Как основа мировоззрения
Зороастризм — религия древних иранцев возникла на рубеже II-I тыс. до нашей эры и в процессе эволюции стала господствующей религиозно-идеологической системой Персии. Однако, несмотря на национальный характер, данная религиозная система оказала огромное влияние на человечество «прямо или косвенно, но большее влияние, чем какая-либо другая вера»[26], — отмечает крупная исследовательница зороастризма Мэри Бойс.
Религиозно-мифологическая система иранцев сложилась на основе политеистических представлений скотоводов-ариев. Верования носили мифологический характер, а многие легенды повествовали о реальных событиях истории народа. На этой основе и возникает зороастризм, название которого происходит от имени основателя пророка Заратуштры (Заратустра, Зороастр). Свою проповедническую деятельность он начал приблизительно в 30 лет. Однако, новые взгляды не были приняты и он покинул родину. После долгих лет скитаний с проповедями он был принят одним из восточно-иранских царей, где и смог найти своих приверженцев. Но погиб Заратуштра насильственной смертью, был убит одним из приверженцев старой веры.
Что же нового предложил этот пророк человечеству? В данной религии утверждается религиозный дуализм, то есть признание двух равнозначных начал мира, в данном случае Добра и Зла. Воплощение Справедливость и Добра - бог Ахура-Мазда («Мудрый Господь»). Антиподом этого бога является его брат-близнец Анхро-Манью. Он – абсолютное зло.
Два божества постоянно сражаются между собой, а полигон их битвы – человеческие души. В зороастризме появляются нравственные категории, человек должен сделать моральный выбор в пользу Добра, осознать значимость гуманистических ценностей. Эта черта отличает религию Ирана от предшествующих языческих систем. Ответственность за собственный выбор несет только сам человек. Не божество направляет его, а сам человек обязан осознанно выбрать жизненный путь. Понять сущность Добра, уметь следовать по пути справедливости отныне — дело совести каждого. Это принципиально важно, потому что появляются категории рая и ада. Жизнь после смерти человека зависит от суммы добрых и злых дел, совершенных им. Если, человек жил праведной жизнью, совершал добрые дела, то он попадет в рай.
Боги предшествующих культов были включены в новую религиозную систему. Ахура-Мазда является Верховным божеством пантеона, которому помогают Митра, Анахита, Веретрагна и пр., а Анхро-Манью помогает армия злых дэвов (демонов), которых должны остерегаться люди, защищаясь с помощью магических заклинаний и, конечно, следуя праведному образу жизни.
Нравственный идеал воплощен в почитании истины («истина – высшее благо»), понимание и достижение которой не возможно без трех заповедей:
- иметь добрые мысли;
- обладать добрым словом;
- совершать добрые дела.
Все сказанное выше проговорено в Священной книге «Авесте» (наставление, восхваление), первые части которой были сложены еще при жизни Заратуштры. В данную книгу включены легенды, эпические сюжеты, религиозные законы и их трактовки жрецами, ритуальная практика. Так, для зороастрийца, все предметы делились на чистые и нечистые, даже люди. Прикасание к «нечистым» предметам приравнивалось к греху. Немаловажно, что наряду с духовной чистотой, зороастрийцы такое же важное место отводили физической чистоте, так как всякое проявление нечистоты - это элемент сил зла.
Особую роль в жизни верующих играли чистые Огонь, Воздух, Вода и Земля, их осквернение считалось страшным грехом. Самая почитаемая стихия – огонь, его культ занимал одно из первых мест в обрядах, которые проходили в храмах огня, в которых поддерживали вечный огонь. Благодаря культу огня появляется второе название зороастризма - религия огнепоклонников.
Обожествление природных стихий, выраженное в духовной чистоте и табу на их осквернение, породило в зороастризме уникальный погребальный обряд. Покойника помещали в особой открытой башне («Башня молчания»), где тело склевывали грифы – священные птицы, помогающие перейти человеку из материального мира в духовный.
Итак, новая религиозная система строилась на гуманистических принципах добра и справедливости. При этом добро как высшая моральная ценность, истина было впервые кардинально противопоставлено злу. Такой дуализм способствовал формированию действенной, а не созерцательной религии с жизнеутверждающим началом.
Роль зороастризма в мировой истории и
Современной культуре.
Зороастризм с его дуалистической картиной мира, ясно и конкретно объясняющий не только устройство мира, но и общества оказался достаточно универсальной системой для функционирования государства. Поэтому он стал государственной религией Древнего Ирана (Персии), на протяжении многих веков, объединяя иранское общество.
Но наряду с официальной религией существовали и ереси, например такое течение манихейство, названное по имени основателя Мани.
Мани попытался создать универсальную религиозную систему, вобравшую в себя элементы наиболее известных религий (христианство, буддизм, элементы брахманизма, гностицизм) и, конечно, зороастризм, который стал точкой для основания, опорой. Таким наследием зороастризма были вера в добро и зло, рай и ад, посмертный суд над человеком. Но, жизненный установки манихейства носили пессимистический характер крайнего аскетизма, в отличие от жизнеутверждающего зороастризма, в котором всегда были актуальны социальные ценности. Приверженцы новой секты отказывались от имущества и других земных благ, проповедуя аскетический образ жизни с пассивными методами борьбы за спасение человечества.
Данное течение было объявлено ересью. Однако, даже несмотря на притеснение данного движения, оно оказалось нежизнеспособным, так как крайний аскетизм, пассивность не стали привлекательны для масс. В итоге манихейство растворилось в мировой культуре, его черты можно встретить в верованиях некоторых средневековых сект Европы и мусульманского мира.
С приходом в Иран арабских завоевателей большинство населения было насильно обращено в ислам, поэтому в наши дни зороастризм исповедуют небольшие этноконфессиональные группы парсов (потомки персидских эмигрантов в Индии) и гебров – в Иране.
Сегодня центром зороастрийской культуры является Бомбей, где проживают самые значительные группы парсов, сумевших в условиях терпимого к иноверцам индуизма сохранить эту национальную религию. Хотя попытки реанимировать исконную веру предков предпринимались в начале ХХ столетия, когда часть таджикского общества (иранский народ) заявила о разрыве с исламом и возвращении к ценностям зороастризма.
Немаловажно, что зороастрийское мировоззрение, некоторые ритуалы, мистические представления огнепоклонников стали органичной частью христианской и мусульманской культуры. В частности, представления о борьбе Добра и Зла, понятия рай и ад, грех, свобода воли и пр. являются неотъемлемой частью философии христианства и ислама. Начало эры единобожия было заложено именно огнепоклонниками. Кроме того, отголоски религии и культуры Древнего Ирана мы обнаруживаем в средневековых христианских ересях и сектах, мусульманском мистицизме (суфизме).
Общий вывод:
Зороастризм, безусловно, представляет собой новую эволюционную ступень в развитии религии. На закате языческой религиозной эпохи, вера огнепоклонников стала предтечей единобожия и новой нравственности, основанной на понятиях свободы совести и ответственности человека за собственные поступки перед Высшим Судией.
Вопросы самоконтроля
1. Основы религиозного мировоззрения зороастрийцев. Религиозный дуализм.
2. Взаимосвязь зороастризма с другими религиями.
Лекция 6.