Четвертый: Джихад на Пути Аллаха

Это применяется к тем, кто упрям и отказывается принимать приглашение (да’уа) в Ислам. Всевышний сказал:

«...тогда убивайте многобожников где бы вы их не обнаружили...» (Ат-Тоуба, 9:5).

И Всевышний Аллах сказал Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я отправил тебя только для того, чтобы испытать тебя и испытать (остальных) тобой...» до Его слов: «...изгони их, как они изгнали тебя и сражайся с ними и Мы будем Сражаться с тобой. И расходуй (на джихад), и Мы будем расходовать на тебя. И пошли армию, и Мы пошлем пять таких. И сражайся рядом с теми, кто покорился тебе против тех, кто не покорился тебе".

И в соответствии с этим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и будут совершать молитву и платить закят. Затем, если они сделают это, они защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву Ислама, и их расчет у Всевышнего Аллаха".

И тот факт, что ему, да благословит его Аллах и приветствует, было приказано сражаться со всеми людьми, был следствием того, что он был послан ко всем творениям, как мы указывали ранее.

И Всевышний Аллах взял на Себя обязательство истребления неверующих в Него и Его Посланников со времен Нуха до Мусы (да будет над ними мир). Затем Он, хвала Ему, узаконил Джихад в шариате Мусы после спасения Детей Израилевых и уничтожения Фараона, как Он, Всевышний, сказал:

«О мой народ! Ступите на священную землю...»

До Его, Всевышнего, слов:

«Так ступай и сражайся вместе со своим Господом...» (Аль-Ма’ида, 5:21-24).

Это было началом законодательного утверждения сражения на Пути Всевышнего Аллаха. И Он, Всевышний, сказал:

«Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе Писание...» (Аль-Къасас, 28:43).

Ибн Кассир сказал: «Высказывание Всевышнего: "...погубив первые поколения..." означает, что после ниспослания Таурата, Он не наказывал никакой народ чем-то общим. Он предоставил верующим сражаться с врагами Аллаха из числа многобожников, как Он, Всевышний, сказал: "И Фир’аун, и его предшественники и опрокинутые селения (селения народа Лута) совершали грехи. Они ослушались Посланника своего Господа, и Он покарал их суровой карой"». Аль-Къуртуби сказал: «Высказывание Всевышнего: "...таково Его обещание и обязательство в Таурате, Инджиле и Къур’ане", является сообщением от Всевышнего Аллаха, что это существовало в этих Книгах и, что зарождение джихада и противодействия врагам началось со времени Мусы (да будет над ним мир)».

И джихад может быть жизнью или имуществом или языком, как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Делайте джихад против многобожников своим имуществом и своими жизнями...".

Также, джихад может быть против врага в его собственной стране: "Джихад Ат-Таляб" или отражение его агрессии против мусульман: "Джихад Ад-Дафа’". И джихад бывает Фард ‘Айн или Фард Кифайа, как это будет показано в следующих разделах.

И джихад всегда сопровождается разделением рядов мусульман на правдивых верующих и предающих и дрожащих лицемеров. Всевышний сказал:

«То, что постигло вас в тот день, когда встретились две армии (при Ухуде), произошло с дозволения Аллаха для того, чтобы Он узнал верующих и узнал лицемеров»

До Его, Всевышнего, слов:

«Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого» (Аль-‘Имран, 3:166-179).

Это закон, который не будет опровергнут. Шейх Уль-Ислам Ибн Теймийа упомянул, что когда татаро-монгольский враг направился к Стране Аш-Шама, ряды разделились подобным образом. Он упоминал это во многих местах. Поэтому каждый должен обратить внимание на этот закон, так как мусульмане должны остерегаться этих лицемеров исходя из этого разделения. Как Он, Всевышний, сказал:

«Они являются врагами – остерегайся же их» (Аль-Мунафикъун, 63:4).

На основании этого, им нельзя позволить нанести вред рядам мусульман. Всевышний сказал:

«Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним» (Ат-Тоуба, 9:47).

Раздел 6: Джихад Бывает Двух Видов: "Джихад Ат-Таляб" и "Джихад Ад-Дафа’"

"Джихад Ат-Таляб" – когда ты ищешь врага и сражаешься с ним в его стране. А "Джихад Ад-Дафа" – сражение против врага, который инициировал сражение с мусульманами.

Доказательство "Джихада Ат-Таляб":

Высказывание Всевышнего Аллаха:

«...тогда убивайте многобожников, где бы вы их не обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать молитву и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (Ат-Тоуба, 9:5).

Всевышний также сказал:

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний День, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут добровольно платить дань (джизью), чувствуя себя униженными» (Ат-Тоуба, 9:29).

Таким образом, Аль-Хаккъ (Аллах), Величественный и Всевышний, приказал выступать и сражаться с ними, искать и осаждать их. И эти аяты из самых ясных, из числа последних, которые были ниспосланы (относительно джихада). И они не были отменены. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вместе с ним, и те, кто были после них, следовали им, пока Всевышний Аллах ни открыл Восток и Запад Земли для них.

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и пока не начнут совершать молитву и платить закят. Тогда, если они сделают это, они защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву Ислама, и их расчет у Всевышнего Аллаха".

И в хадисе Бурайды, который был рассказан Муслимом, говорится, «Что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда назначал Амира над армией или отрядом, советовал ему с глазу на глаз, бояться Аллаха и мягко обращаться с мусульманами, сопровождающими его. Затем он сказал: "Сражайся во Имя Аллаха. Воюй с теми, кто не верует в Аллаха. Сражайся, но не присваивай (военную добычу), не предавай и не наноси им увечья. И не убивай ребенка. А когда ты встретишь своего врага из многобожников, то призови его к трем вещам"». И эти тексты ясные и очевидные относительно выступления для сражения с врагом, при наступлении на него в его стране. И это Джихад Ат-Таляб.

Что касается Джихада Ад-Дафа’, то доказательства для него следующие:

Высказывание Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной» (Аль-Анфаль, 8:15).

И высказывание Всевышнего Аллаха:

«И сражайтесь на Пути Аллаха с теми, кто сражается против вас...» (Аль-Бакъара, 2:190).

И высказывание Всевышнего Аллаха:

«Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас» (Аль-Бакъара, 2:194).

Таким образом, здесь, сражение предназначено для того, чтобы отразить покушение врага, который начал сражение.

Шейх Уль-Ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: "Что касается оборонительного джихада, то это наиболее необходимый и неотложный способ отражения захватчика от святынь и религии. И это является обязательным в соответствии с согласием (иджма’). Нет ничего более обязательного после веры, чем отражение захватчика, который разрушает религию и мирское благополучие. Для этой обязанности нет условий; он должен быть отражен при использовании всех доступных средств".

Из пройденного ты понимаешь, что тот, кто отвергает то, что Джихад Ат-Таляб является частью Ислама, наподобие тех, которые говорят, что Ислам не сражается кроме как для обороны или отражения покушения, то он является тем, кто отвергает вышеупомянутые аяты и хадисы и аналогичные им. Всевышний сказал:

«...и только неверующие отвергают Наши Аяты...» (Аль-‘Анкабут, 29:47).

Тот же, кто поступает несправедливо, ложно толкуя то, что дошло до нас от наших Праведных Предков (Ас-Саляф Ас-Салих) о Джихаде Ат-Таляб и говорит, что это было для отражения покушения, то он заблудился далеко, если он не был несведущим в этих текстах и понимал их, отказался от них и поступил несправедливо в отношении их (правильного) смысла.

Заблуждение:

Некоторые используют как доказательство для того, чтобы отвергнуть Джихад Ат-Таляб, слова Всевышнего:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру...» (Аль-Анфаль, 8:61).

Они говорят, пока неверные находятся в состоянии мира с мусульманами, то тогда нет Джихада. Они используют как доказательство, высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не желайте встречи со своим врагом...".

Это состояние тех, кто верит в одну часть Книги и не верит в другую; тех, кто использует как доказательство одно доказательство по вопросу, не принимая во внимание остальные доказательства, как я упоминал об этом в четвертом принципе в главе "Правила Строго Следования Книге и Сунне". И ответ на это сомнение состоит из нескольких пунктов:

Первый: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, лучшие люди этого народа, да будет доволен ими Аллах, не рассматривали эти тексты в том смысле, в котором их понимают те, подразумевая отказ от Джихада Ат-Таляб, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с Арабами, а затем выступил, чтобы сразиться с Римлянами при Табуке. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сражался в девятнадцати сражениях. И он лично принимал участие в сражении в восьми из них. Что касается делегаций и отрядов, которые он отправлял, но не выступал сам, то их насчитывается тридцать шесть в изложении Ибн Ис’хакъа, а другие упоминают даже больше, чем это. Затем сподвижники воевали после него, да благословит его Аллах и приветствует, с Персами, Римлянами, Турками, Коптами, Берберами и другими из того, что известно. Поэтому тому, кто использует эти тексты как доказательство для того, чтобы лишить законной силы Джихад Ат-Таляб, мы говорим:

«То, что ты понимаешь в этом вопросе, то ли это, что понимали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, или нет?» Если он скажет, что они не понимали это, мы скажем ему: «Ты понял то, что они не поняли, следовательно, ты взял себе неправильное руководство, и то, что ты понял, не из нашей религии». Это потому, что религия была завершена в течение его, да благословит его Аллах и приветствует, жизни. Всевышний сказал:

«Сегодня Я усовершенствовал (завершил) вашу религию для вас...» (Аль-Ма’ида, 5:3).

«И это твое понимание не имеет опоры и отвергается: "Тот, кто совершает действие, которое не соответствует нашему делу, то оно будет отвергнуто". И этим ложным пониманием ты оставил руководство Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и дорогу его сподвижников». Всевышний сказал:

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия» (Ан-Ниса’, 4:115).

Но если он скажет, что они понимали то же самое, что он понимает, мы скажем ему: "Их история состояла из того, что противоречит этому пониманию. Таким образом, или это истина и они выступали против нее – и никто не скажет подобного, кроме зиндикъа – или это ложь и заблуждение, и, следовательно, это не было ни их пониманием, ни их действием".

Второй:Что касается слов Аллаха:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру...» (Аль-Анфаль, 8:61),

то, высказывания предшественников (салаф) относительно этого будут приведены в десятом разделе.

Третий: Что касается высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не желайте встречи с врагом...", то его привел Аль-Бухари от ‘Абдуллаха Ибн Аби Ауфа: «В один из дней, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял обращенным туда, и ждал, пока опустится солнце. Затем он встал перед людьми, чтобы обратиться к ним и сказал: "О люди, не желайте встречи с врагом и просите Аллаха о прощении. А если вы столкнетесь с ним, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью сабель". Затем он сказал: "О Аллах, Ниспославший Книгу и Распределяющий облака, Разбивший союзные племена, разбей их и даруй нам победу над ними"». Из текста этого хадиса ясно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это во время одной из своих битв, согласно его словам: "В один из дней, когда....стоял, обратившись туда..." Другими словами: "к врагу", как передал Муслим. И его словам: "А если вы столкнетесь с ними, то проявляйте терпение...", а также его словам: "...разбей их и даруй нам победу над ними". Так, как же этот хадис может использоваться как доказательство для оставления джихада, в то время как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это единственно во время сражения? Кроме того, хадис содержит побуждение (его сподвижников) к сражению с врагом. И это в его словах: "...и знайте, что Рай находится под тенью сабель". И известно, что воин не будет под тенью сабель, кроме как во время боя против врага, когда оба они сталкиваются с занесенными мечами.

Тот факт, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, направляясь к сражению, и тот факт, что он побуждал (своих сподвижников) к сражению в том же самом хадисе, указывает на то, что запрет на желание встречи с врагом высказан не в абсолютном значении, а был сделан в конкретном смысле. И это предостережение от удовлетворенности и самонадеянности на свои силы. На это указал Ибн Хаджар в своем толковании к этому хадису. Он сказал: «Он лишь запретил желание встречи с врагом, происходящее из состояния самодовольства и веры в себя, уверенности в своих силах и недооценки врага. Все это противоречит осмотрительности и обладанию решимостью. И было сказано: "Этот запрет имеет силу, когда существуют сомнения относительно выгод или возможности вреда. В ином случае, сражение является благим делом и послушанием"». Ан-Науауи высказал аналогичное суждение. Указанием на то, что запрет на желание встречи с врагом не является абсолютным, является желание Анаса Ибн Ан-Надра, да будет доволен им Аллах, встретиться с врагом, высказанное им в присутствии Посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, но, тем не менее, он не высказал ему свое возражение этому. Это было передано Аль-Бухари и Муслимом от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мой дядя, Анас Ибн Ан-Надр, да будет доволен им Аллах, отсутствовал в сражении в День Бадра, поэтому он сказал: "О Посланник Аллаха, я отсутствовал в первом сражении, где ты сражался с многобожниками. Если Аллах позволит мне принять участие в (следующем) сражении против многобожников, то Аллах увидит, что я сделаю". Потом, в День Ухуда, когда мусульмане были подвергнуты удару, он сказал: "О Аллах, я прощу у Тебя прощения за то, что сделали те..." – иначе говоря, его товарищи – "...и я непричастен к тому, что сделали эти..." – иначе говоря, многобожники. Затем он выдвинулся вперед и встретил Са’да Ибн Му’аза. Он сказал ему: "О Са’д Ибн Му’аз, клянусь Господом Ан-Надра, я ощущаю благоухание Рая со стороны Ухуда!" Са’д сказал: "Я не смог тогда, О Посланник Аллаха, сделать то, что сделал он"». Анас сказал: «Позже мы нашли его и на нем было более восьмидесяти ран от копий или стрел, и мы обнаружили, что он был убит и многобожники изувечили его. Поэтому никто не смог опознать его, кроме его сестры, которая узнала его по кончикам пальцев». Анас сказал: «Мы думали – или предполагали – что этот аят был ниспослан о нем и подобных ему: "Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства"». Этот великий сподвижник пожелал встречи с врагом и был правдив в этом по отношению к Аллаху. И в этом, ты можешь видеть, что запрет на желание встречи с врагом относится к удовлетворенности и гордости, и оба эти качества достойны порицания. В этом ты видишь ложность этого сомнения, которое некоторые отклонившиеся используют как основу для отказа от джихада ат-таляб, который Всевышний Аллах сделал средством для достижения господства религии. Он, Всевышний, сказал:

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение (фитна) и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху» (Аль-Анфаль, 8:39).

Всевышний также сказал:

«...чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Ат-Тоуба, 9:33 и Ас-Сафф, 61:9).

Всевышний также сказал:

«...пока они не станут добровольно платить джизью, чувствуя себя униженными» (Ат-Тоуба, 9:29).

Ибн Аль-Къайим, да помилует его Аллах, сказал: «Смысл джихада только в том, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, и чтобы религия вся была посвящена Аллаху». И он сказал: «Возвышение религии включает унижение неверия и его людей, подчинение их, обложение джизьей его лидеров и порабощение их шей, потому что это из религии Аллаха. И ничто не противоречит этому, кроме оставления неверных в их состоянии силы и установления их религии так, как они хотят, чтобы у них была власть и (преобладающее) слово".

И нет противоречия между тем, что было сказано и словами Всевышнего:

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Аль-Бакъара, 2:256).

(Это) потому что сражение обязательно, для того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего. И это не произойдет, пока мусульмане не нанесут поражение своим врагам и не вознесут законы Ислама над завоеванными странами. Что касается людей в этих странах, то если кто примет Ислам, то это будет прекрасно, а тех, кто будет упорствовать на своем неверии, их не следует принуждать. Он может остаться в своем неверии, но под властью мусульман. Отрицание принуждения в этом аяте Аль-Бакъары: "Нет принуждения в религии", относится к принуждению в вере. Что касается утвержденного принуждения в аяте из суры Ат-Тоуба: "...чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам", то это их принуждение из-за превосходства закона Ислама над ними, в то время как они остаются в своей религии.

Принятие джизьи от Людей Писания (Ахль Уль-Китаб) и тех, кто принимает их власть, утверждено в шариате: "...пока они не станут собственноручно платить джизью..." И их не принуждают в отношении Ислама. Что касается поклоняющихся идолам, относительно принятия джизьи у них существуют расхождения во мнениях. Просмотрите толкование: "Нет принуждения в религии" в "Тафсире Ибн Кассира".

Мусульманин должен знать, что вера в то, что Джихад Ат-Таляб является обязанностью мусульман, приводит к конфликту с современным международным правом, которое запрещает агрессию стран против друг друга и запрещает захват чужих земель – право, которое могущественные из них, внедряющие его, не принимают во внимание (отвергают) в отношение себя – и Всевышний Аллах сказал:

«Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня...» (Аль-Ма’ида, 5:44).

Всевышний также сказал:

«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему (Его религии)» (Аль-Хаддж, 22:40).

И все эти постановления обуславливают обладание силой и способностью. Когда же есть неспособность, существует обязательность добиваться способности, для того, чтобы исполнить эти обязанности. Всевышний сказал:

«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Чтобы вы ни израсходовали на Пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (Аль-Анфаль, 8:60).

Наши рекомендации