И пусть читатель держит это в памяти
Теперь же упомянем виды, указание которых не является ясным по мнению ханафитов:
1) Аль Хафий(скрытый)
Это выражение, указывающее на смысл, однако его указании на некоторые отдельные части этого смысла есть кое какая скрытость и неясность, которая нуждается в том, чтобы более внимательно посмотреть в это. И скрытость является не в самом тексте, а лишь в употреблении его смысла на некоторые его части, либо по причине дополнительного описания, или же по причине отсутствия описания в некоторых отдельных частях.
Пример этого: «Выражение «Вор» в словах Всевышнего: «Вору и воровке отрубайте их руку»
Ведь слово «Вор» несёт смысл: «Берущий имущество скрытно из защищённого места», однако утверждение этого смысла на откапывающего и карманного вора содержит кое какую скрытость, и это потому, что и откапывающий и карманник отличаются от вора, либо дополнительным смыслом, который не имеется всмысле вор, как карманник, а это берущий имущество от бодрствующего, в то время как он не знает, отрезая (кошёлек на веревке) или другим способом.
И карманник такой же, как и вор в том, что он берёт из имущества человека скрыто из защищённого(от открытого взятия) места, однако добавляется к этому то, что он берёт имущество в присутствии его обладателя с путём ловкости рук и умелости. И это дополнительный смысл к слову «Вор».
Либо же по причине наличия смысла, который наоборот, имеется в понятии вор и не имеется в понятии раскопщика могил скрытно, однако эти кафаны, которые он крадёт, на них не употребляется понятие защищённости от открытого взятия и владения согласно одному из мнений фукаха.
Второй вид указаний, не указывающих явным образом на требуемое:
«Аль Мушкиль»:
Это выражение, смысл, подразумеваемый в котором не является явным, и не указывает он своей формулировкой и выражением на требуемый смысл, кроме как после исследования и размышления относительно обстоятельств и доказательств из других текстов.
И разница между Мушкилем и между Скрытым(хафий), несмотря на то, что в обоих из них есть скрытость в том, что Скрытый не возвращается на саму формулировку, а лишь возвращается в употреблении его смысла на некоторые из его видов. А что касается Мушкиля, то скрытость в нём бывает именно в самой формулировке и выражении, и не понимается смысл из него, кроме как с дополнительным доказательством или далилем.
И причина скрытости – две вещи:
Первое: Скрытость в самом ляфзе.
Второе: Столкновение текстов.
Первое: Скрытость в самом выражении, а это например, как выражение, используемое в нескольких смыслах, а это выражение, которое используется для двух разных смыслов, или же для разных смыслов с разными использованиями.
И такой род выражений если сказан вобщем, по мнению тех, кто не считает правильность обобщения выражения, если он может иметь несколько смыслов, а это ханафиты, под ним подразумевается одно из его значений, однако этот смысл не известен и не уточнён именно со стороны ляфза и формулировки, и нуждается в том, чтобы смотреть по обстоятельствам и доказательствам из других мест. И следует внимательно посмотреть и поразмышлять об этих обстоятельствах и доказательствах, пока не будет уточнён именно требуемый смысл. И это называется Мушкиль, причина его проблемности это то, возможность употребления его в разных смыслах.
Третий вид указаний, не указывающих на смысл явно:
«Аль Муджмаль», в языке это неизвестный.
А в терминологии это выражение, смысл которого не понимается, кроме как если постараться узнать его смысл от того, кто сказал его в общем. И разъяснить его с его стороны, с которой будет понятным его смысл.
Четвёртый вид:
Аль Муташабих: Это выражение, смысл которого скрылся и нет возможность в познании его со стороны выражения, и нет также обстоятельств и доказательств, которые разъяснят его, и не имеется разъяснение для него в шариате.