Билет 4. Возникновение Реформации и причины её распространения
Билет 1. Причины Реформации.
Весь ход историч. процесса превращения Римско-католич. Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настойчиво и жестко распространяющую свою власть в церк. и политич. сферах, вел к неизбежному отходу ее от начал Вселенской Церкви, к внутр. противоречию, ибо мирской меч в руках "наместника Христа" был явлением противоестественным, глубоко искажавшим духовн. сущность и Церкви, и ее предстоятеля.
Начиная с 14 в. в недрах Римско-католич. Церкви возникали и постепенно зрели настроения, направленные против наиболее крайних форм проявления догматич. и политич. диктата. Внутри католицизма появились 1-е реформационные движ-я. В 16 в. они привели к полной реформации Римско-католич. церкви и возникновению нового христ. вероучения - протестантизма, разделившегося через неск-ко 10летий на 3 мощные ветви - лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Здесь уместно вспомнить основн. вехи истории католицизма, к-рые связаны с зарождением этой конфессии.
Еще в 11 в. Римск. Церковь в лице папы Льва IX в решительной форме поставила условием церк. единства беспрекословное повиновение ей во всех вопросах всех Поместных Церквей. В ответ на предложение Константинопол. Патр. Михаила Керуллария восстановить церковн. общение, к-рое было нарушено в нач. 11 в., назвал Церковь, не подчиняющуюся Риму, "синагогой сатаны"... С письмом папы, содержащим это заявление, в 1054 г. прибыли в Константинополь папские легаты и предали Православных анафеме. В результате вместо сближения произошел полный разрыв Церквей.
Принцип общего безоговорочного повиновения, касался, не столько Римск. Церкви как коллектива, состоящего из христиан-римлян, сколько ее единоличного возглавителя - папы.
Это становится в дальнейшем основным положением римско-католич. экклезиологии. "Диктатом" папы Григория VII верховенствующий Римск. епископ признается единоличным, никому не подсудным правителем Церкви.
Еще ранее этого принципа утверждается в 8 в. при папе Стефане II право папы на обладание светской властью. Римско-католич. Церковь приобретает черты царства мира сего. Папа Иннокентий III (1196-1216) действует как повелитель монархов, он прибегает к вооруж. силе для подавления ересей и завершает серию крестовых походов. При нем была учреждена инквизиция (1215) и получил распространение интердикт - страшное оружие в руках епископата и папства в борьбе за примат Церкви над гос-вом. Папа Иннокентий IV дает благословение инквизиторам на применение пыток (1252). Пытки в инквизиционных процессах одобряются и последующими папами. Противное духу НовЗав, безоговорочное, слепое повиновение высшему иерарху вменяется в обязанность членам Церкви и рассматривается как главное условие спасения.
В сфере нравств. понятий наблюдается отход римск. христианства от еванг. начал. Учения о папских индульгенциях и удовлетворении за грехи отвлекали внимание верующих от главного: от стремления к нравств. чистоте и направляли к способам избавления от наказаний. Всей системой этих учений подсказывалась мысль, что верному сыну папской Церкви при совершении грехов нетрудно избежать наказаний за них... Это не могло не отражаться на нравств. жизни как паствы Римско-католич. Церкви, так и ее духовенства.
Много было нестроений и в самой церковн. жизни. Папские схизмы, волновавшие Римско-католич. Церковь в кон. 11 и нач. 12 в., а также в кон. 14 и нач. 15 в., были ликвидированы. Но не были преодолены др. недостатки: симония, замещение церковн. должностей людьми, совершенно не подходящими для пастыр. служения, упадок нравственности среди духовенства, большие церковн. поборы, ложившиеся тяжелым бременем на население, чрезмерное обогащение князей Церкви и т. п.
Лучшие представители Римско-католич. Церкви понимали необходимость реформы Церкви "во главе и в членах". Решения в этом направлении были приняты Констанцским (1414-1418) и Базельским (1431-1443) Соборами. Оба эти Собора провозглашали принцип превосходства соборной власти над единоличной папской. Но постановления этих Соборов не были осуществлены.
Следует упомянуть о происходившем в Риме при папах Юлии II и Льве Х V лютеран. Соборе (1512-1517), считающемся у римо-католиков Вселенским. На этом Соборе вопрос реформы Римско-католич. Церкви был выдвинут в качестве первоочередной задачи, но задачи этой Собору не удалось осуществить. Совр. Католич. профессор богословия Ганс Кюнг пишет по этому поводу: "Неудача этого Вселенского Собора, заседавшего продолжительное время, была катастрофой для Церкви; через 6 месяцев после его закрытия вспыхнула лютеран. реформация".
Папская инквизиция продолжала свою активную деятельность, то и дело вспыхивали костры аутодафе. Послушная папским указаниям Римско-католич. Церковь вела в это время борьбу с "ведьмами" (булла Иннокентия VIII, 1484 г.).
Папа Лев Х буллой 1515 г. организовал в епархиях архиеп-па Магдебургского и Майнцского 5-летнюю продажу "полных индульгенций", поступления от к-рых шли частью на строительство римск. храма св. Петра, частью в пользу названного архиепископа, некоторую выгоду от этого дела имел и герман. император.
Сказавшийся во всем этом явный отход Римско-католич. Церкви от еванг. духа был главной религиозной причиной реформац. движений.