Во-вторых: Дозволенность Убийства Неверного-Мухариба

Мухариб, иначе говоря, тот, с кем нет договора, и сунна была передана по поводу этого (т.е. убийства) относительно тех, чей вред по отношению к Аллаху и к Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, силен. И указание на это, передано в высказывании Всевышнего:

«...то убивайте многобожников, где бы вы их не обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» (Ат-Тоуба, 9:5).

Аль-Къуртуби сказал: «"...и устраивайте для них любую засаду". Другими словами, поджидайте их в местах невнимательности, когда они ведут разведку. И это доказательство дозволенности убийства их до да’уа». Фраза Аль-Къуртуби: "...до да’уа...", иначе говоря, того, до кого да’уа доходил ранее. И в этом аяте: "...и устраивайте для них любую засаду..." есть доказательство на дозволительность слежки, разведки и шпионажа за врагом.

Что касается Сунны, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убить Ка’ба Ибн Аль-Ашрафа и Аби Рафи’ Ибн Аби Аль-Хукъайкъа, которые оба были иудеями.

Что касается Ка’ба, то он подстрекал многобожников против мусульман, и оскорблял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, своей поэзией и сочинял рапсодии (в эротических стихах) про женщин мусульман. История его убийства была передана Аль-Бухари и Муслимом. Аль-Бухари рассказал ее от Джабира: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто займется Ка’бом Ибн Аль-Ашрафом, он нанес оскорбление Аллаху и Его Посланнику?" Мухаммад Ибн Маслама встал и сказал: "О Посланник Аллаха, хочешь ли ты, чтобы я убил его?" Он сказал: "Да". Он сказал: "Тогда позволь мне сказать кое-что". Он сказал: "Скажи это". И Мухаммад Ибн Маслама подошел к нему». И в хадисе Мухаммад Ибн Маслама и те, кто был с ним, обманули Ка’ба, сказав, что они разочаровались в Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и обманывали его до тех пор, пока не убили его, несмотря на то, что он находился в хорошо укрепленной крепости.

Ибн Хаджар сказал: «В (повествовании) Мурсал от ‘Икримы говорится: "Иудеи были испуганы, они пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: "Наш вождь был убит". И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напомнил им о его делах и о его подстрекательствах против него, оскорбляющих мусульман". Ибн Са’д добавил "Они были напуганы и не сказали больше ничего"». Далее Ибн Хаджар сказал: «Здесь есть дозволенность убийства многобожника без да’уа, поскольку общий да’уа достиг его. В этом есть дозволенность говорить то, что необходимо во время войны, несмотря на то, что говорящий это не подразумевает это на самом деле». Аль-Бухари привел этот хадис в "Книге Джихада": "Глава о Лжи во Время Войны" и "Глава Убийство Людей Войны".

Поэтому тот, кто называет убийство неверных, которые ведут войну против Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, изменой и подобным этому, или говорит, что Ислам запрещает это, то он из заблудших, у которых проявился так’сиб (непринятие правдивости) Книги и Сунны. Ан-Науауи сказал: «Он – Аль-Къади ‘Ияд – сказал: "И не дозволено ни для кого говорить, что его убийство было изменой. И один человек сказал это на собрании с ‘Али Ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллах, и он (‘Али) приказал отрубить ему голову"». На этот случай указал Аль-Къуртуби в своем Тафсире высказывания Всевышнего:

«...то сражайтесь с предводителями неверия» (Ат-Тоуба, 9:12).

Ибн Теймийа упомянул его в своей книге "Ас-Сарам Аль-Маслуль ‘Аля Шатим Ар-Расуль". И он привел историю, которая произошла между Му’аууией и Мухаммадом Ибн Маслама, да будет доволен ими Аллах.

Что касается Ибн Аби Аль-Хукъайкъа, то он был иудеем из Хайбара и был торговцем Аль-Хиджаза. Он отправился в Мекку и возбуждал гнев Къурайшитов против Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пока они не собрали союзников (Аль-Ах’заб) и это была Битва Аль-Ах’заб, а он был поджигателем ее пламени. Аль-Бухари рассказал от Аль-Бара’ Ибн ‘Азиба, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил людей из Ансаров к иудею Аби Рафи’, и назначил ‘Абдуллаха Ибн ‘Атикъа руководить ими. Аби Рафи’ оскорблял Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и оказывал помощь против него. Он находился в своей крепости в земле Аль-Хиджаза». Он также пересказал от него, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил группу к Аби Рафи’, затем ‘Абдуллах Ибн ‘Атикъ вошел к нему в его дом ночью пока он спал и убил его». И Ибн ‘Атикъ обманывал множеством разных способов, пока не убил его, также как и обманывал, чтобы попасть в крепость. Он закрыл двери домов иудеев снаружи. Затем пошел к Аби Рафи’ и не входил ни в одну дверь, не закрыв ее изнутри; он изменил голос, чтобы не быть узнанным. Ибн Хаджар сказал: «В хадисе указывается на дозволенность убийства мушрика, до которого дошел да’уа, но который упорствует, и убийство того, кто оказывает поддержку против Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своей рукой (физически) или своими деньгами (финансово) или языком (словесно), и на дозволенность шпионажа за людьми войны и отыскивания их невнимательности и полному посвящению себя ведению войны против многобожников и дозволенность быть двусмысленным в речи в соответствии с пользой и противостоянием малого числа мусульман против многочисленных многобожников». Аль-Бухари привел его в "Книге Джихада: Глава Убийство Спящего Многобожника".

По поводу этого вопроса, Шейх ‘Абдур-Рах’ман Ад-Даусари, да помилует его Аллах, сказал, при упоминании степеней поклонения, в своем Тафсире высказывания Всевышнего:

«Тебе (Одному) мы поклоняемся и Тебя (Одного) просим о помощи» (Аль-Фатиха, 1:5).

Он сказал: «Тогда приготовление силы в соответствии с возможностями человека относится к обязанностям религии и необходимым требованиям для ее установления. Поэтому тот, кто правильно поклоняется Аллаху, не огорчается из-за отсрочки в этом, не говоря уже об оставлении этого или отношении к этому как к чему-то малозначащему. И также, поклоняющийся Аллаху, который побуждает себя к Джихаду, будет осуществлять убийство лидеров неверия, из числа призывающих к безбожию и полной вседозволенности (либерализму), каждого, кто нападает на откровение Аллаха или того, кто использует свое перо или ведет кампанию против Истинной (Ханиф) религии, потому что он – является тем, кто оскорбляет Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Не дозволено мусульманам регионов Земли, будь то специалисты (ученые, муджахиды и т.д.) или общая масса (неспециалисты), оставлять его в живых, так как он вредоноснее, чем Ибн Аби Хукъайкъ и другие помимо него, из тех, кого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал убить. Поэтому отказ от убийства их наследников (тех, кто ведет войну против Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует) в наше время, является удалением последнего завета Аль-Мустафы (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) и ужасным нарушением поклонения Аллаху и страшным отвратительным узакониванием орудий разрушения религии Аллаха. Этот отказ нельзя объяснить кроме как отсутствием ревности (гъира) по отношению к религии Аллаха и какого бы то ни было гнева во имя Его благородного Лика. Это огромный изъян в любви к Аллаху и Его Посланнику и их восхвалении, которое не проявится от того, кто установил поклонение Аллаху в его правильном заданном смысле».

Здесь возникает вопрос, если нет возможности убить неверного, не убив тех, кто находится с ним из числа женщин и детей, позволено это или нет? Ответ: Позволено убить их, даже если они не сражаются и не помогают, и это только в том случае, если нет возможности убить неверного, без этого и при условии, что нет намерения, убить их. По поводу этого вопроса есть два хадиса:

Хадис Ибн ‘Умара, который сказал: «Женщина была найдена убитой в одной из тех битв, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убийство женщин и детей». И в другой версии сказано "он осудил" вместо "запретил".

И хадис Ас-Са’ба Ибн Джасама, который сказал: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, когда они подвергаются нападению ночью, так что некоторые из их женщин и детей будут также атакованы (из-за темноты, препятствующей различению). И он сказал: "Они из них". И в другом пересказе: «Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: "Что если конница нападет ночью и они поразят некоторых из детей многобожников?" Он сказал: "Они от их отцов".

Ан-Науауи сказал: «"Они от их отцов". Другими словами, в этом нет проблемы, потому что правила обращения с их отцами применяются к ним в наследовании, женитьбе, наказании (къисас), компенсации за кровь и остальном. И имелось в виду, что если они были убиты не преднамеренно, без необходимости. Что касается вышеупомянутого хадиса по поводу запрета на убийство женщин и детей, то имелось в виду, если есть возможность различать (между целью и присутствующими из женщин и детей). И этот хадис, который мы только что упомянули, относительно дозволенности нападения ночью и убийства женщин и детей во время ночной атаки, является нашим ученым мнением (маз’хабом), также как и ученым мнением (маз’хабом) Малика и Аби Ханифы, также как и большинства. Ночная атака и нападение на них ночью означает совершение облавы на них ночью, где мужчина не будет узнан отдельно от женщин и детей. Что касается слова "Сарари" (потомство, отпрыски) с ударением на (букву) "йа" – или без ударения, в соответствии с обоими диалектами, несмотря на то, где ударение более правильно – под потомством здесь подразумеваются женщины и дети. И в этом хадисе есть доказательство дозволенности нападения ночью и дозволенности совершения налета на тех, кого достиг да’уа, без предупреждения их об этом. И в нем имеет место указание на то, что решение в отношении детей многобожников в этой жизни такое же как и решение в отношении их отцов. Что касается будущей жизни, то, если они умерли до совершеннолетия, относительно этого есть три ученых мнения».

Ибн Къудама сказал: «Позволено нападать ночью, и необходимо нападать неожиданно ночью и убивать их, пока они невнимательны. Ахмад сказал: "Нет проблемы в том, чтобы нападать ночью. Разве они (сахаба) не нападали на Римлян в ночное время?" И он сказал: "Мы не знаем никого, кто осудил бы нападение на неверных ночью". И Суфьян включил его передав от Аз-Зух’ри от ‘Абдуллаха от Ибн ‘Аббаса от Ас-Са’ба Ибн Джасама, который сказал: "Я слышал как Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили про дома многобожников: ‘Что если мы нападем на них ночью, и поразим некоторых из их женщин и их потомства’. Он сказал: ‘Они от них’". И он сказал: "Цепь (передачи) хорошая". Поэтому, если сказано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать женщин и детей, то мы говорим, что это относится к их преднамеренному убийству. Ахмад сказал: "Что касается их преднамеренного убийства, то – нет". Он сказал: "Хадис Ас-Са’ба пришел после запрещения убийства женщин и детей, потому что его запрет на убийство женщин случился когда он отправил людей к Ибн Аби Хукъайкъу, и потому что мы можем совместить два хадиса: запретность преднамеренного (убийства их) и дозволенность того, что кроме этого"».

Ибн Хаджар указал на возможность его отмены в своем толковании хадиса Ас-Са’ба, по причине добавленной фразы, рассказанной мударрадж со слов Аз-Зух’ри в "Сунане Абу Дауда", как он сказал в его конце: "Суфьян сказал, что Аз-Зухри сказал: ‘Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать женщин и детей после этого’". Ибн Хаджар сказал: «И это как если бы Аз-Зух’ри указал этим на отмену хадиса Ас-Са’ба, основываясь на различии передаваемых дат этого запрета. Потому что сказано, что это было, когда он отправил людей к Ибн Аби Аль-Хукъайкъу, в пересказе Абу Дауда и также сказано, что это было в День Хунайна, в пересказе Ибн Хиббана».

Абу Бакр Аль-Хазими упомянул два этих хадиса и сказал, что одна группа взяла (мнение), что первый отменил второй, и другая группа (взяла) противоположное (мнение) этому. И есть группа, которая взяла (мнение) совмещения между ними. Затем он упомянул высказывание Аш-Шафи’и, поддерживающее совмещение: «Аш-Шафи’и сказал: "Хадис Ас-Са’ба имел место во время последней ‘Умры Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и если бы он был во время первой ‘Умры, то Ибн Аби Хукъайкъ был убит до этого и говорится (что это было) в том же году. И если это было во время последней ‘Умры, то это было после дела Ибн Аби Хукъайкъа без сомнений. И Аллах знает лучше". Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: "И мы не берем понимание, что он дал разрешение на отступление (рухса) для убийства женщин и детей, а позже запретил это. Запрет на убийство женщин и детей подразумевает, по нашему мнению, а Аллах знает лучше, преднамеренное убийство их, когда они узнаваемы и отличимы от тех, кого было приказано убить из них. И его высказывание: "...от них..." означает, что у них есть два качества: что по поводу них не принимают решения исходя из веры, которая сделала бы их кровь недозволенной, и по поводу них не принимают решения, как к живущим внутри земли веры (Дар Аль-Иман), что запрещает совершение облав на дома. И, в соответствии с этим, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ночные атаки и налеты на дома, и он совершил налет на Бани Аль-Мусталакъ, пока они были невнимательны. И известно, что при совершении ночных нападений и облав, если они были разрешены разрешением Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, неизбежно могут пострадать женщины и дети. Поэтому грех, искупление, компенсация за кровь и къисас (наказание возмездием) отпадает от них в отношении тех, кто был атакован, если ночное нападение и облава были разрешены. У них нет священности (неприкосновенности) Ислама. Их нельзя убивать преднамеренно, когда они отличимы и если их можно распознать. И он запретил убивать детей только из-за того, что они еще не достигли половой зрелости в куфре и затем действовали бы в зависимости от него, и должны были быть убиты за это, и запретил убивать женщин, потому что в них нет стремления к сражению, и потому что они и дети являются даром, поэтому могут стать (дополнительной) силой для людей религии Аллаха Всемогущего, Величественного"».

Вывод из высказывания Аш-Шафи’и – и это то, что Ан-Науауи упомянул ранее – состоит в том, что нет греха в убийстве потомства, если они неразличимы от тех неверных, чье убийство намечено, при условии, что нет намерения убить их. А Всевышний Аллах знает лучше.

Наши рекомендации