
Ахлю Сунна ва аль-Джама’а единогласны в том, что Иман возрастает и уменьшается. Он возрастает при подчинении, а уменьшается при ослушании. На это они привели множество доказательств, в частности, в шести местах Корана есть ясное указание на возрастание Имана:
Сказал Всевышний Аллах: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!»» («Семейство Имрана», 173).
Также Он сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых возрастает, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» («Трофеи», 2).
А также: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера возросла от этого?». Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого возрастает и они радуются» («Покаяние», 124).
А также: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это то, что обещали нам Аллах и Его посланник. Аллах и Его посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность» («Сонмы», 22).
А также: «Он - Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера возросла. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах Знающий, Мудрый» («Победа», 4).
А также: «… чтобы удостоверились те, кому было даровано писание, и чтобы возросла вера верующих» («Завернувшийся», 31).
«Это шесть мест из Книги Аллаха Всевышнего. В них Всевышний ясно указал на возрастание Имана. Эти аяты являются самыми ясными и очевидными доказательствами возрастания Имана. Более того, нет более сильных доказательств на это» («Возрастание и уменьшение Имана», стр.39).
Был спрошен Суфьян бин ‘Уейна: «Возрастает ли и уменьшается Иман?» На что он ответил: «Разве вы не читаете: «Однако это лишь приумножило их веру», «Мы увеличили их приверженность прямому пути»во многих местах Корана?»[46]. Его спросили: «А где довод на его уменьшение?» На что он ответил: «А разве то, что возрастает, не уменьшается?» («аш-Шари’а» аль-Аджури 2/605 № 240, «аль-Ибана», Ибн Батта 2/850 № 1142).
Имеется в виду, что Коран указал на возрастание Имана ясно, а на его уменьшение косвенно. Так как каждая вещь, которая возрастает, также уменьшается.
Что касается Сунны, то в ней пришло ясное указание на уменьшение Имана. Передали имамы аль-Бухари и Муслим со слов Абу Са’ида аль-Худри, сказавшего: «Направился посланник Аллаха ﷺ в день одного из праздников к месту молитвы. По пути ему встретились женщины, и он обратился к ним: «О, женщины, раздавайте милостыню! Воистину, мне было показано, что вы являетесь наибольшими обитателями Огня». Они сказали: «А почему так, о, посланник Аллаха?». Он ответил: «Вы много проклинаете и проявляете куфр по отношению к своим мужьям. Я не видел никого, кто мог бы лишить рассудка благоразумного мужчину, чем вы, хотя вы являетесь теми, чей ум и религия уменьшены (то есть неполноценны)». Они спросили: «В чем же недостаток наших умов и религии, о, посланник Аллаха». Он ответил: «А разве свидетельство женщины не равняется половине свидетельства мужчины?». Они ответили: «Конечно». Он сказал: «Это недостаток вашего разума. А разве, когда у вас месячные, вы не перестаете молиться и поститься?» Они ответили: «Конечно». Он сказал: «Это недостаток вашей религии» (аль-Бухари, 304, Муслим, 80.
Также пришли его ﷺ слова в хадисе о заступничестве: «Выйдет из Огня тот, кто произнес слова «Нет божества, кроме Аллаха» и в его сердце было благо на вес ячменного зернышка. Также выйдет из Огня тот, кто произнес слова «Нет божества, кроме Аллаха и в его сердце было благо на вес пшеничного зернышка. Также выйдет из Огня тот, кто произнес слова «Нет божества, кроме Аллаха» и в его сердце было благо на вес пылинки» (аль-Бухари, 44, Муслим, 193). Это ясное указание на наличие различия и превосходства в Имане.
Есть еще множество доводов, на которые опираются Ахлю Сунна в своем единогласии о том, что Иман возрастает и уменьшается.
Сказал Ибн Батта, да помилует его Аллах: «Знайте же, да помилует вас Аллах, что Всевышний Аллах дал превосходство Иману того, кому предшествовала милость Аллаха в Его Книге, и кого Он пожелал осчастливить. Также Он сделал верующих превосходящими друг друга в Имане и сделал одних из них выше степенью, чем другие. Затем Он сделал их Иман возрастающим и усиливающимся при познании и подчинении и уменьшающимся и ослабленным при беспечности и грехах. Об этом было ниспослано в Книге, упомянуто в Сунне и на этом единогласно сошлись имамы Уммы. Не отрицает это и не противоречит этому никто, кроме поганых мурджиитов, чьи сердца больны, а взоры уклонились. С ними поиграли их братья шайтаны. Они являются теми, о которых сказал Всевышний Аллах:«А в своих братьях они (шайтаны) усиливают заблуждение, после чего они не останавливаются»[47].
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Достоверно пришло от сподвижников, что Иман возрастает и уменьшается и это также мнение имамов Ахлю Сунны. Ибн Мубарак говорил: « Он возрастает и изменяется» и он воздерживался от слова «уменьшается». О том, что Иман уменьшается, от имама Малика пришло два мнения. Но ведь Коран сообщил нам ни в одном месте о его возрастании, а также тексты указали на его уменьшение. Наподобие слов пророка ﷺ: «Не является верующим прелюбодей, когда прелюбодействует» (аль-Бухари, 2475, Муслим, 57) и т.д. Однако именно это слово «уменьшение» пришло только в хадисе относительно женщин: «чей ум и Религия уменьшены». Он сделал уменьшением их Религии то, что когда у них происходят месячные циклы, они не молятся и не постятся. Этот хадис привели многие имамы как доказательство того, что Иман уменьшается. Это потому, что основа Ахлю Сунны в этом вопросе состоит в том, что Иман человека изменяется по двум причинам: по приказу Господа и посредством поступков раба» (маджму фатава 13/51.).
Также он сказал: « Некоторые факихи, последователи таби’инов, были не согласны с тем, что Иман уменьшается. Потому что они нашли в Коране упоминание о возрастании и не нашли упоминания об уменьшении. И это одно из мнений имама Малика. Второе же его мнение, которое является известным у его последователей, это то, что Иман возрастает и уменьшается. Некоторые из них предпочли выражение «различается» выражению «возрастает и уменьшается», сказав: «Иман различается и изменяется». Подобное передается от Ибн Мубарака. Говоря подобное, их намерением был отказ от выражений, в которых есть разногласие к выражениям, в наличии которых нет сомнения» (маджму фатава 7/506).
Здесь я замечу, что, напротив, пришел от Ибн Мубарака ясный текст, в котором он использовал выражение «возрастает и уменьшается». Как это передал аль-Наджад от ‘Али бин Хасана бин Шакика, сказавшего: «Я слышал, как ‘Абдулла бин Мубарак говорил: «Иман – слова и дела, возрастает и уменьшается» («Муснад», автор Исхак бин Рахавейхи 2/670, стр.125).
Имеется в виду, что саляфы из числа сподвижников, таби’инов и имамов были единогласны в том, что Иман возрастает и уменьшается.
Их высказывания по этому поводу:
1. Сказал Му’аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах: «Садись с нами, уверуем часик, то есть помянем Аллаха Всевышнего»[48].
2. Сказал Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «О, Аллах, добавь нам Имана, убежденности и понимания»[49].
3. Сказал Джундуб бин ‘Абдулла аль-Баджли, да будет доволен им Аллах: «Мы были возле пророка ﷺ, когда были юношами. Он обучал нас Иману прежде, чем мы начали изучать Коран. Потом мы стали изучать Коран и по его причине наш Иман возрос»[50].
4. Сказал ‘Умейр бин Хабиб, да будет доволен им Аллах: «Иман возрастает и уменьшается». У него спросили: «Каким образом он возрастает и уменьшается?». Он ответил: «Когда мы поминаем Аллаха, восхваляем Его и трепещем перед Ним – это возрастание Имана, а когда мы проявляем беспечность и расточительство – это его уменьшение»
Это ясный текст, утверждающий возрастание и уменьшение Имана. Поэтому сказал Ибн аль-Коййим, да помилует его Аллах: «Самая ранняя передача от сподвижников о возрастании и уменьшении Имана была от ‘Умейра бин Хабиба аль-Хатми, потом он привел предание, передаваемое имамом Ахмадом, да помилует его Аллах[51].
5. Сказал ‘Абд ар-Раззак ас-Сан’ани, да помилует его Аллах: «Я слышал как Ма’мар, Суфьян ас-Саури, Малик бин Анас, Ибн Джурейдж и Суфьян бин ‘Уейна говорили: «Иман – слова и дела, возрастает и уменьшается»»[52].
6. Сказал Суфьян бин ‘Уейна, да помилует его Аллах: «Иман – слова и дела, возрастает и уменьшается». Его брат Ибрахим бин ‘Уейна сказал ему: «О, Абу Мухаммад, ты сказал: «Уменьшается»?» Он ответил: «Замолчи о, мальчик. Конечно, уменьшается до тех пор, пока от него не останется ничего»[53].
7. Сказал имам Ахмад, да помилует его Аллах: «Иман – слова и дела, возрастает и уменьшается»[54].