И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам

Деян. 1:26

Хотя Евангелия называют одних и тех же людей "учениками" и "апостолами" (Мк. 3:7, 14, 20), эти понятия не представляют собой синонимов. Слово ученик означает "учащийся", "питомец"; апостол же означает "посланник", "представитель", то есть полномочный представитель пославшего. "Двенадцать Апостолов Агнца" (Отк. 21:14), в отличие от апостолов (В Синодальном переводе "посланников". - Примеч. перев.) церквей (2 Кор. 8:23) и остальных учеников Иисуса, были избраны и посланы Иисусом (Мк. 3:14) так же, как и Он Сам, "Апостол (В Синодальном переводе "Посланник". - Примеч. перев.)... исповедания нашего" (Евр. 3:1), был избран и послан Отцом (1 Пет. 1:20). Отвергающий Иисуса отвергает Отца, а отвергающий апостолов отвергает Иисуса (Лк. 10:16).

Новый Завет изображает апостолов людьми, несущими Благую весть, насаждающими церкви (то есть совершающими обход общин) и действующими (подобно Самому Иисусу, исполнявшему эту тройную функцию в период земного служения) пастырями. Как Иисус говорил не от Себя, но по поручению Отца (Ин. 12:49-50; 14:24), так и апостолы говорят не от себя, но по поручению Христа (1 Фес. 2:13; 2 Фес. 3:6; ср. 1 Кор. 2:12-13; 14:37).

В Книге Деяний (1:15-26) описывается церковь перед днем Пятидесятницы и ученики Иисуса, просящие в молитве указать им по жребию, кого поставить на место Иуды. Была ли тогдашняя церковь права, избирая апостолов подобным образом, и был ли Павел тринадцатым апостолом Христа, и намеревался ли Христос заменить Иуду Павлом, и не было ли избрание Матфия ошибкой - понять это из Книги Деяний не представляется возможным; Лука, по всей видимости, и сам не знал этого. Павел, "апостол язычников" (Рим. 11:13; Гал. 2:8), именовавший себя апостолом во вступлении к большинству своих посланий, настаивал на этом, поскольку он видел Христа на Дамасской дороге и был призван Им к этому служению (Деян. 26:16-18). Он говорил, что был подлинным свидетелем Иисусова воскресения (каким всякий апостол должен быть, Деян. 1:21-22; 10:41-42), как и все другие апостолы. Иаков, Петр и Иоанн приняли Павла в апостольское общение (Гал. 2:9), и Бог утвердил его в этом положении, дав полномочия апостольства (творить знамения и чудеса, 2 Кор. 12:12; Евр. 2:3-4) и плодотворное служение (1 Кор. 9:2).

Апостолы были посланниками Божьего откровения истин, которым предстояло стать христианским уставом веры и жизни. Как таковые, а также через назначение их Христом Своими полномочными представителями (2 Кор. 10:8; 13:10), апостолы пользовались уникальной и официальной властью в зарождающейся Церкви. В наше время апостолов нет, хотя есть христиане, которые несут служение, в некотором смысле подобное апостольскому. Ныне не дается новых канонических откровений; сила апостольского учения коренится в каноническом Писании, сутью и ядром которого являются писания самих апостолов. Отсутствие нового откровения тем не менее не ставит современную Церковь в какое-то неблагоприятное положение по сравнению с Церковью апостольского периода, ибо Святой Дух толкует и применяет эти Писания в отношении народа Божьего и ныне.

ЦЕРКОВЬ

БОГ ОРГАНИЗУЕТ СВОЙ НАРОД В НОВОЕ СООБЩЕСТВО

Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Еф. 2:19-22

Церковь (греч. ecclesia в значении "собрание") пребывает в Иисусе, через Иисуса и благодаря Иисусу. Именно в этом заключается отличительная черта Нового Завета. Между тем на новом этапе истории искупления Церковь выступает в качестве продолжения ветхозаветного Израиля, семени Авраамова, народа завета Божьего. Разница между Церковью и Израилем коренится в обновлении завета, которым Бог и Его народ связываются друг с другом. Новый завет, по которому живет Церковь (1 Кор. 11:25; Евр. 8:7-13), представляется новой формой отношений, на основании чего Бог обращается к избранному сообществу: "...и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Исх. 6:7; Иер. 31:33). Как преемственность, так и разрыв преемственности между Израилем и Церковью, отражают эту перемену в форме завета, имевшую место после пришествия Христа.

Итак, новые свойства нового завета таковы: во-первых, ветхозаветное священство, жертвоприношения и святилище заменяются посредничеством Иисуса, распятого, воскресшего и царствующего ныне Богочеловека (Евр. 1-10), в Котором верующие отождествляются как семя Авраамово и народ Божий (Гал. 3:29; 1 Пет. 2:4-10).

Во-вторых, этническая дискриминация древнего завета (Втор. 7:6; Пс. 147:19-20) заменяется включением во Христе на равном основании верующих любой национальности (Еф. 2-3; Отк. 5:9-10).

В-третьих, Дух изливается на всякого христианина и на всю Церковь в целом, так что общение со Христом (1 Ин. 1:3), попечение Христово (Ин. 12:32; 14:18; Еф. 2:17) и предвкушение небес (2 Кор. 1:22; Еф. 1:14) становятся реальностью церковного опыта.

Неверие большинства иудеев (Рим. 9-11) привело к положению, описанному Павлом как отсечение Богом ветвей маслины (историческое собрание по Его завету) и замена их ветвями дикой маслины (Рим. 11:17-24). Преобладание в церкви язычников возникло не в соответствии с условиями нового завета, а по причине отвержения их евреями, и Павел учил, что в один прекрасный день все это переменится (Рим. 11:15, 23-31).

Новый Завет определяет Церковь как исполнение ветхозаветных упований через установление отношений с тремя Лицами Божества через посредническое служение Иисуса Христа. Церковь рассматривается как семейство и стадо Божье (Еф. 2:18; 3:15; 4:6; Ин. 10:16; 1 Пет. 5:2-4), Его духовный Израиль (Гал. 6:16); тело и Невеста Христовы (Еф. 1:22-23; 5:25-28; Отк. 19:7; 21:2, 9-27); и храм Святого Духа (1 Кор. 3:16; ср. Еф. 2:19-22). Члены Церкви называются "избранными" (отобранными), "святыми" (посвященными, отделенными для Бога) и "братьями" (усыновленными детьми Бога).

По сути, Церковь была, есть и всегда будет единым, поклоняющимся Богу сообществом, постоянно пребывающим в подлинном святилище, каким является небесный Иерусалим (Гал. 4:26; Евр. 12:22-24), место присутствия Божьего. Здесь все, живые во Христе, как живущие в уничиженных телах, так и почившие (то есть Церковь воинствующая и Церковь победоносная) постоянно поклоняются Богу. Между тем в мире эта единая Церковь представлена местными собраниями, каждое из которых призвано исполнять роль микрокосма (характерного образца небольших масштабов) Церкви в целом. Это объясняет то, каким образом для Павла эта единая, вселенская Церковь является Телом Христовым (1 Кор. 12:12-26; Еф. 1:22-23; 3:6; 4:4); то же относится и к местному собранию христиан (1 Кор. 12:27).

Принято называть Церковь на земле "единой" (поскольку такой Церковь и является во Христе, что следует из Еф. 4:3-6, несмотря на большое число поместных общин и деноминационных объединений), "святой" (поскольку она посвящена Богу в целом, как и всякий отдельно взятый христианин, Еф. 2:21), "вселенской" (поскольку она распространилась по всему свету и стремится к полноте веры) и "апостольской" (поскольку она основана на апостольском учении, Еф. 2:20). Все четыре характеристики можно вывести из Еф. 2:19-22.

Существует разница между тем, какой видится церковь людям, и тем, какой ее видит Бог. Речь идет об историческом разделении между "зримой" и "незримой" церквами. Понятие незримая в приложении к церкви означает не то, что нельзя увидеть знамений ее присутствия, но то, что нельзя познать (как ведает Сердцеведец Бог, 2 Тим. 2:19), кто из крещенных, исповедующих веру членов церкви как организованного общества внутренне возрожден и тем самым причислен к Церкви как к духовному братству грешников, возлюбивших своего Спасителя. Иисус учил, что в организованной церкви всегда найдутся люди, которые полагают, что они христиане, и походят на них (более того, некоторые из них служат), но которые никогда духовно не обновлялись и потому будут отданы на суд и отвергнуты (Мф. 7:15-27; 13:24-30, 36-43, 47-50; 25:1-46). Противопоставленность "зримой" и "незримой" церкви является богословской. Отсюда нельзя делать вывода о существовании двух церквей; речь идет о том, что в зримой церкви всегда есть мнимые христиане, которых Бог не считает подлинными (и которые могли бы узнать это о себе, если бы захотели, 2 Кор. 13:5).

Новый Завет исходит из того, что все христиане участвуют в жизни своей поместной общины, посещают собрания (Евр. 10:25), принимают наставления и наказания (Мф. 18:15-20; Гал. 6:1) и участвуют в деле благовестия. Христиане не слушают Бога и обедняют себя, когда отказываются объединяться с другими верующими, если существует поместная община, к которой они могли бы присоединиться.

Христианам Бог не предписывает порядок богослужения с той детализацией, с какой это делалось в ветхозаветные времена, однако Новый Завет ясно указывает на то, что основными, важнейшими составляющими общественного христианского богослужения являются, в частности, хвала ("псалмы и славословия и духовные песнопения" Еф. 5:19), молитва и проповедь, а также регулярное участие в Вечере Господней (Деян. 20:7-11). Воздаяние Богу хвалы и славы являлось, несомненно, великим делом в апостольской церкви, а с тех пор и во всех движениях духовного пробуждения: Павел и Варнава, наряду с молитвой вслух, воспевали Бога в филиппийской темнице (Деян. 16:25), и в Новом Завете есть множество мест, по всей видимости, представляющих собой фрагменты песнопений (Еф. 5:14; Флп. 2:6-11; 1 Тим. 3:16; и др.), между тем есть и "новая песнь" Книги Откровения, исполненная воодушевления и, безусловно, восторга (Отк. 4:8, 11; 5:9-10, 12-13; 7:10, 12; 11:15, 17-18; 12:10-12; 15:3-4; 19:1-8; 21:3-4). Любая поместная община, будучи духовно живой, несомненно, хвалит и славит Бога своим пением, молитвой и, конечно, весьма серьезной проповедью, проявляя во всем этом необходимую ревность.

СЛОВО И ТАИНСТВО

КАК РАСПОЗНАТЬ ИСТИННУЮ ЦЕРКОВЬ

Наши рекомендации