Деструктивный феномен культуры
Сатанизм заслуживает особого внимания. Различные сатанинские группы, являясь сектами по форме и принципам существования, в мировоззренческом смысле представляет собой антирелигию, исповедующую культ зла. Это – теневая сторона человеческой культуры, вызванная стремлением к насилию, аморальному поведению и пр.
Всплеск сатанизма наблюдается в ХХ столетии в связи с возросшим интересом оккультизму, практической магии. Но с появлением крупных религий, таких как зороастризм в мировоззрении человечества стала утверждаться дихотомия[93] Добро — Зло, Бог — Сатана. Там же появляется традиция поклонения злу в виде культа Ангро-Майнью.
Сатанизм именно как религиозное течение сформировался в христианстве, где имел два источника:
ü народная культура, ее языческий характер. Первобытные духи в процессе развития христианства трансформировались в различные дьявольские порождения, проявления;
ü раннесредневековые ереси, выросшие на почве древнеиранских традиций (манихейство, гностицизм).
Небезынтересно, что средневековому простолюдину «…Бог и дьявол представлялись чем-то вроде двух враждующих феодальных союзников со своим двором, войском, подчиненными им областям»[94]. Известные средневековые демонологии составляли целые классификации дьяволят, многие из которых были заимствованы из древних восточных культур. Например:
v демон Вельзевул (обжорство);
v Асторат (бывшая богиня Астатра) — демон сладострастия;
v Асмодей (бывший Ангро-Майнью) — демон распутства;
v Абракас (змееподобный демон, мастер уловок и запутывания, отсюда искусство абракадабры);
v Бегемот (демон желаний и желудка) и мн. др.[95]
Но, к сожалению, поклонением разным демонам, дело не ограничивалось. Служа злу, часть общества осознанно шла на кровавые злодеяния, зловредное колдовство, дабы навредить окружающим, чтобы только услужить дьяволу.
Особую популярность сатанинские веяния приобрели в XVII — XVIII веках в аристократической среде, в которой были созданы «черные мессы»[96]. Сущность и содержание таких служб носили ярко выраженный деструктивный, кровожадный характер: для приношения жертв сатане зверскими способами умерщвлялись люди.
Идеологическая база сатанизма в ХХ веке была создана оккультистами Антоном Шандором ЛаВеем и Алистером Кроули. Первый создал «Сатанинскую Библию» и «Церкви Сатаны» в США, которая сегодня в этом государстве легализована. Здесь находится центр современного сатанизма, где деятельность организации структурирована в рамках жесткой субординации, у них существует главный храм и т.д.
Читая работу ЛаВея, не сразу видишь деструктивные основы текста. Так называемые заповеди сатанизма при первом прочтении кажутся безобидными. Но, читая их внимательно, обнаруживаешь множество деструктивных моментов, связанных с сексуально-извращенческими мотивами. Цель сатаниста — разбудить зверя в человеке. Кроме того, стоит ли говорить о разнице в идеологии и практике сатанизма. Приверженцами данных культов совершается масса правонарушений:
v осквернение могил;
v ритуальные убийства священнослужителей, младенцев;
v ритуальные убийства животных;
v вандализм по отношению к религиозным памятникам.
В России массовое распространение сатанизм получил в последнее десятилетие после падения коммунистического строя. Так же как и другие секты, сатанизм требует от своих адептов абсолютного принятия идей организации. Проявлениями сатанизма становятся наркомания, проституция, гомосексуализм, убийства, торговля оружием и людьми. Для совершения своих злодеяний часто используются психически нездоровые люди.
Серьезное влияние на распространение сатанизма, по оценке исследователей, оказывает рок-музыка, многие из течений которой популяризируют образ дьявола как символа свободы личности.
Таким образом, сатанизм с его идеологической опорой, основанной на служении злу, представляет наиболее опасную силу. Ведь это не временная секта, существование которой продиктовано условиями современной жизни, а постоянный оппозиционер религии вообще. Основы сатанизма «позволяют» формировать антигуманное и агрессивное мировоззрение, воспринимать собственное «Я» как воплощение демонического, зла.
Общие выводы
Религия не всегда несет в себе позитивное начало. Многие религиозные течения искажают первоначальные установки различных вероучений, в результате чело создают концепции, действующие на человека разрушающим образом. В периоды кризисов в жизни государства такие движения, как правило, активизируют свою деятельность. Это связано с тем, что на фоне тотального разрушения человек начинает активно искать духовную опору и часто «попадает» под влияние деструктивных культов. Еще одной формой противостояния религии, несущей в себе созидательное начало, является стремление некоторой части общества разрушать и уничтожать, что и делает их заложниками идей служения мировому злу, что выражается в сатанизме и оккультных практиках.
Вопросы самоконтроля