Признаки святых отцов Церкви( в православии и католичестве)
«Отцами Церкви, писатели святые, т.е. воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел».
Таким образом, первым признаком, который позволяет считать того или иного церковного писателя святым отцом, является святость его жизни.
Второй признак — чистота догматического и нравственного учения, определяющая достоинство творений св. отцов.
Третий признак — свидетельство Церкви. Оно является той необходимой проверкой чистоты жизни и учения отдельного писателя, после которой его творения получают высокий авторитет для православного богословия.
Четвертый же критерий (древность), выдвигаемый католическими богословами, не признается, как отмечалось выше, православными патрологами. Исходя из него, католические ученые завершают собственно патрологию на греческом Востоке св. Иоанном Дамаскиным (начало VIII в.), а на латинском Западе — Исидором Севильским (VII в.). Православную же точку зрения на сей счет ясно выразил покойный отец Иоанн Мейендорф: «Наша Церковь учит, что божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками. Дух святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Вследствие этого наука патрология, собственно говоря, не имеет конечного хронологического предела, или, если говорить более точно, данный предел устанавливается грядущим концом бытия этого тварного мира и человечества.
5) Краткая история патрологической науки.
Термин «патрология» был впервые употреблен протестантским ученым Й. Герхардом (J. Gerhard; ум. 1637), написавшим сочинение под названием «Патрология, или произведение о жизни и трудах учителей древнехристианской Церкви», которое увидело свет после его смерти в 1653.
Патрология как специальная богословская дисциплина возникла в конце 30-х годов XIX в. вместе с разделением богословских знаний на отдельные дисциплины с более узким содержанием. Но изучение святоотеческих творений и их использование для богословской науки имело место еще в Древней Церкви.
Начиная с IV в., сохранились особые сборники расположенных по определенным темам выдержек из творений отцов (катены). Наиболее известен из них сборник, составленный св. Иоанном Дамаскиным, — «Священные Параллели» (Sacra Рага11е1а), послуживший материалом для составления его книги «Точное изложение православной веры».
Сведения о жизни отцов включались в церковные истории и составляли содержание ряда специ-альных сочинений, напр., «De viris illustribus» блаж. Иеронима.
Св. отцы Церкви писали в основном на языках греческом, латинском или сирийском. Но еще в древний период большое количество их творений было переведено на языки грузинский, коптский, армянский, эфиопский и др. Издание отдельных произведений отцов в подлиннике и переводах началось сразу после изобре-тения книгопечатания. На Западе большинство рукописей издали мавриниане (бенедиктинские монахи, ученики св. Бенедикта, жившие в пригороде Парижа в монастыре св. Мавра), получившие материальную поддержку от французского короля Людовика XIV (1643 - 1715). Король, стоявший за независимость от папы («галликанство»), покровительствовал изданию тех творений св. отцов, которые появились до возникновения папского абсолютизма. Мавриниане собрали и издали (хотя и без критики) творения свв. Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, блаж. Августина и др. В XVII - XVIII вв. появились издания и на Востоке. В 1675 г. в Яссах (здесь жили греки) было опубликовано собрание святоотеческих творений (главным образом антикатолического характера), составленное Иерусалимским патриархом Досифеем. В 1782 г. в Венеции, где также находилась греческая колония, было выпущено «Добротолюбие» — составленное св. Никодимом Святогорцем собрание духовных сочинений.
6) Значение науки «Патрология».
Значение науки обусловливается важностью ее предмета — церковной письменности. Для св. отцов Церкви и церковных писателей христианство не было чем-то повседневным, обычным; они живо чувствовали и сознавали всю его благодатность, а потому их творения помогают лучше понять силу и величие христианства и проникнуться его духом; чтение их творений вселяет дух церковный, развивает привычку жить и мыслить в согласии с Истиной.
Огромное значение церковная письменность имеет и для богословских дисциплин — она является их источником. В ней, прежде всего, можно найти богатый материал для экзегетики, истолкования Священного Писания как в смысле буквально-грамматическом, так и в духовно-аллегорическом. Важна, далее, церковная письменность для систематического богословия (догматического и нравственного), в частности, на ней зиждется история догматов, которая знакомит нас с выражением церковного учения; в ней сохраняется Священное Предание. Важно также изучение церковной письменности для церковной истории, ибо церковная письменность проливает свет на внутреннюю духовную жизнь Церкви.
Наконец, и практическое богословие во всех своих разветвлениях (церковное право, пастырское богословие, гомилетика, литургика) пользуется также произведениями церковной письменности
7) Значение термина «учитель Церкви».
«Отцами Церкви, — говорит Патриарх Московский и всея Руси Сергий, — признаются не те из писателей церковных, которые были наиболее учены, наиболее начитаны в церковной литературе, но писатели святые, т.е. воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел»