Доказательства того, что разделение на секты порицается
Аллах не одобрил разделения на секты и объявил запретными все пути, которые приводят к этому. Священные тексты Корана и Сунны предостерегают людей от разобщения и разногласий и разъясняют дурные последствия этого, самыми тяжелыми из которых являются лишение Божьей поддержки в этом мире, а также мучения, позор и мрачные лица в Последней жизни. Всевышний сказал: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения в тот день, когда одни лица побелеют, а другие – почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: «Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!» Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно» (Аль Имран, 105-107).
Ибн ‘Аббас сказал: «Белыми будут лица приверженцев Сунны и единой общины, а почернеют лица сторонников ереси и разделения на секты».
Всевышний также сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (аль-Ан’ам, 159).
Эти аяты свидетельствуют о том, что разделение на секты заслуживает порицания и представляет собой опасность для мусульманской общины как в этом мире, так и в Последней жизни. Из них также становится ясно, что именно оно было причиной погибели людей писания – иудеев и христиан, и причиной всех заблуждений, в которые впадало человечество.
Что же касается доказательств из Сунны, то она содержит много хадисов, порицающих разделение на секты и побуждающих мусульман к объединению и солидарности. Один из них передали имам Ахмад и Абу Дауд, и в нем сообщается, что Муавия встал и сказал: «Слушайте! Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) будучи среди нас, встал и сказал: «Слушайте! Воистину, ваши предшественники из числа людей писания разделились на семьдесят две группы. А эта община разделится на семьдесят три группы, из которых семьдесят две попадут в Ад, и только одна попадет в Рай, и это – община». [«Муснад Ахмад» (4/152), «Сунан Абу Дауд» (5/5). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная]
Следовательно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что мусульмане разделятся на семьдесят три группы, из которых семьдесят две попадут в Ад. Вне всякого сомнения, это будут те, кто увязал в заблуждении, подобно своим предшественникам. Кроме того, следует знать, что к разногласиям, о которых сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) относятся разногласия по чисто религиозным вопросам и разногласия по вопросам, имеющим отношение как к религии, так и к мирской жизни, которые в конечном итоге сводятся к религиозным противоречиям. Безусловно, разногласия могут носить и сугубо мирской характер. В любом случае, разобщение и разногласия неизбежно должны были возникнуть между мусульманами, и Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег своих последователей от этого, чтобы те, кого Аллах пожелает уберечь, могли избежать раздробленности и противоречий.
Разногласия и разобщенность как причина гибели предыдущих общин.
Размышления над Кораном и Сунной наводят на мысль, что причиной гибели предыдущих общин были раздробленность и многочисленные разногласия, особенно, разногласия по поводу небесных писаний.
Поэтому, когда Хузейфа увидел, как жители Шама препираются с иракцами по поводу разночтений Корана так, что их спор перерос в разногласия, которые были запрещены посланником АллахаПророк (да благословит его Аллах и приветствует) он сказал Усману: «Спаси эту общину, пока они не начали препираться по поводу Писания так, как препирались по этому поводу предыдущие общины».
Из этих слов следует два вывода: во-первых, разногласия в подобных вопросах запрещены; во-вторых, мусульмане должны извлекать уроки из опыта своих предшественников и стараться не походить на них. Всевышний сказал: «Это – потому, что Аллах ниспослал Писание с истиной. А те, которые спорят относительно Писания, находятся в полном разладе с истиной» (аль-Бакъара, 176); «Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу» (Аль Имран, 19).
Из Сунны мы можем привести хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Довольствуйтесь тем, что я оставил вас, потому что ваших предшественников погубили многочисленные вопросы и пререкания с их пророками. Если я запретил вам что-либо, то сторонитесь этого, если же приказал вам что-либо, то выполняйте это по мере возможности». [«Сахих аль-Бухари» (7288), «Сахих Муслим» (1337)] Таким образом, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказал своим сподвижникам воздерживаться от того, что им не было приказано, сославшись на то, что именно многочисленные вопросы и пререкания с Божьими посланниками, то есть ослушание их приказов, были причиной гибели древних народов.