Основные направления буддизма
При жизни Гаутамы Шакьямуни буддизм не был оформлен как религиозное течение. Но, последователи Сиддхартхи создали разнообразные направления и школы буддизма и его священную литература.
Вообще, в буддизме сформировалось три основные школы:
ü Хинаяна (Малая колесница), или Тхеравада;
ü Махаяна (великая колесница);
ü Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм).
Специфика тхеравады сводится к правилам строгого следования нравственно-этическим нормам, обетам, заповедям для монахов и монахинь, поскольку только они входят в общину[58], а, следовательно, достигают просветления. Адептам этой школы не свойственны философские искания в отличие от других ветвей буддизма.
Махаяна серьезно трансформировала учение Будды. В самой природе Будды махаянисты видели божественное. Они разработали концепцию «космического Будды», который способен принимать разнообразные земные формы, чтобы спасать живых существ от страданий. Именно здесь верующие поклоняются огромному количеству бодхисатв (разным воплощениям Будд, просветленным существам)[59].
На базе махаяны в Китае и Японии в VI- XII вв. н.э. сформировалась школа чань-буддзима (дзен – в Японии). Основателями Чань-буддизма были индийские учителя Бодхидхарма и Кумараджива в IV веке. Чань впитал в себя рационализм Китая, его эволюция неотделима от истории патриархов данного направления. Каждый из них совершенствовал учение, придавая ему все более «китайские» акценты.
Китайские буддисты вели активную миссионерскую деятельность. Их стараниями буддизм был распространен в Корее, Вьетнаме. Но, пожалуй, самое значительное влияние Чань оказал на японское мировоззрение. Буддизм стал проникать в Японию в эпоху становления государственности, тогда китайские монахи становились учителями японских, для которых принципы буддизма оказались привлекательными.
Важно, что в школе дзен особое место занимает индивидуальное общение учителя с учеником, духовное совершенствование происходит через личное наставничество и уединение. Как правило, монастыри школы дзен располагались в отдаленных, уединенных местностях: в горах, в лесах.
Суть учения школы Чань сводится к 4 принципам:
v Не твори письменных поучений.
v Передавай традицию вне наставлений.
v Прямо указывай на человеческое сердце
v Прозревай природу и становись Буддой.
Наконец, в основе третьего направления буддизма — ваджраяны, или алмазной колесницы лежит вера в мгновенное просветление, что отличает его от других направлений буддизма, для которых характерно постепенное накопление духовных совершенств. Идейным центром данной школы является Тибет.
К традициям ваджраяны восходит и тантрический буддизм. Для понимания тантрического направления рассмотрим сначала сутры. Они занимают важное место в буддийском богослужении. Сутры, согласно приданию передавались самим Гаутамой ученикам в форме диалогов и были доступны широкой публике[60]. Сутра — название единицы текста Слова Будды[61]. Из них последователи махаяны создали популярные произведения «Лотосовая Сутра» и «Алмазная Сутра».
Сутры были первым видом учения Гаутамы для учеников, вторым стали Тантры. Они носят совершенно иной характер. Их Будда передал тайно только некоторым своим ученикам.«Являясь высшими поучениями, Тантры предполагают достижения Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и дворцов-мандал. А каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов…Ее можно «читать», изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации»[62].
Под влиянием Тантры сложился институт тантрических монастырей, в которых разработана специфическая система практик и ритуалов. В их основе лежит построение песочных мандал. Материалом для мандал служит измельченная горная порода, как правило, мрамор. Это своеобразный дворец Будды, в котором каждый элемент играет особую роль, несет специфическую символику.
Вообще символика занимает в буддистских ритуалах очень важное место. Каждое философское понятие имеет символическое значение. Вот только некоторые из них:
v единство всех вещей: бесконечный узел;
v духовное освобождение: золотые рыбки;
v чистота: цветок лотоса;
v знание: колокольчик;
v защита дхармы — зонтик и др.
Возвращаясь к мандалам, отметим, что ежегодно искусству построения этих домов Будды обучается 12 монахов. При этом, здесь нет места творческому самовыражению. Это кропотливый коллективный труд. Построение мандалы не несет в себе эстетических функция, хотя они очень красивы. Здесь монахами движет желание принести пользу как можно большему числу живых существ с помощью накопления положительной энергетики.
После завершения работы над дворцом, он разрушается. Почему, если безумного много труда вложено в это построение? Разрушение мандалы — это особый ритуал, смысл которого заключается в подчеркивании одного из важнейших постулатов буддизма. Монахи говорят: «Все в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения — это редкая возможность задуматься о бренности бытия. Прочувствовать это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию»[63].
Принципиально важно, что направления буддизма не враждуют между собой, поскольку буддизм не признает авторитета в вопросах учения о буддизме, считая, что познать Будду можно только на практике, на личном опыте. Поэтому в буддизме отсутствуют ереси[64].
Попыткой объединить все школы и направления буддизма стал тибето-монгольский ламаизм, возникший в V веке н.э. Основы теории ламаизма заложены Цзонхавой. 108-томное собрание «Ганджур» вобрал в себя и Хинаяну, и Махаяну, и Ваджраяну.
Несколько слов скажем о духовенстве. Буддийское духовенство — это монахи. Ламы и послушники дацанов (монастырей). В тибетском буддизме особый статус имеет институт хубилганов (перерожденцев) различных Будд, выдающихся подвижников вероучения. Именно с хубилганами связано происхождение высшего духовного авторитета — Далай-ламы, который считается воплощением одной из бодхитсатв — существо, достигшее просветления.
Таким образом, буддизм имеет разветвленную структуру. При этом все направления данной религии мирно сосуществуют и не борются друг с другом, так как Путь к просветлению для каждого индивидуален. В этой религии создана уникальная богослужебная практика, в основе которых лежит медитация.