Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Иер. 17:9
Чтобы правильно понять состояние, в котором оказался род человеческий вследствие грехопадения, нужно уяснить различие между тем, что в последние два века называли свободной волей, и тем, что со времени зарождения христианства называлось доброй волей. Блаженный Августин, Лютер, Кальвин и другие говорили о доброй воле в двух смыслах: низком и высоком; однако такое словоупотребление сбивало с толку, так что лучше пользоваться понятием свободная воля только в первом смысле.
Свободная воля характеризует человека как такового. Все люди имеют свободную волю в том смысле, что они сами решают, что им делать, совершая угодный им выбор в свете собственного понимания добра и зла и в силу собственных наклонностей. Вот почему они являются нравственными деятелями, ответственными перед Богом и друг другом за свои произвольные решения. Таким деятелем был Адам, как перед, так и после того, как совершил первый грех; такими деятелями теперь являемся и мы, а также прославленные святые, которые утверждены в благодати в том смысле, что уже избавились от свободной воли, чтобы не грешить. Неспособность грешить будет на небесах одной из услад и блаженств, но такая неспособность не лишит прославленных святых их человеческой сущности; они будут совершать выбор согласно своей природе, и этот выбор не будет уступать выбору человеческой свободной воли лишь потому, что всегда будет благим и праведным.
Однако со II в. от Р.Х. христианские проповедники заговорили о доброй воле как о способности приходить к нравственным решениям в любой ситуации; и Блаженный Августин, выступая против Пелагия и большинства греческих отцов, утверждал, что человек лишился доброй воли (согласно приведенному в начале абзаца определению) после грехопадения. У нас нет естественной способности различать и избирать пути Божьи потому, что у нас нет естественной предрасположенности к Богу; наши сердца порабощены грехом, и только возрождающая благодать способна избавить нас от этого рабства. Тому же, по сути дела, учил и Павел в Послании к Римлянам (6:16-23); только освободившаяся (Павел говорит об освобождении от греха) добрая воля свободно и от сердца избирает праведность. Неизменная любовь к праведности, то есть сердечная предрасположенность к образу жизни, угодному Богу, есть одна из сторон свободы, которую дает Христос (Ин. 8:34-36; Гал. 5:1, 13).
Важно отметить, что добрая воля - это отвлеченное понятие. Моя воля не является таким членом, которым я могу двигать, как своей рукой или ногой; дело в том, что не моя воля, а я сам вначале решаю, что мне предстоит сделать, а затем претворяю это решение в жизнь. Истину о свободной воле и о Христе, избавляющем рабов греха от власти греха, можно выразить еще проще, если убрать слово воля так, чтобы каждый человек мог сказать: Я являюсь той нравственно ответственной свободной волей; Я представляю собой того раба греха, которого Христос обязательно освободит; Я есть то падшее существо, которое способно принимать решения только против Бога, пока Бог не возродит мое сердце.
ЗАВЕТ
БОГ ПРИНИМАЕТ ГРЕШНИКОВ В ЗАВЕТ БЛАГОДАТИ
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Быт. 12:1-3
Завет по Писанию - это священный союз (заключенный в результате переговоров или односторонних постановлений), участники которого обязуются поддерживать постоянные, определенные взаимоотношения во исполнение конкретных обещаний, требований и обязательств (напр., брачный союз, Мал. 2:14).
Условия завета, который Бог заключает со Своими созданиями, определяет только Он, что показывает, например, Его завет с Ноем и всякой душой живою (Быт. 9:9). Когда Адам и Ева нарушили свои обязательства по "завету дел" (Быт. 3:6), Бог не уничтожил первых людей, но открыл им завет благодати через обетование об Искупителе (Быт. 3:15). Божий завет держится на Его обетовании, о чем свидетельствует завет с Авраамом. Бог призвал Авраама пойти в землю, которую возжелал дать ему, и обещал благословить его, а через него все племена земные (Быт. 12:1-3). Авраам внял Божьему призыву, поскольку поверил в Его обетование; эту веру и вменил ему Господь в праведность (Быт. 15:6; Рим. 4:18-22). Божий завет с израильским народом на Синае принял форму ближневосточного договора о сюзеренитете, то есть союзе, заключаемом царем с вассальным князем или порабощенным народом в одностороннем порядке. Хотя этот завет требовал повиновения Божьим предписаниям под угрозой проклятья, он явился, по существу, продолжением завета благодати (Исх. 3:15; Втор. 7:7-8; 9:5-6). Бог дал заповеди Свои народу, уже искупленному и названному Божьим (Исх. 19:4; 20:2). Обетование этого Божьего завета убедительно подкреплялось символами и прообразами закона, данного Моисею. Невыполнение израильтянами требований Моисеева закона показало необходимость нового искупления и завета, поскольку народу Божьему воистину надлежало быть Его народом, а Ему - их Богом (Иер. 31:31-34; 32:38-40; ср. Быт. 17:7; Исх. 6:7; 29:45-46; Лев. 11:44-45; 26:12).
Божий завет с Израилем был приготовлением к пришествию Самого Бога в ипостаси Сына, чтобы исполнились все обетования Божьи (Ис. 40:10; Мал. 3:1; Ин. 1:14; Евр. 7-10). Иисус Христос, Ходатай нового завета, предложил Себя в качестве истинной и окончательной жертвы за грех. Он вполне исполнил закон и в качестве "последнего Адама", представительного главы рода человеческого, стал наследником всех благословений Божьего завета прощения, мира и общения с Богом в обновленном мироздании, и эти благословения ныне Он посылает верующим. Символические и временные постановления, существовавшие для передачи этих благословений, были раз и навсегда отменены исполнением того, что они предвосхищали. Дух, посланный Христом от престола Его славы, запечатлевает народ Божий в качестве Его народа для искупления удела Его (Еф. 1:13-14; 2 Кор. 1:22).
Согласно Посланию к Евреям (7 - 10), Бог ввел в действие наиболее совершенную "редакцию" Своего единого, по сути, и вечного завета (13:20) с грешниками - лучший завет с лучшими обетованиями (8:6), основанием которых была лучшая жертва (9:23), предложенная лучшим первосвященником в лучшем святилище (7:26-8:6; 8:11, 13-14); последняя "редакция" вечного завета дает лучшее упование по сравнению с тем, что могла когда-либо предложить прежняя "редакция", то есть упование на бесконечную славу с Богом в лучшем - небесном (11:16; ср. ст. 40).
Христос исполнил ветхий завет и открыл дверь веры язычникам. Ныне "семя Авраамово" - определенная общность людей, завет с которыми заключил Бог, - подверглось во Христе переоценке. Семенем Авраамовым теперь становятся и язычники, и евреи, облекшиеся верою во Христа (Гал. 3:26-29), вот почему всякий пребывающий вне Христа не может состоять в завете с Богом (Рим. 4:9-17; 11:13-24).
Как и всегда, цель Божья в исполнении вечного завета - собрать и освятить народ завета "из всех племен и колен, и народов и языков" (Отк. 7:9), которые в один прекрасный день населят в обновленном мироздании новый Иерусалим (21:1-2). Здесь отношения завета найдут свое наиполнейшее выражение - "они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (21:3). Для достижения этой цели Бог и ныне продолжает ход мировой истории.
В основе вечного завета лежит благодатный промысел всемогущего Бога. Небесное служение Христа продолжается в служении "Ходатая нового завета" (Евр. 12:24). Спасение есть спасение по обетованию вечного завета: оправдание и усыновление, возрождение и освящение - милости по завету; избрание - выбор Богом будущих членов Церкви, сообщества Божия по завету; крещение и Вечеря Господня, соответствующие обрезанию и Пасхе Господней, - заповеди по завету; закон Божий - закон по завету, и соблюдение его требований есть выражение настоящей благодарности за благодатный завет и верности нашему Богу по завету. Подтверждение своего завета с Богом в ответ на Его подтверждение завета с нами должно стать привычным для всякого христианина благочестивым занятием, как в частной, так и в общинной жизни. Понимание завета благодати указывает нам путь и помогает ценить все чудеса Божьей искупительной любви.
ЗАКОН
БОГ ДАЕТ ЗАКОН И ТРЕБУЕТ ПОСЛУШАНИЯ