Билет 26. ЛИБЕРАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
Одним из плодов Реформации следует считать богослов. рационализм, зачатки к-рого можно найти уже в одном из направлений - католич. схоластико-номинализме, но к-рый окончательно созрел и развился на протестант. почве. В обоснование принципа свободного исследования Свящ. Писания реформаторы ставили универсальность благодатного озарения Св. Духом. В действительности же Свящ. Писание оказалось доступным всем, в том числе людям, далеким от благочестия, подходившим к Свящ. Писанию без благоговения и молитвы, часто с целями не назидания, а только удовлетворения их любознательности и даже критич. приспособления содержания свящ. текста к их собств. взглядам, иногда далеким от христианства. В результате на смену догматизму, господствовавшему в протестант. сообществах во 2-й половине 16 и 17 вв., пришел рационализм, характерный для протестантизма 17 в., особенно немец. и английского. Догматизм был преклонением перед «чистым» учением с одновременной фетишизацией буквы Писания, причем отставлялось на задний план непосредственное живое и деятельное чувство, к-рое, по Лютеру, должно явл-ся обязательным элементом веры (вера, действующая любовью - Гал 5, 6). Это выхолащивание веры, ее освобождение от эмоциональной стороны (от всякой мистики) создавало предпосылку для чисто рационалистич. подхода к христианству и расчищало дорогу для деятельности разуму, подчиненному не стремлению к единению с Богом и к спасению, а стремлению к материализации объекта веры, к приспособлению Свящ. Писания к чисто рационалистическому восприятию мира, благоприятствовавшему образу жизни плотского человека с его страстями и похотями. Отсюда протестант. рационализм с его отрицанием всего сверхъестественного в Библии, с его попытками естеств. объяснения описываемых в ней чудес, отсюда предвзятый критич. подход к самому библейскому тексту, с тенденциозным стремлением доказать его позднейшее происхождение, т.е. все то, чем отличалась тюбингенская теологич. школа: Шлейермахер, Гарнак и вся дошедшая до нашего времени, хотя уже утратившая теперь в протестантизме свое доминирующее положение линия «свободного» исследования источников христиан. откровения.
Наступление эпохи Просвещения способствовало дальнейшему переосмыслению наследия основоположников Протестантизма. Особую роль сыграли воззрения И. Канта, разрушившего традиционные доказательства бытия Бога и утверждавшего приоритет морали над религией, а также Ф.Шлейермахера, доказывавшего, что основу религии составляет «чувство зависимости» от бесконечного. Причем влияние теологии и философии было взаимным. Яркой фигурой, напр., был С. Кьеркегор, к-рый своей критикой Г.В.Ф. Гегеля подготовил возникновение уже в 20 в. как неоортодоксальной («диалектической») теологии, так и философии экзистенциализма.
К сер. 19 - нач. 20 в. доминирующее положение в П. получила либерал. теология. Ее ведущие представители (А.В. Ритчль, А. Гарнак, Э. Трёльч) при разработке собств. концепций учитывали новейшие достижения историч. наук, библеистики и герменевтики. Результатом было приоритетное внимание к этическому учению Христа, а построение Царства Божьего на земле рассматривалось как смысл истории, вполне достижимый усилиями нравственно обновленных людей. В нач. 20 в. эта установка стала ключевой для социального евангелизма, в ту пору ведущего течения протестант. теологии в США. Общественные катаклизмы 20 в., прежде всего 1-я мировая война и ее катастрофич. последствия, подорвали социально-оптимистические упования либерал. богословов, предопределив растущую влиятельность диалектической теологии (К. Барт, Райнхольд и Ричард Нибуры, Р. Бультман, Э. Бруннер, П. Тиллих, М. Бубер и др.), попытавшейся по-своему вернуться к ортодоксии раннего П. Минувшие полвека характеризуются сложными конфронтациями и взаимовлияниями уже сложившихся богослов. течений и возникновением радикальных протестант. теологич. школ (Д. Бонхоффер, Дж. Робинсон, X. Кокс, вариации т.н. теологии родительного падежа), отразивших глобальные тревоги человечества, вступающего в 3 тысячелетие.
Рост авторитета научного знания, наступление эпохи Просвещения, становление философ. рационализма, идей правосознания и гражд. общества способствовали переосмыслению догматики основоположников протестантизма, прежде всего концепции трансцендентного Бога, понятия человеч. греховности, противопоставления теологии и философии, разума и откровения, “веры и факта”. Особую роль сыграли воззрения И. Канта, разрушившего традиционные доказательства бытия Бога и утверждавшего приоритет морали над религией, а также Ф. Шейермахера, отстаивавшего мысль, что основу религии составляет “чувство зависимости” от бесконечного. Причем влияние теологии и философии было взаимным: протестантизм оказал огромное воздействие на взгляды классиков немец. философии, к-рые существенно сказывались на эволюции протестант. богословия. С. Кьеркегор своей критикой Гегеля подготовил возникновение, уже в 20 в., как неоортодоксальной (диалектической) теологии, так и философии экзистенциализма. Все это определило доминирующее влияние либерал. теологии к сер. 19 - нач. 20 в.
Либерал. теология формировалась под влиянием Тюбингенской школы богословия, а также исследований младогегельянцев (Д. Ф. Штраус, С. Бауэр, Л. Фейербах и др.). Ведущие представители либерал. теологии (А. Ричль, А. Гарнак, Э. Трёльч) применили в изучении Библии характерный для модернизма историко-критический метод, который учитывал новейшие достижения историч. наук, библеистики и герменевтики. Результатами такого подхода был отказ от концепции вербальной богодухновенности Библии, приоритетное внимание к этическому аспекту учения Христа, как идеальной личности, великого моралиста, реализация заветов которого, а именно построение Царства Божьего на земле, составляет смысл истории, вполне достижимый усилиями нравственно обновленных людей. В нач. 20 в. эта установка стала ключевой для социального евангелизма, занявшего господствующее положение в протестант. теологии.
В 19 - нач. 20 в. в протестантизме доминировало либерал. богословие, характерными чертами к-рого явл-ся внеконфессиональная трактовка вероучения, его переосмысление в духе нем. классич. философии (И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Якоби, Л. Фейербаха), адогматизм, морализаторство, естественнонаучное объяснение сверхъестеств. библейских фактов, критика историч. христианства и т. п. В рамках этого течения сформировалась традиция библейской критики. Родоначальником либерал. богословия принято считать Ф.Шлейрмахера, систематически изложившего свои воззрения в кн. «Христиан. вера» (1821). К этому же направлению примыкают такие богословы, как К. Дауб, Ф. К. Маркгейнеке, Ф. Бауэр, Д. Ф. Штраус, А. Ричль, А. фон Гарнак и др. В противовес либерал. богословию возникло неолютеран. направление (И. Мартенсен, К. Э. Лутхардт), представители к-рого исповедовали строгий конфессионализм и придерживались догматич. точности. Наиболее значительные реформатские догматисты этого же времени - А. Эбрард, А. Швейцер.
В настоящ. время существуют следующ. формы протестантизма:
· консервативный протестантизм - протестантизм последователей Лютера и Кальвина
· либеральный протестатизм.
Либерально-христиан. богословие начинает своё развитие в эпоху Просвещения, для к-рой характерны критич. отношения к авторитету и власти церкви и к проповедуемым ею традиционным представлениям. Центр. местом распространения либерал. теологии становится Германия.
Либер.теология развивается видными представителями немец. протестантизма, в особенности - богословами Тюбингенской школы. Многие из них развивают свои идеи под влиянием популярной в то время философии Гегеля и Канта.
Позднее либерально-богослов. мысль стала популярной в др. странах и вышла за пределы протестантизма. Нек-рые достижения либерал. теологии были приняты в католич. богословии и сейчас изучаются в католич. учебных заведениях. Либерал. богословие в протестантизме было очень популярно в 19 в. и 1-й половине 20 в. После 2-й мир. войны влияние либерал. богословия в европ. и америк. протестантизме значительно ослабло. Но в 1990-2000 г.г. идеи либерал. христианства были возрождены новым поколением либерал. богословов.
В наст. время понятие либерализма в христианстве не ограничивается специфическим направлением протестант. либерал. теологии, но подразумевает гораздо более широкое явление в богослов. мысли, сосредоточенное главным образом на идее необходимости преобразований и реформ церковных традиций в соответствии с изменениями, происходящими в мышлении людей современ. общества. Они затрагивают такие аспекты, как соблюдение прав человека в пределах церкви, гендерное равенство, права женщин, права сексуальных меньшинств, а также диалог с секулярным обществом и нехристиан. религиями.
Со стороны консервативно настроенных христиан либерал. реформы и нововведения подвергаются жесткой критике. Либерал. реформы расцениваются как отход от традиционных христиан. и библейских принципов вероучения и христиан. жизни и принятие норм и взглядов, характерных для соврем. секулярного общества. С др. стороны, либерал. реформы в христиан. конфессиях получают положительные отзывы со стороны либерал. политиков и обществ. деятелей.