Тема 9. Свободомыслие и его основные формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности. Сводомыслие как культурная традиция связана с процессами секуляризации. Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Это одно из центральных понятий философии и культурологии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Включает политические, социальные, культурные проявления.
Разновидности свободомыслия — богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, атеизм и т.д.
Богоборчество — самая ранняя форма критики религиозных представлений. Проявления богоборчества разнообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного «хуления» его. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей высшего блага, Бог представляется существом несправедливым.
Скептицизм (греч. skeptikos—рассматривающий, исследующий) — сомнение в истинности религии или отдельных ее положений.
Антиклерикализм (лат. anti —против, clericalis —церковный) — идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Ныне антиклерикализм играет заметную роль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т.д.
Религиозный индифферентизм(лат. indifferens—безразличный) — безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям.
Пантеизм(греч. pan — все, theos — бог) сближает Бога и мир, признает их единство, вплоть до тождества. Разновидностью пантеизма является пантеизм натуралистический, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. Устраняется идея первичности Бога по отношению к природе, Бог растворяется в природе, рассматривается как безличный дух, внутренне присущий природе. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени (антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.
Деизм (лат. deus — бог) дает иную трактовку Бога: это некий безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Дав толчок, движение, законы миру Бог не оказывает с того момента никакого воздействия на земные дела, будь то природа или человек. Мир развивается по строгим законам, которые познаваемы человеческим разумом.
Свободомыслие в отношении религии может выступать и в форме натурализма (лат. naturalis — естественный). Хотя натурализм как философское направление оформился в США в 20 — 40-е годы XX в., он имеет давние традиции. Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, представляющая собою всеохватывающее бытие. С позиций натурализма, человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественнонаучные знания своего времени.
Атеизм(греч. а — отрицат. частица и theos — бог, букв, «безбожие») — это форма мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире.
Свободомыслие как образ мышления, связанный с критикой религиозных верований, возникает в Древней Индии, Египте, Греции параллельно с развитием философии, которая, в свою очередь, не удовлетворяется мифологическим объяснением мира и ищет для этого разумные, рациональные, логические основания.
Уже в древних памятниках письменности, созданных на ранней стадии развития цивилизации, таких, как, например, египетская "Песнь арфиста", в индийских эпосах "Махабхары-и" и "Рамаяна" имеют место свидетельства широко распространенного в те времена стихийно-атеистического мировоззрения. В античной Греции, а затем в Риме, религия доминировала не только в духовной жизни, но и в общественной как государственный культ, посягательство на веру в богов воспринималось как покушение на существующий строй и образ жизни. По обвинению в неверии в богов и "развратные молодежи" был осужден на смерть Сократ. Критий (V в. До н.э.) открыто заявил, что страх людей перед богами используется правителям, чтобы творить зло. Демокрит видел причину возникновения религиозных верований в страхах людей перед небесными явлениями - громом, молнией, солнечным затмением и т.д. В средневековье религия приобретает господствующей формы мировоззрения и идеологии. Церковные догмы стали исходными элементами мышления. Позиции религии и церкви взрывали только антиклерикальные и еретические движения. Уже в XIII в. развивается религиозный скептицизм в виде учения о двойственной истине, то есть о том, что "истины разума", полученные усилиями самого человека, могут отличаться от "истин веры", божьего откровения.
В эпоху Возрождения и Реформации были заложены основы исторического подхода к Библии. Труд Коперника "О вращении небесных сфер" (1543) сделал первый шаг к освобождению естествознания от теологии. Смелые философские выводы из научных открытий своего времени сделал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно, утверждавший, что Земля не является центром мироздания (гелиоцентризм). Хотя формально деятели Возрождения продолжают ставить в центр Бога, мыслительные усилия все больше сосредоточиваются на человеке. Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом. Усилия мыслителей Возрождения прививают культуре этой эпохи еще одну существенную черту — гуманизм (от лат. humanitas — человечность), представляющий собой образ мышления, который провозглашает идею блага чело века главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.