ЛЕКЦИЯ № 6. Древнегреческая мифология

Мифология Гомера

Первые признаки осмысления мира можно найти уже в произ­ведениях Гомера, хотя по своей мифологической форме они еще далеки от рационализма, присущего греческой философии. Гомер говорит о трех первопричинах, которые можно в определенном смы­сле считать первоосновами мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс — это праисходное состояние, стадия, которая пред­шествует чему-либо иному (используя нынешнюю терминологию, можно сказать, что это универсальная потенция всех состояний мира). Океанос представляет праморе, а Тетис — определенную жиз-несообщающую силу, которая соединена с морем — водой. При этом все эти первопричины, т. е. сущностные силы, связаны с землей.

Орфизм

К Гомеру восходит и так называемый ранний орфический период. Речь идет о литературных произведениях, разрабатывающих орфи­ческую проблематику и решающих, кроме того, теогонические проблемы.

Орфизм —религиозное движение, восходящее к мифологиче­скому певцу Орфею. Значительную роль в его мифологическом понимании возникновения мира и богов играла музыка —гармо­ния. Орфические воззрения, в частности понимание отношения души и тела (тело является гробом души), отражены в греческой философии (Платон, Пифагор). Из первопринципа Никс выво­дятся небо и земля, из них — все остальное (Океанос здесь пони­мается как существенная составная часть земли).

Гесиод

Попытка объяснения возникновения мира содержится и в тру­дах Гесиода. Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, кото-45

рый понимается как неограниченная, бесформенная масса, содер­жащая в себе все возможные потенции. Из него же возникают пра-исходные формы бытия.

С одной стороны, это Гея (Земля) и Эрос (определенная жиз­ненная сила), с другой — это Эребос (тьма) и Никс (ночь) как определяющая, правящая сила. Из них потом возникают Уран (звездное небо), Этер (Эфир), свет и постепенно остальные божества.

Наряду с космогоническими и теогоническими взглядами находим у Гесиода также определенную рефлексию общественной действительности. Например, его защита аграрного мелкотовар­ного производства указывает на главные противоречия эпохи и отражает углубляющуюся классовую дифференциацию грече­ского общества.

К космогоническим взглядам Гесиода восходит позднейший мыслитель Акусилай. Он вводит в систему основных принципов Гесиода новое понятие — «Метис», или «Нус» (разум).

Ферекид и Эпименид

Определенным завершением космогонических концепций в Древней Греции в период, предшествующий образованию соб­ственно философии, являются взгляды Ферекида и Эпименида из Сира.

Согласно Ферекиду, первоосновой всего является особая жиз­неспособная материя, которую он обозначает именем Зевс. Эта первооснова существует в пяти стадиях, следствием развития которых является возникновение богов, космоса и земли. Взгля­ды на проблему возникновения богов (теогония) и космоса (кос­могония), таким образом, обретают единые мифологические рамки.

Ферекид впервые пытается создать определенную «всеобъе­млющую» систему, охватывающую всю известную тогда область явлений.

С пятью стадиями развития можно встретиться и у Эпимени-да, старшего на полстолетия. Согласно ему, на первой стадии суще­ствует воздух как праматерия и ночь как безграничная тьма. Их сое­динение приводит к возникновению праосновы (преисподней). От нее восходят Титаны, из них — яйцо, разрушение которого при­водит к рождению мира.

Все эти космогонические взгляды, в принципе, не вышли за рамки мифологических построений. Однако в некоторых из них (у Гесиода, Ферекида, Эпименида) можно найти тенденции обра­щения к природе.

Эти дофилософские воззрения были попыткой в форме мифа ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его разви­тие. Стремление рационально ответить на эти вопросы, найти выход из магических и религиозных зависимостей стоит у истоков собственно греческой философии.

ЛЕКЦИЯ № 7. Древнекитайская мифология

Обожествление природы

В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообща­ет существование вещам. Этот принцип иногда понимается персо­нифицировано как наивысший правитель (шан-ди), но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своих демонов.

Культ предков

Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления в Древнем Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим, воздей­ствовать на поведение и деятельность людей. Корни древнейших мифов уходят в глубь II тысячелетия до н. э.

В это время в Китае получила распространение гадательная практика с использованием магических формул, общения с духа­ми. Для этих целей с помощью пиктографического письма нано­сились вопросы на кости крупного рогатого скота или черепаший панцирь (вторая половина II тысячелетия до н. э.). Некоторые из этих формул или по крайней мере их фрагменты мы находим на бронзовых сосудах, а позже – в Книге перемен. Собрание древней­ших китайских мифов содержит Книга гор и морей (Шань хай цзин), относящаяся к VII—V вв. до н. э.

Особенностью развития китайской философской мысли явля­ется влияние так называемых мудрых мужей — мудрецов (первая половина I тысячелетия до н. э.). Их имена неизвестны, но извест­но, что именно они начали выходить за пределы мифологическо-48

го видения мира и стремились к его понятийному осмыслению. На мудрецов, которые создают линию связи между мифом и поня­тийной онтологией, будут впоследствии часто ссылаться китай­ские философы.

Общинная организация общества, были ли это родовые общи­ны или общины раннего феодализма, сохраняла общественные отношения. Отсюда и интерес к проблемам управления обществом и государственной организации. Китайская философия внутрен­не необычайно стабильна. Эта стабильность основывалась на под­черкивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались чувство превосходства и нетер­пимость ко всем другим философским взглядам.

Наши рекомендации