Англиканство и его разновидности
Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделившегося в самостоятельную организацию течения кальвинист. направления - пуритан, разделившегося на умеренных пресвитериан и более радикальных индепендентов, в самой Англик. Епископальной Церкви образовались и по сей день существуют течения, по-разному относящиеся к спорным вероучительным вопросам.
На рубеже 17-18 вв. вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» Церковь. Термин «Высокая Церковь», встречающийся уже в 17 в., применяется к тем членам Англик. Церкви, к-рые склонны подчеркивать ее общность скорее с католич., чем с протестант. традицией (в этом смысле он распространяется и на богословов более раннего, елизаветинского периода). В противоположность этому понятию в нач. 18 в. возник термин «Низкая Церковь» - течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму и нонконформизму.
Высокоцерковники - это протестант. церковн. аристократия, подчеркивавшая типичные особенности англиканства, гос. характер Церкви, супрематию короны, привилегии членов Церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и Древней Церковью в богослужении и организации. Основная идея «Высокой Церкви»: противодействуя крайностям протестантства, отстоять и сохранить в Англик. Церкви все, что в ней содержится от древних времен, приблизить ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее разделения. Высокая Церковь стремится к возможно лучшему сохранению католич. традиций, принимает учение об оправдании верой и делами, отстаивает авторитет Церкви, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистические взгляды. Это течение ближе всего к Православию. Высокую церковь можно назвать англиканством в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в кон. 17 в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться от политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов и как сторонники авторитета и прав короны и Церкви.
Низкоцерковники - это крайние течения протестантизма с его учением об оправдании 1 верой и о Библии как единств. источнике вероучения. Из книг Свящ. Писания особенным уважением у них пользуется Пятикнижие Моисея, хотя в теории новозаветные книги ставятся выше ветхозаветных. Низкоцерковники с конца 17 в. вербовались в тех рядах, к-рые при Стюартах пополнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике они сливались с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую Церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, к-рое исключало бы др. ответвления протестантизма. К серед. 19 в. низкая Церковь численно уменьшилась, стала растворяться в широкой Церкви. Представители низкой церкви называют себя евангеликами.
В 19 в. получило распространение также понятие «Широкая Церковь». Широкоцерковники - это не партия, а равнодушная к религиозно-церковным вопросам масса, к-рую называют «индифферентной Церковью». Они стремятся к объединению всех течений на основе веротерпимости. Представители «Широкой Церкви» считают, что спорить из-за догматич. разногласий не стоит: все христиане - братья между собой, и сознание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравствен. отношении. Пренебрегая основами веры, данной Христом, отрицая догматику, «Широкая Церковь» воспринимает христианство лишь как нравств. учение, лишенное своего источника и своей основы, - «мораль без догмы».
Помимо изложенных в предыдущих разделах течений, Англик. Церковь вызвала к жизни ряд общин (сект), основные вероучительные принципы к-рых имеют определенные особенности, послужившие причиной их отделения от этой Церкви. Наиб. важными и широко распространенными явл-ся баптизм и методизм.
Англиканское вероучение
Доктрина Англик. Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католич., так и протестант. (лютеран. и кальвинист.) вероучениям. Наиболее авторитетными источниками, излагающими основн. положения вероучения англиканства, явл-ся «Книга общих молитв» и «39 статей», к-рые не во всем согласуются друг с другом, т.к. «39 статей» имеют более выраженный протестант. характер.
Основным источником вероучения в англиканстве является Свящ. Писание. Оно «содержит все необходимое для спасения, так что то, чего нельзя прочесть в нем или что не может быть доказано посредством него, того нельзя требовать от кого-либо, чтобы он веровал в него как в статью веры или чтобы оно считалось и требовалось как необходимое для спасения» («39 статей»). Учение о Свящ. Предании в «39 статьях» не содержится, но в ст. 34 говорится о «преданиях Церкви», под к-рыми подразумеваются разные литургические обычаи, но основным критерием их правильности служит «непротиворечие Слову Божию». Англиканство не отрицает совершенно авторитета Предания, но ограничивает его 1-ми пятью веками христианства и постановлениями первых 4 Вселенских Соборов. Безусловными признаются 3 Символа веры: 1) Никео-Цареградский, 2) Апостольский и 3) Афанасиев - на том основании, что «они могут быть доказаны самыми верными ручательствами Свящ. Писания». Согласно канонам и постановлениям Генерального синода, доктрина Церкви Англии основывается на Свящ. Писании и на том учении древних отцов и Соборов Церкви, к-рое согласуется с Писанием. Принципиальным положением англик. вероучения явл-ся необходимость проповеди и совершения Таинств на национальном языке.
Англик. Церковь придерживается традиц. учения о Св. Троице, но в соответствии с католич. традицией признается исхождение Св. Духа и «от Сына» (Filioque).
Англик. Церковь не имеет серьезных отступлений в христологии от правосл. учения. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление первородного и «всех действительных грехов людей», сошедший во ад и воскресший.
Англик. учение о спасении представляет собой протестант.доктрину solo fide (оправдания «только верой») и исходит из того, что люди оправдываются перед Богом исключительно «заслугами Иисуса Христа через веру». Знач-е добрых дел для спасения отрицается, хотя добрые дела трактуются как «плоды веры», указывающие на ее истинность. Вероучение включает в себя и кальвинист. тезис о предопредел-и и намерении Бога еще до сотворения мира спасти «избранных по их вере во Христа».
Англик. вероучение не содержит понятия о Церкви как Теле Христовом. В ст. 19 «видимая церковь» противопоставляется Церкви «невидимой», 1-я определяется как «собрание верующих людей, в к-ром проповедуется истинное Слово Божие и должным образом совершаются Таинства»; отрицается, что земная Церковь – Тело Христово, и, следовательно, Церковью с большой буквы явл-ся только Церковь Небесная, отличная от земной. «Видимая церковь» неоднократно согрешала в вопросах веры, а Вселенские Соборы были просто человеч. собраниями, не всегда управлявшимися Св. Духом. Церковь - «свидетельница и хранительница Свящ. Писания», способная своей властью устанавливать обряды и порядок богослужения, а также выносить решения в спорных доктринальных вопросах. Но авторитет Церкви ставится в зависимость от Свящ. Писания: она не может устанавливать или предписывать ничего, что бы ему противоречило.
Принимаются только «2 Таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии: крещение и вечеря Господня» (т.е. Евхаристия). О 5 оставшихся - конфирмации, покаянии, священстве, браке и елеосвящении - говорится, что они не имеют подтверждения или прообраза в Евангелии и «не имеют такой природы, как крещение и вечеря Господня», а следовательно, не могут считаться Таинствами в подлинном смысле этого слова. Принятие Таинства крещения допускается как в младенческом возрасте, «что согласуется с учением Христа», так и в зрелом. Причастие принимается под обоими видами. Учение о Таинстве Евхаристии состоит в том, что Евхаристия «есть Таинство нашего искупления смертью Христовой, так что для тех, кто праведно, достойно и с верою принимает Его, «хлеб... - причастие Тела Христова, а чаша - причастие Крови Христовой»; люди же недостойные и «лишенные живой веры, хотя телесно и видимым образом... вкушают Таинство Тела Христова и Крови Христовой, но они нисколько не приобщаются Христу». Тело Христово «дается, принимается и съедается на вечере, только небесным и духовным образом, а средство, коим Тело Христово принимается и съедается на вечере есть вера». Англик. Церковь отрицает концепцию Евхаристии как возобновляемой во время литургии искупительной жертвы, т.к. «жертва, вполне отвечающая за грехи всего мира», была принесена Христом единожды; литургия же есть лишь образ и воспоминание об истинном жертвоприношении.
О Божией Матери в «39 статьях» говорится только 1 раз: Сын Божий «воспринял человеч. природу во чреве благословенной Девы от Ее существа». В церковн. календаре Англик. Церкви мы находим такие праздники, как Рождество Девы Марии и Благовещение Марии, но нигде Она не именуется Богородицей. Обычно англикане именуют Ее Благословенная Дева Мария, просто Дева Мария или Наша Леди. В богослужебных текстах отсутствуют какие-либо молитв. призывания Божией Матери.
Сформулированная в эпоху Реформации, доктрина англиканства отрицала как не находящее подтверждения в Свящ. Писании почитание мощей, икон и статуй святых, а также само учение об их заслугах, пополняющих «сокровищницу благодати», хранимую Церковью. He признавалось также молитв. обращение к заступничеству и посредничеству святых. Но в практике «Высокой Церкви» с 19 в. под воздействием Оксфордского движ-я возродилось почитание нек-рых святых и допускается помещение в храмах икон.
«39 статей» содержат ряд архаичных положений, сформулированных в ходе утратившей в настоящее время свою остроту полемики с Римом о способности Римско-католич. Церкви заблуждаться как в практике, так и в вопросах веры, об ошибочности католич. учения о чистилище и индульгенциях, о том, что Вселенские Соборы должны созываться по воле светских правителей или же для борьбы со средневековыми ересями (напр., пелагианством) и радикальными протестант. сектами (баптистами и анабаптистами).
Архаичность «39 статей» и сам характер этого документа, к-рый освещал лишь наиб. важные в 16 в. богослов. проблемы, крайняя лаконичность его формулировок, отсутствие разделов, касающихся эсхатологии, а также систематич. изложения этической и социальной доктрины Церкви, осознавались англик. духовенством. Потребность в дальнейшем развитии и уточнении доктриналных положений диктовалась наличием в Церкви Англии различных направлений - высокого, низкого, широкого, евангелического. В связи с этим в 1922 г. Была учреждена особая Комиссия по доктрине, к-рая после 16 лет работы представила конвокациям отчет «Доктрина в Церкви Англии» (1938). Документ, состоявший из 3 разделов - «Доктрина Бога и искупления», «Церковь и таинства» и «Эсхатология», не был одобрен конвокациями духовенства и не получил официального статуса, но тем не менее деятельность Комиссии считается важным этапом в развитии теологии англиканства.
Официальные вероисповедные документы не отражают всего многообразия англик. теологической мысли, но Англик. Церковь осознанно уклоняется от более точной формулировки своей доктрины, в особенности в этических и социальных вопросах, представляя взгляды ее иерархов и ведущих богословов как частные мнения, имеющие авторитет лишь в силу того, что они отражают общие тенденции в англиканстве. Такого рода неофициальные заявления по отдельным вопросам вероучения и насущным проблемам современной действительности нередко делаются в рамках Англик. содружества при встречах англик. епископата во время Ламбетских конференций.