Тема 5. Православное богословие: основные проекты ХХ в. и особенности методологии
История и методология теологии
Программа учебной дисциплины
Составитель:
Федорова Ю.Ю., к.филос.н., доцент.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Номер семестра | Учебные занятия | В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм | Форма итоговой аттестации | ||||||
Всего | Лекции, час | Лабораторные занятия, час | Практическ. Занятия, час | Самостоят. Работа,час | Экзамен | ||||
Трудоемк. | |||||||||
Зач. ед. | Часы | ||||||||
(42 %) | Экзамен |
Примерный тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов по формам организации обучения | |||
Лекционные занятия | Семинарские, практические занятия | Объем уч. раб. с прим. интеракт. форм | Самостоятельная работа | |
2 семестр | ||||
Тема 1. Теология как наука | ||||
Тема 2. Богословие и богословское образование в древности, средневековье, и современности. | ||||
Тема 3. Католическая теология: история и современные направления | ||||
Тема 4. Протестантская теология: история и основные направления. | ||||
Тема 5. Православное богословие: основные проекты ХХ в. и особенности методологии. | ||||
Всего | (42%) |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теология как наука.
Теология: история и содержание термина, основные подходы к определению. Объект и предмет теологии. Теология и/или богословие: традиция различения и отождествления. Богословие и богопознание. Источники и основания теологического знания: Откровение и Предание. Феномен откровения. Типы откровения: Божественное откровение и естественное откровение. Проблема метода в богословии: богословские методы или единый богословский метод? Богословие и методы гуманитарного научного познания. Роль исследователя в богословии. Церковность и конфессиональность богословской науки. Развитие богословской науки: проблема догматического развития в богословии и в богословской науке. Структура богословской науки: ее направления и деление на дисциплины.
Тема 2. Богословие и богословское образование в древности, средневековье, и современности.
Структура древнего богословия и принципы построения богословской системы. Направления развития древнего богословия и основные литературные жанры: апологии, катехизисы, догматические трактаты и др. Богословские школы древней Церкви: методологические особенности. Средневековая теология и феномен университета. Место теологии в средневековом университетском образовании. Теология и университетское образование на Западе в Новое время. Богословское образование и богословская наука в дореволюционной России. Попытки введения теологии в университетах России в XVIII – XX вв. Проект университетского преподавания теологии Н.Н.Глубоковского (начало XX в.). Опыт преподавания отдельных богословских дисциплин (догматического богословия, нравственного богословия, церковной истории и др.) в университетах России XIX в. Русское православное богословское образование в эмиграции: Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже. Богословское образование и богословская наука в России в XX – начале XXI в. Современные проблемы и перспективы развития теологии. Современные дискуссии о роли и месте теологии в системе научного знания и образования.
Тема 3. Католическая теология: история и современные направления.
Основные направления в католическом богословии. Схоластика и ее методологические принципы. Разновидности схоластического дискурса: томизм, скотизм, оккамизм и др. Основные тенденции католического богословия в XIX – XX вв. Основные богословские темы II Ватиканского собора (1962-1965). Модернизм в католическом богословии. Неотомизм: основные представители (Д. Мерсье, Ж. Маритен, Э. Жильсон, Б. Лонерган, И.Б. Лотц, К. Войтыла) и принципы. «Новая теология» и ее основные представители: А. де Любак, Ж. Даниелу, У. фон Бальтазар, И. Конгар, М.-Д. Шеню. Аджорнаменто и основные тенденции в католическом богословии: экзистенциализация, антропологизация, феноменологизация, методологизация. Проблема восприятия современного католического богословия.
Тема 4. Протестантская теология: история и основные направления.
Подход к изучению теологии в раннем протестантизме. Попытки структурировать теологию как систему научно организованного знания в XVI-XVII вв.: систематическая и историческая теология. «Богословская наука» Ф. Шлейермахера и появление идеи «практической теологии». «Спекулятивная теология» и немецкая классическая философия. Методологические принципы и классификация теологических дисциплин у Л. Пельта. Э. Трельч об историческом и догматическом методе в богословии. Основные богословские проекты в протестантизме ХХ века: либеральная теология (А. Ричль, А. Гарнак) диалектическая теология (К. Барт), демифологизация (Р. Бультман), теология культуры (П. Тиллих).
Тема 5. Православное богословие: основные проекты ХХ в. и особенности методологии.
Основные направления в православном богословии ХХ в.: софиология (прот. С. Булгаков), персонализм в богословии (В. Н. Лосский, Х. Яннарас, митр. Иоанн Зизиулас), неопатристический синтез (прот. Г. Флоровский, В. Н. Лосский, архиеп. Василий (Кривошеин), архим. Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф). Основные принципы «неопатристического синтеза»: историзм, эллинизм, верность Отцам. Литургическое возрождение (прот. Н. Афанасьев, прот. А. Шмеман, митр. Иоанн Зизиулас) и евхаристическая экклезиология, их влияние на дисциплинарное самосознание православного богословия. «Этос» Православной Церкви и его богословское преломление. Поиск методологических принципов в современном православном богословии: «опытный» и умеренно апофатический характер, «энергийный дискурс», антиномичное мышление: принцип «непротивопоставления противоположностей», соборность, сотериологическая аргументация.
СТРУКТУРА И содержание практической части курса