Понятие «секта». Секты в истории культуры
В современном мире наблюдается кризис традиционных религий, что вызвано глобализацией и новыми формами общества (в частности, информационное) и прочими модернизационными процессами, принципиально меняющими понятие «ценность» и привычные схемы межкультурного и межличностного взаимодействия. Иными словами, культура сегодня существует в условиях перехода, смены исторических этапов.
В подобные эпохи всегда «страдает» духовность, поэтому появляется много сект, в которых люди пытаются найти пути решения проблем, принявших всеохватывающий характер. Секты существовали на протяжении всей истории человечества, играя положительные и отрицательные роли в эволюции религии. Одна из интереснейших сект средневековой Европы – катары (или, альбигойцы). С конца XII века катарство охватило всех недовольных церковью и землевладельцами. Все материальное и церковное катары воспринимали как дьявольскую силу. Общинами катаров руководили наставники, которые обязательно были аскетами. Среди альбигойцев пропагандировалось самоубийство и личное нестяжательство. Хотя, при этом, общественных богатств у сектантов было много, что и послужило одной из причин организации крестового похода против альбигойцев в начале XIII века.
В императорской России существовало понятие изуверских сект, грубо искажавших нравственные нормы, нарушавших принципы религиозной совести и наносящих вред обществу. Такие религиозные группы преследовались законом. Примером такой изуверской секты являются хлысты, появившиеся в XVIII веке. Их общины назывались «кораблями», в которой состояло по 20 - 30 человек. Это название зародилось в Кронштадте, так как данная секта была развита среди моряков и морских офицеров[90]. Хлыстовство не отвергает Библии, икон и даже посещения церкви. Но их заповеди предписывают крайний аскетизм: «от запрещения иметь семью до истязания плоти, так как тело человека создано “врагом” — сатаной…»[91]. Хлысты практиковали исступительные пляски до изнеможения, в припадках экстаза выкрикивают слова, которые принимаются за пророчества, сексуальные оргии, самоизбиения и пр. В хлыстовстве был многократно заподозрен Григорий Распутин, имевший большое влияние на семью Николая II.
В XVIII же веке в России появилась секта скопцов,которые также как и хлысты полагали, что спасение состоит в самоистязании, физическом подавлении плоти. Это выражалось в варварском требовании кастрации. Скопцы, продолжая считать себя, христианами ходили в церковь, но у них имелись свои реликвии и святыни, в том числе «Христос», основатель Кондратий Селиванов, «богородица» - Акулина Иванова и святые у которых было родство, якобы, с царской фамилией. Во второй половине XIX века царское правительство ссылает скопцов в Сибирь, а после революции секта распалась.
Секты деструктивного характера появляются и сегодня. Что толкает человека на контакт с представителями нетрадиционных культов?
Ø Современная религиозная жизнь человечества характеризуется крайней неустойчивостью. ХХ век, развивший атеистическое и материалистическое мировоззрение, серьезно «пошатнул» позиции традиционных устоявшихся религиозных систем. Но, лишив человека традиционного религиозного сознания, новые философские и общественные установки не сумели сформировать для человека духовную опору. Чтобы заполнить пустоту, человечество начинает искать новые пути к утерянному для многих духовному миру.
Ø Урбанизация и убыстрение темпов жизни заставляет многих ощутить себя «песчинкой» никому не нужной, одиночество и депрессия заставляют решать глубоко личностные проблемы с помощью приобщения к новым религиозным течениям.
Ø Политическая и экономическая нестабильность, общественная неразбериха, межэтнические конфликты «вынуждают» увидеть в сектах решение и подобных глобальных проблем.
Ø Стремление преодолеть бездуховность, нравственный кризис, наркоманию, алкоголизм толкает многих на контакты с организациями сомнительного характера.
Немаловажно, что сегодня существует серьезная проблема классификации сект. Нельзя считать любой нетрадиционный культ или новую религиозную группу со своеобразным мышлением сектой. Ведь в понимании современной науки секта проповедует деструктивную религиозную философию, реализуя ее в девиантных формах поведения.
Выделим главные отличительные черты секты:
- Оппозиционный характер по отношению к тем или иным религиозным направлениям;
- Критическое отношение к некоторым источникам и догмам церковного вероучения, отказ от большинства обрядов;
- Усугубление мистицизма;
- Претензии на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, установок;
- Тенденция к изоляции, избранничеству, стремление сектантов к «духовному перерождению»;Активная миссионерская деятельность.
Кроме того, к специфическим чертам сект относится систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Важная особенность - жесткая иерархия, абсолютное главенство какого-либо лидера, которое замешано на боязни членов секты репрессивных мер в случае неповиновения.
Характерно, что все тяготы (так называема, аскеза) рядовых членов таких организаций не актуальна для жизни для ее верхушки. Так называемые гуру живут, довольствуясь всеми благами цивилизации, не отвергая и извращений вроде, наркотиков или сексуального насилия.
Представители тоталитарных сект скрывают от рядовых членов истинные цели секты. Они никогда не сформулируют вам, остановив на улице, основных догматов, столпов веры, а будут произносить общие фразы гуманистического содержания.