Тема 1. Введение. Предмет и задачи сравнительного религиоведения
Сытая О. В.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации для студентов очной формы
обучения специальности «Политология (по направлениям)»
Минск
«БИП-С Плюс»
Рекомендовано к печати
в качестве учебно-методических рекомендаций
кафедрой философии, политологии и психологии (протокол № 9 от 26.03. 2014 г.)
Автор
кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии, политологии и психологии ЧУО «БИП – Институт правоведения» Сытая О.В.
Р е ц е н з е н т ы:
профессор кафедры философии и политологии
ЧУО «БИП – Институт правоведения» доктор философских наук В.П.Оргиш;
Сытая, О. В.
Сравнительное религиоведение: методические рекомендации / О. В. Сытая – Минск: БИП – Институт правоведения, 2013 – с.
В соответствии с программой учебного курса кратко изложено содержание курса “Сравнительное религиоведение». Рассмотрены ранние формы религиозных верований, национально-государственные и мировые религии, новые религиозные движения, понятия свободомыслия и свободы совести.
Предназначены для студентов заочной формы обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Данная дисциплина ориентирована на изучение сущности, структуры и функций религии и свободомыслия как духовных и социальных явлений, закономерности их генезиса, функционирования и взаимодействия с другими формами духовной и социальной деятельности. Ситуация мировоззренческого плюрализма, сложившаяся в современном обществе, предполагает наличие в его духовной и социальной жизни большого количества разнообразных явлений, среди которых важное место занимает религия. Исследование этого феномена осуществляется с позиций философии, теологии, искусства, науки. Научную точку зрения на проблему религии представляет, наряду с другими социально-гуманитарными науками, религиоведение.
Изучение данной дисциплины позволяет будущему специалисту глубже и полнее понять процессы, происходящие в современном мире, более адекватно принимать личностные, управленческие и профессиональные решения. Изучение данного курса также поможет студентам овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, духовно определиться и реализовать конституционное право на свободу совести, сформировать активную жизненную позицию и ценностные ориентации.
В данном курсе предполагается изучение основных теоретических знаний о религии и свободомыслии, а также методологических подходов. Особое внимание уделяется истории, своеобразию и современному состоянию основных религиозных типов и направлений, форм свободомыслия, в том числе применительно к истории Беларуси. Важное место в структуре предмета занимают проблемы свободы совести, ее реализации в мировой и национальной практике, законодательстве.
Основной целью преподаванияучебной дисциплины «Сравнительное религиоведение» является формирование социально-личностных компетенций студента, обеспечивающих его личностное самоопределение в области социокультурных феноменов религии, свободомыслия и свободы совести.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
– усвоение студентами теоретических основ сравнительного религиоведения, его основных понятий, концепций и проблем,
– освоение основ исследовательской методологии в области сравнительного религиоведения;
- развитие умений и навыков, необходимых для профессиональной ориентации в многообразии исторических и этнокультурных форм религиозной жизни
– развитие у студентов научных представлений о специфике религиозного мировоззрения и свободомыслия как способов духовно-практического освоения действительности;
– ознакомление с основными историческими и современными формами религии и свободомыслия;
– ориентирование студентов на осмысление и анализ истории становления и современного состояния религиозных традиций и форм свободомыслия в Беларуси;
– усвоение основ свободы совести и ознакомление с ее законодательным закреплением в международных и отечественных правовых документах;
– содействие сознательному мировоззренческому самоопределению студентов в отношении религии и свободомыслия на началах научности, светскости, толерантности;
– обучение умению вести диалог и дискуссии по проблемам религии и свободомыслия;
– воспитание веротерпимости и уважения к законам, регулирующим осуществление свободы совести.
– формирование навыков осуществления профессиональной деятельности с учетом специфики национально-культурного пространства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название тем | Количество часов | |||
Всего часов | Аудиторные | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Введение. Предмет и задачи сравнительного религиоведения | ||||
2. | Религия как социокультурный феномен | ||||
3. | Ранние формы религиозных верований | ||||
4. | Национально-государственные религии | ||||
5. | Буддизм | ||||
6. | Христианство | ||||
7. | Ислам | ||||
8. | Современные феномены религиозной жизни | ||||
9. | Свободомыслие и его основные формы | ||||
10. | Религия и свободомыслие в Беларуси | ||||
11. | Свобода совести и ее правовое обеспечение. Заключение | ||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Предмет и задачи сравнительного религиоведения
Актуальность курса, его предмет, цели, задачи и роль в структуре гуманитарного образования студентов.
Религиоведение как наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования религии в обществе, ее функциях, роли и месте в духовной жизни общества. Многообразие подходов к изучению религии.
Основные разделы религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии, феноменология религии, история религии, теория и история свободомыслия и свободы совести. Методы познания и принципы изложения религиоведческих проблем. Связь религиоведения с другими областями научного знания.